Глава 1. Принципы организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте

Л.В. Багров

Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте:Учебник, – 3-е изд., исправл. и доп. – М:

Содержит три раздела по основам знаний о коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта, её организации, технической базе, правовом регулировании перевозок грузов. Особое внимание уделено основам грузоведения и правилам перевозок грузов, коммерческим операциям в пунктах отправления и назначения грузов, в пути следования грузов, вопросам коммерческой работы с участием смежных видов транспорта в условиях рыночных отношений, прямым перевозки, тарифам.

Основная задача учебника – углубленное знакомство с теорией и практикой организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте.

Предназначен для студентов транспортных ВУЗов, колледжей и училищ. Издание адресовано самому широкому кругу читателей, интересующихся организацией коммерческой работы на водном транспорте.

Рецензент – доктор экономических наук, профессор К.И. Плужников

Научный редактор – кандидат технических наук В.Г. Фомин.

Одобрено кафедрами «Коммерческой эксплуатации и внешнеэкономических связей» и «Менеджмент на водном транспорте» ФГОУ Московской государственной академии водного транспорта.

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом МГАВТ.

От автора

Учебник написан в соответствии с программой курса «Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте» и предназначен для студентов транспортных ВУЗов, обучающихся по специальности «Коммерческая эксплуатация и внешнеэкономические связи». Он знакомит с основами знаний о принципах организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте, ориентированной на условия рынка транспортных услуг и современные взаимоотношения грузовладельцев и перевозчиков грузов и пассажиров. Особое внимание уделено основам коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта, общим правилам выполнения коммерческих операций, грузоведению и перевозкам грузов с участием различных видов транспорта, однако не забыты и прямые перевозки, техническая база, технологии перевозки, тарифная политика, документооборот коммерческой эксплуатации на внутреннем водном транспорте.

Работа над третьим изданием, в процессе которой автором были учтены замечания и пожелания читателей книги второго издания (в основном работников транспортных предприятий и ВУЗов, непосредственно использующих материалы книги в практической и научно-педагогической работе), выявила необходимость определенной переработки её в свете современных рыночных отношений.

Излагаемый материал базируется на основе многолетнего опыта работы автора на водном транспорте, современных достижениях научно-технического прогресса технических средств и транспортных технологий, общетеоретических курсах экономики и управления предприятий транспорта.

Автор выражает благодарность К.И. Плужникову и В.Г. Фомину за ряд ценных замечаний и предложений, сделанных ими при просмотре рукописи, а также всем специалистам и научно-педагогическим работникам, в разное время обратившим внимание на те или иные упущения в книге, изданной в 1985 году.

Автор с благодарностью рассмотрит все пожелания и замечания по книге, которые просит направлять по адресу: 117105, Москва, Новоданиловская наб., д.2, корп.1.

Введение

Транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.

На начало XXI в. доля транспорта в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляла более 8 %, в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет – 15 %; численность работников отрасли - 3,1 млн. человек, или 7 % экономически активного населения. Инвестиции в развитие транспорта составляют около 18 % от общего объема вложений в основной капитал.

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х го­дов ХХ в., существенно изменил условия работы транспорта и характер спроса на транс­портные услуги. Значительно возросла роль транспорта в экономике и взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований в стране. На­чиная с 2000 года, рост транспортных услуг в среднем в год составлял, например, для грузовых перевозок 3,8 %.

Внутренний водный транспорт (ВВТ) является одной из составных частей единой транспортной системы Российской Федерации.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, (КВВТ РФ, 2001 г.) оп­ределяет, что «внутренний водный транспорт Российской Федерации - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляю­щего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него орга­низациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации». В свою оче­редь, судоходство определяется как «деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, поч­товых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения по­исков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротех­нических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледоколь­ной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей».

Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей (ВВП). Сеть современных внутренних водных путей создавалась с учетом комплексного решения проблем судоходства, водоснабжения населенных пунктов и городов, выработки электроэнергии, орошения, сохранения экологического равновесия. Строительство соединительных каналов и судоходных шлюзов объединило отдельные речные бассейны в Европейской части страны в уникальную по своим масштабам и возможности Единую глубоководную систему, которая позволяет транспортировать товары внутри страны на тысячи километров, а также в международном сообщении в судах смешанного «река–море» плавания в корреспонденции с портами, расположенными в бассейнах Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей, без их перевалки.

По состоянию на 2010 г. общая протяженность пригодных для судоходства внутренних водных путей составляет 101,5 тыс. км, которые обеспечивают транспортное обслуживание 61 субъекта Российской Федерации, а также внешнеторговые перевозки. На внутренних водных путях функционируют 119 речных портов общего пользования.

Основной вид деятельности внутреннего водного транспорта России - грузовые перевозки. В ряде регионов Российской Федерации внутренний водный транспорт продолжает оставаться единственным видом транспорта и в значительной мере определяет их жизнедеятельность и экономическое развитие (например, населенные пункты, расположенные в бассейнах рек Колыма, Индигирка, Лена, Обь, Енисей и др.).

Благодаря использованию системы смешанных железнодорожно-водных перевозок и широкой сети портов перевалки внутренний водный транспорт обеспечивает экономические связи практически всех районов, расположенных на внутренних водных путях, находящихся в стороне от магистральных железных дорог.

Осуществляется взаимодействие внутреннего водного транспорта с морским и автомобильным транспортом.

В период социально-экономических реформ (90-е г. XX столетия) в работе внутреннего водного транспорта произошел ряд принципиальных изменений, в частности:

в результате приватизации и акционирования вместо 21 речного пароходства, в состав которых входили порты, судоремонтные и судостроительные предприятия, а также предприятия связи, капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства, в отрасли было образовано более 2 тыс. субъектов, занимающихся деятельностью на коммерческой основе;

осуществлен переход от административного отраслевого управления к регулированию деятельности хозяйствующих субъектов на основе лицензирования, тарифной, налоговой, таможенной и бюджетной политики.

Следовательно, коренным образом изменились отношения в области коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта, а также требования к ее содержанию. Все это обусловило новые подходы к организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте, попытка учесть которые и осуществлена при переиздании настоящего учебника, сохраняя, при этом, известную преемственность с его последним изданием в 1985 г.

В составе эксплуатационной науки коммерческая эксплуатация внутреннего водного транспорта занимает ведущее место, наряду с организацией работы флота и портов, а также судовождением.

Как научная дисциплина коммерческая эксплуатация развивалась на основе обобщения опыта работы различных видов транспорта. В разработку основных положений коммерческой работы на внутреннем водном транспорте значительный вклад внесли В.Х.Ахилло, Е.Д.Бучин, Н.А.Красильников, И.С.Краев, Г.И.Майорский, А.П.Родина, А.И.Телегин, М.Е.Ходунов, Е.Ф.Завитаев и др.

Раздел I. ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Глава 1. Принципы организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте

Наши рекомендации