Важной особенностью функционирования ВВТ после его денационализации стало структурное выделение речных портов в самостоятельные производственные предприятия. Если до этого схема транспортного процесса была предельно проста и состояла, в большинстве случаев, из цепочки «грузоотправитель - государственное предприятие пароходство - грузополучатель», то после реформирования ВВТ появились самостоятельные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в портах, а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели судовладельцы - перевозчики. В связи с этим, в схеме транспортного процесса появились новые отношения. Кроме того, если существовавшая в условиях централизованного управления отраслью система жесткого планирования делала договорные отношения участников перевозки по большей части формальностью, то при переходе к рыночным отношениям в экономике роль договора существенно возросла. Одним из основных аспектов договорного регулирования при перевозке грузов являются взаимоотношения грузовладельцев (владельцев буксируемых объектов), субъектов предпринимательской деятельности в портах и перевозчиков (буксировщиков).
Так, в соответствии со ст. 791 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.6 ст.73 Кодекса внутреннего водного транспорта, погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором. Такая норма предполагает различные варианты построения отношений между грузовладельцами, субъектами предпринимательской деятельности в порту и перевозчиками, т.е., вопрос о том, на кого из участников перевозки возлагается обязанность по погрузке и выгрузке груза решается в соответствии с правилами перевозок или в договорном порядке. Ранее, в условиях плановой экономики, необходимости решения такого вопроса при перевозке грузов не существовало, так как обязанность по погрузке и выгрузке груза лежала в основном на перевозчике (пароходстве), поскольку порты входили в систему пароходства.
В настоящее время определилось несколько вариантов организации взаимоотношений между участниками перевозочного процесса при перевозке грузов.
Так, перевозчик, при заключении договора перевозки может взять на себя обязанность по организации выполнения перегрузочных работ. Для выполнения этой обязанности перевозчик заключает договор на погрузку или выгрузку с соответствующей организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими эту деятельность в порту отправления и назначения (исключение составляют случаи, когда перевозчик имеет в своем составе речные порты). При этом отношения между ними будут строиться по принципу выполнения субъектом предпринимательской деятельности в порту определенных услуг в интересах перевозчика и должны регулироваться нормами гл. 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка». В этом случае перевозчик несет ответственность за сохранность груза перед грузовладельцем, начиная с момента приема груза для перевозки. Однако, при этом, он имеет возможность предъявить соответствующие требования к организации или индивидуальному предпринимателю, с которыми у него заключен договор на осуществление погрузки (выгрузки), в случае, если несохранность груза при погрузке (выгрузке) будет допущена по их вине. Как правило, в портах выполняются не только перегрузочные операции, но и операции по хранению грузов. В этом случае перевозчик заключает договор отдельно с организацией, выполняющей перегрузочные операции и операции по хранению. Эти организации могут от имени перевозчика выполнять операции, связанные с оформлением перевозочных и иных транспортных документов, предъявлением требования о надлежащей подготовке груза для перевозки, приведению судна в состояние, пригодное для перевозки и др. В свою очередь, перевозчик, при наличии у него соответствующих организационно-технических возможностей, может сам выполнять эти операции.
Более углубленной разновидностью указанного варианта является случай, когда субъекты предпринимательской деятельности в порту могут взять на себя оказание определенных услуг перевозчику, в том числе заключение договоров перевозки, прием и выдачу грузов, оформление перевозочных документов и др., т.е. в принципе, тот же комплекс услуг, который оказывается ими для грузовладельцев, в соответствии с договором транспортной экспедиции, но в интересах перевозчика. В этом случае, отношения между перевозчиком и субъектами предпринимательской деятельности в порту строятся по агентскому договору и должны регулироваться нормами гл. 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование». При этом организация или индивидуальный предприниматель несут перед перевозчиком ответственность в соответствии с условиями агентского договора.
С другой стороны, в договоре перевозки может быть предусмотрена обязанность грузоотправителя - погрузить и выгрузить груз. В этом случае груз сдается грузоотправителем перевозчику непосредственно на судне, и выдается грузополучателю также непосредственно с судна, а организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в порту, непосредственно взаимодействуют только с грузоотправителем или грузополучателем. При этом, взаимоотношения между ними могут быть построены по двум схемам. Так, субъект предпринимательской деятельности в порту может взять на себя выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, таких, например, как заключение договора перевозки с перевозчиком, прием и выдача груза, оформление перевозочных документов и др. В этом случае, отношения между организацией или индивидуальным предпринимателем, работающими в порту, и грузовладельцем имеют признаки договора транспортной экспедиции и регулируются нормами гл. 41 Гражданского кодекса РФ «Транспортная экспедиция». В свою очередь, отношения между субъектами предпринимательской деятельности в порту и перевозчиками, регулируются гл. 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка» и гл. XI «Перевозки грузов» Кодекса ВВТ РФ. С другой стороны, организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в порту, могут выполнять для грузоотправителя (грузополучателя) только выполнение перегрузочных операций. В этом случае отношений между перевозчиком и субъектами предпринимательской деятельности в порту не возникает вообще, а отношения между последними и грузовладельцами строятся на основе договора подряда в соответствии с нормами гл. 37 Гражданского кодекса РФ «Подряд». Во всех этих случаях перевозчик несет ответственность за несохранность с момента приема груза на борту судна и до момента выдачи груза получателю или уполномоченному им лицу также на борту судна. Ответственность за несохранность груза произошедшую в процессе погрузки и выгрузки грузов, а также за время хранения грузов в портах несет организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в портах.
Основные схемы взаимоотношений между грузовладельцами, перевозчиками и субъектами предпринимательской деятельности в портах приведены на рис.1.1 и 1.2.
Следует отметить, что приведенные схемы не исчерпывают все возможные взаимоотношения, возникающие при организации перевозок грузов, и не исключают друг друга, т.е. могут сосуществовать одновременно. Одни договоры могут быть заключены по одной из приведенной схем, а другие - по какой-либо другой. Таким образом, организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в порту могут одновременно выполнять функции перевозчика, экспедитора, агента и, при этом, оказывать услуги по перегрузке грузов.
Аналогичным образом могут строиться взаимоотношения между перевозчиками, субъектами предпринимательской деятельности в пассажирских портах и пассажирами, а также между буксировщиками, отправителями и получателями буксируемых объектов.
Прием груза
Рис. 1.1 Структурная схема взаимоотношений между грузовладельцами, перевозчиками и субъектами предпринимательской деятельности в портах, в случае, когда погрузка и выгрузка груза является обязанностью перевозчика |
Организация, осуществляющая перегрузочные работы |
Организация, осуществляющая перегрузочные работы |
Организация, осуществляющая хранение грузов в порту |
Организация, осуществляющая хранение грузов в порту |
Прием груза
Организация, осуществляющая хранение грузов в порту |
Организация, осуществляющая перегрузочные работы |
Выдача груза
Организация, осуществляющая перегрузочные работы |
Организация, осуществляющая хранение грузов в порту |
Рис1.2. Структурная схема взаимоотношений между грузовладельцами, перевозчиками и субъектами предпринимательской деятельности в портах, в случае, когда погрузка и выгрузка груза является обязанностью грузовладельцев |
Глава 2. Правовое регулирование перевозок грузов, пассажиров и багажа, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на внутреннем водном транспорте