Силосы для хранения цемента
Введение
Транспортировка цемента может осуществляться двумя путями:
- Упакованный на производстве материал в мешки загружается при помощи автокаров и ручного труда. Таким образом перевозка цемента автотранспортом увеличивает затраты на расфасовку, оплату тары, оплату труда грузчиков, при этом наблюдаются потери при высыпании его из мешков и загрязнения. Данный способ подходит при необходимости транспортировки небольших объемов, а также для строительства.
- Рассыпной цемент (навалом) загружается в цистерну цементовоза при помощи шланга крупного диаметра, при этом не требуется ручной физический труд для загрузки-выгрузки, снижаются потери на количестве цемента и на оплате. Когда материал доставляется на место производства бетона, выгрузка производится благодаря дизельному или электрическому компрессору, который крепится к шасси автоприцепа и, создавая давление внутри цистерны, выгоняет цемент через патрубок в принимающую ёмкость. Бестарная перевозка цемента цементовозами предпочтительная при его транспортировки на производство бетона, для чего необходимы большие объемы. Бестарная перевозка цемента цементовозами исключает попадание мелких частиц цементной пыли в окружающую среду во время перемещения автотранспорта.
Несмотря на всю свою популярность и универсальность, цемент — весьма привередливый материал. Он поглощает не только непосредственно попавшую в него влагу, но и тянет ее из воздуха, постепенно превращаясь из вяжущего вещества в обычную цементную пыль, которая годится разве что в качестве песка. Привычный цемент в мешках или навалом в обустроенных хранилищах за полгода теряет до половины своей прочности. А если оставить его без движения, то за месяц он начнет слеживаться комками и каменеть.
Большие строительные предприятия и заводы оборудуют специальными силосами, которые способны обеспечить защиту от воды и атмосферной влажности, регулярное перемещение материала. Частные строители вполне могут обойтись привычной формой — в мешках по 25 – 50 кг, положив их на короткий срок в сухое помещение. С конца 20-го века быстрыми темпами начал набирать обороты выпуск цемента в так называемых биг-бегах, или МКР — мягких разовых контейнерах, позволяющих хранить и переносить сразу до 2 тонн материала. Качественный МКР представляет собой полипропиленовый мешок большого объема с полиэтиленовым водонепроницаемым вкладышем и особым образом вшитыми стропами. Сухой свежеприготовленный цемент засыпается и изолируется в контейнере для минимального воздействия влаги.
Сегодня большая часть отечественных предприятий для перевозки и хранения цемента все чаще старается использовать БИГ-БЭГи (мягкие контейнеры), оценив по достоинству все их преимущества. Объемы перемещаемого, с помощью биг-бэгов, цемента достигли несколько сот тысяч тонн/год и продолжая увеличиваться, практически вытеснили транспортировку навалом.
Цемент — это сложный порошкообразный материал, обладающий текучестью и, при попадании небольшого количества воды, способный быстро преобразовываться в твердеющую массу; имеет ограниченный срок хранения; не выносит длительной, а главное не герметичной транспортировки.
Цементовозы
Цементовоз предназначен для перевозки бестарного цемента. Цементовозы изготовляют с горизонтальными и вертикальными резервуарами. Цементовозы бывают с гравитационной, механической, аэрационной и пневматической разгрузкой (наиболее распространены). По ходовой части различают цементовозы: автомобильные (автоцементовозы), железнодорожные (вагоны-цементовозы), речные и морские (суда-цементовозы).
Автоцементовозы применяются для доставки цемента с цементных заводов и элеваторов на заводы железобетонных изделий и стройки на расстояние до 150 км.
Автоцементовоз - специальный автомобиль с прицепом цистерной, для доставки навального цемента и минерального порошка. Когда речь идёт о навальном цементе, имеется ввиду - нетарированный (не в мешках) рассыпной цемент. Чаще всего, цемент в таком виде (навал) поставляется на заводы производящие ЖБИ и ЖБК, и на различные бетонные узлы, БСУ, РБУ, не имеющие подъездных железнодорожных путей. Продукция таких заводов, как правило, дороже чем у конкурентов, обеспеченных ж/д веткой. Ведь, доставка цемента на автотранспорте - всегда дороже железнодорожной перевозки.
Автоцементовозами целесообразно доставлять сыпучие материалы на расстояния до 300 км. Причем эта доставка не зависит от капризов погоды, что очень важно для потребителей цемента, представляющих промышленность, строительство и сельское хозяйство.
