Составление коммерческого акта
Коммерческим актом называется документ, удостоверяющий выявленные при перевозке утрату, порчу или повреждение груза, а также нарушение правил перевозок, которые могут служить основанием для возложения ответственности на виновного участника перевозки — перевозчика, отправителя, получателя груза.
Коммерческий акт составляется в случаях: повреждения или порчи груза; обнаружения груза без документов или документов без груза; хищения его или возвращения перевозчику похищенного груза; непризнания получателем груза своим; несоответствия груза его наименованию, массе или числу мест с данными, указанными в транспортных документах; разъединения партии груза из-за невозможности вместить его в вагон (кроме случаев перевалки массовых грузов, обезличенных при перевозке); проверки органами транспорта массы, объявленной отправителем по замеру или условной массе; вскрытия мест груза для проверки содержимого.
Акт составляют при выдаче груза или багажа получателю, передаче их смежному виду транспорта или немедленно при обнаружении обстоятельств, требующих составления акта (обнаружении груза без документов, хищении, разъединении партии груза и др.).
Обстоятельства, связанные с выполнением договора перевозки, но не требующие составления коммерческого акта, удостоверяются отметкой на обороте накладной и дорожной ведомости. Такие отметки ставят в случаях: недостачи массы, не превышающей норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весов (с учетом изменения влажности, а по зерну насыпью — также и сорности); недостачи или излишка груза в технически исправном судне с неповрежденными пломбами отправителя (по хлебным грузам такие недостачу и излишек оформляют коммерческими актами); недостачи или излишка груза, прибывшего с проводником грузовладельца; когда расчеты по недостаче между перевозчиком и отправителем производятся по итогу за навигацию; излишка груза при выдаче получателю. Неприбытие груза в установленный срок удостоверяется отметкой на предъявленной получателем квитанции дорожной ведомости. Отметки делает уполномоченный для этой цели работник порта, а при выдаче груза непосредственно с судна в пункте, удаленном от порта, - капитан судна.
Для удостоверения других обстоятельств, относящихся к перевозкам, применяют акты общей формы, которые составляют в случаях: отказа в приеме груза на перевозку или несогласия порта с суммой объявленной ценности, указанной отправителем; проверки массы, меры или числа мест груза (кроме случаев, оформляемых коммерческими актами); утраты документов, приложенных к накладной, или оставления проводником сопровождаемого им груза; повреждения судна или контейнера при погрузке или выгрузке средствами отправителя (получателя) или повреждения судном причала необщего пользования; подачи под загрузку непригодного или незачищенного судна; во всех случаях, когда составление акта необходимо по обстоятельствам дела или предусмотрено правилами перевозок.
Коммерческий акт является основным документом, обосновывающим претензию или иск получателя к перевозчику за причиненный при перевозке ущерб грузу. Он служит основанием для удовлетворения или отклонения претензии перевозчиком, а также для принятия решения арбитражным судом. Правильно составленный коммерческий акт способствует своевременному и надлежащему расследованию обстоятельств утраты, порчи или повреждения груза, помогает выявить причины и виновников некачественной перевозки, принять меры для предупреждения таких случаев и служит одним из средств борьбы за сохранность грузов. Бланк коммерческого акта является документом строгой отчетности и имеет печатный номер.
Ответственными за составление коммерческих актов являются перевозчик или организация, осуществляющая выдачу груза получателю.
Если груз сдается получателю в пункте, где нет представителей перевозчика, коммерческий акт составляют капитан судна и получатель, затем направляют его перевозчику.
Акт подписывается всеми участвовавшими в его составлении и проверке груза. В случае хищения или наличия признаков иного преступления к участию в составлении коммерческого акта привлекаются представители охраны.
Коммерческий акт составляют в трех экземплярах, четко, без помарок и подчисток. Первый экземпляр передается перевозчику, второй - получателю по его требованию (или вместе с передаточной ведомостью передается другому виду транспорта), третий хранится в порту назначения груза.
Обстоятельства, вызвавшие составление акта, излагают с точным указанием всех фактических данных. Предположения, догадки, выводы или заключения составителей в акт не вносят. Обоснованное, объективное заключение может быть сделано только с учетом всех результатов расследования.
Для установления причин утраты, порчи или повреждения груза и принятия соответствующих мер по их устранению, при составлении коммерческого акта необходимо соблюдать определенные условия.
Если груз был опломбирован, в акте необходимо указать состояние пломб, а также техническое состояние грузовых помещений судна и, в частности, возможность доступа к грузу без снятия пломб; если пломба повреждена, указать характер повреждения.
При неисправности тары в акте следует точно и по возможности подробно указать характер этой неисправности, в частности цела ли контрольная проволока или лента, сохранилась ли машинная зашивка мешков, имелась ли возможность изъять груз из упаковки и др. Если ящики, кипы или другая тара были опломбированы, проверяют состояние пломб и соответствие оттисков на пломбах указанным в транспортных документах. Не разрешается в коммерческом акте повреждение тары или упаковки указывать в общих выражениях (тара неисправна, упаковка повреждена и др.). Такие записи не дают ясного представления о повреждении и не способствуют выяснению причин происшедшего.
Если утрата или повреждение груза явились следствием неудовлетворительного технического состояния судна, в акте необходимо указать не только выявленные неисправности судна, но по возможности и причины их возникновения.
При утрате леса из плота в акте должны быть подробно указаны обстоятельства, вызвавшие эту утрату, состояние сплотки и крепления плота, выполнение командой плота своих обязанностей.
Во всех случаях утраты, порчи или повреждения груза необходимо проверить, точно ли соблюдались правила перевозок данного груза, а если были нарушения, то указать, в чем они заключались.
При составлении коммерческого акта на недостачу груза, подверженного усушке и имеющего сертификат или качественное удостоверение, следует указать, кем и когда они составлены и их номер, проверить влажность груза и указать процент влажности при приеме на перевозку и выдаче груза получателю.
Если для выяснения причин недостачи массы или числа мест груза вскрывают тару, необходимо сравнить наличие с данными, указанными в фактуре, и установить: имеются ли пустоты в ящике; мог ли недостающий груз поместиться в этих пустых местах или они являются результатом несоразмерности тары помещенному грузу; имеются ли беспорядки в упаковке (если в ящике обнаружены посторонние предметы, в акте приводят их подробное описание); для проверки соответствия выявленной (при вскрытии тары) недостачи части груза с недостачей массы, взвесив отдельно количество груза, равное недостающему; если в фактуре указана масса груза нетто, после осмотра состояния тары взвесить груз без тары, имея в виду, что недостача могла быть следствием усушки тары.
При выяснении недостачи груза не следует ограничиваться проверкой только поврежденных мест. В отправке, состоящей из нескольких мест, недостающий груз может оказаться уложенным в исправные места.
Все выявленные при проверке обстоятельства фиксируют в акте. В тех случаях, когда недостача, порча или повреждение груза были обнаружены до выдачи груза получателю или передачи другому виду транспорта и на них был составлен коммерческий акт (в пункте перевалки или отправления), а в состоянии груза дополнительных изменений не произошло, новый коммерческий акт не составляют. На копии акта, приложенной к транспортным документам, ставят отметку, что между указанными в нем данными и фактическим наличием груза при выдаче разницы нет.
В случае несоответствия между данными, указанными в ранее составленном коммерческом акте, и фактическим наличием груза составляют новый акт. В предшествующий акт никаких исправлений и дополнений вносить нельзя.
Денежную оценку утраченного или поврежденного груза всегда производят только в порту назначения по счетам, фактурам или с помощью экспертизы. При полной утрате груза денежную оценку не производят.