Автоцементовозы по грузоподъемности бывают:
- легкими (от 3 до 7 тонн);
- средними (7-12 т);
- тяжелыми (более 12 т),
Автоцементовозы по загрузочному процессу:
- самозагружающимися;
- несамозагружающимися,
Автоцементовозы по виду сцепления емкости с машиной:
- полуприцепами-цистернами;
- прицепами-цементовозами;
- автоцистернами (когда емкость смонтирована прямо на шасси автомобиля).
В большинстве цистерн применяется гравитационный тип загрузки. Иногда движущей силой этого процесса является вакуум, который создается специальной системой, а при опорожнении применяется компрессорное оборудование, принцип работы которого довольно простой. Вследствие того, что в емкость нагнетается воздух, полость разгрузочного конуса заполняет аэрированный цемент, которому далее ничего не остается, как вытекать в приемный бункер. А поскольку углы наклона конусов большие, то это позволяет извлечь материал почти полностью.
Цементовозы могут отличаться разным количеством загрузочных люков, длиной и диаметром цистерны, типом емкости для перевозки цемента, скоростью саморазгрузки и пр.
Приготовленный к транспортировке груз загружается в емкость посредством специально предназначенных для этого загрузочных люков, а выгрузка производится посредством конусов, расположенных снизу.
Чем длиннее цистерна, тем больше на ней загрузочных люков и разгрузочных конусов: от 3 до 8 и от 1 до 5, соответственно.
Компоновка цистерны может быть как по горизонтали, так и по вертикали. Обычно ее выполняют V-образной формы, чтобы нагнетаемый в цистерну воздух поднимался, а цементный порошок оседал вниз.
Схема погрузки-разгрузки
С цементного элеватора (иногда прямо с вагона), через специальный шланг большого диаметра, производится перекачка портландцемента в цистерну автомобиля цементовоза. Цементовоз приезжает на объект разгрузки. С помощью специального шланга (d=100мм), разгрузочный кран цистерны цементовоза присоединяется к приёмному патрубку емкости, на объекте разгрузки. Как правило - это цементный силос, или иная тара, в которой будет храниться цемент. Водитель цементовоза, специальным компрессором накачивает воздух, чтобы создать давление в полости цистерны (около 2 атм.) Далее, открывается кран на принимающем силосе, затем - на цементовозе, и начинается перекачка цемента, за счёт постоянного нагнетания воздуха компрессором, в цистерну автоцементовоза.
Компрессоры у автоцементовозов бывают дизельными и электрическими. Работа дизельного компрессора цементовоза - полностью автономна. Что не скажешь об компрессорах электрических. Мощность такого электрокомпрессора - редко бывает меньше 10 кВт 3-фазного напряжения. Обычно, современные компрессоры у цементовозов имеют электродвигатели с мощностью 22 кВт. Доставка цемента на цементовозах с электрокомпрессором - зачастую связана с подобными проблемами:
- Несовпадение вилок-розеток на цементовозе и на щитке электропитания в пункте разгрузки.
- Недостаточная мощность питающей сети на объекте разгрузки.
- Несовпадение порядка фаз.
- Разные варианты подключения нулевого проводника и заземления.
Силосы для хранения цемента
Силосы для цемента - это основа надёжного и удобного способа хранения цемента, извести, песка, строительной смеси и ряда других сыпучих материалов. Это связано прежде всего с тем, что стальной силос, как и железо-бетонный силос - это закрытая цилиндрическая емкость вертикального типа, которая защищает содержимое от воздействия окружающей среды, а для хранения цемента и извести воздействие влаги приводит к их непригодности для дальнейшего использования. Кроме этого, конструкция силоса позволяет оперативно производить выгрузку и загрузку материалов.
Назначение
Силос цемента — это емкость для хранения сухого цемента, строительных смесей или иных мелкодисперсных материалов используемых в строительстве или производстве строительных элементов различного назначения.
При производстве бетона металлический, железобетонный или пластиковый силос является основой для хранения цемента, который позволяет передавать сухой цемент непосредственно в камеру, где происходит смешивание цемента с песком, водой и наполнителем (щебень, гравий и т.п.) и т.о. происходит приготовление бетонного раствора, который отгружается в цементовоз или какую-либо тару для перевозки к месту использования.