Организация управления стивидорной деятельностью в порту
Организация управления портами в советское время основывалась на понятии порт, как государственное предприятие. Кроме функций, связанных с управлением портом, самой главной функцией в порту являлась стивидорная деятельность, т.е. по сути, это была крупная стивидорная компания. Такой порт предназначался, прежде всего, для обслуживания судов, осуществления погрузки/разгрузки и других видов портовой деятельности. С 1992 года государственные морские и речные порты в основном были преобразованы в JFJ? Порты в форме государственных предприятий практически были ликвидированы, остались только такие порты, как Махачкала, Оля и ряд речных портов. В процессе акционирования и приватизации государственного имущества были образованы частные компании. Так на морском транспорте вместо 343 государственных предприятий или соответственно крупных государственных стивидорных компаний к настоящему времени сформировалось более 220 стивидорных компаний. Стивидорной компанией будем называть юридическое лицо, осуществляющее погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза, иные работы и услуги, связанные с обработкой и обслуживанием судов, других транспортных средств и грузов. Стивидорная компания, осуществляющая хранение грузов, является владельцем складов временного хранения и имеет соответствующую лицензию таможенных органов. Если стивидорная компания образована в форме ГУП, то по своей сути, как правило, она выполняет функции управления портом, если она является единственной стивидорной компанией в порту. Таких форм организационного управления стивидорной компанией и портом еще достаточно много на речном транспорте, на морском транспорте таких стивидорных компаний всего две: Махачкала и порт Оля. По своей сути организационное управление такой стивидорной компанией практически не отличается от понятия морской порт в КТМе выпуска 1968 г Гл. 4. Т.е. морской порт является государственным предприятием, управление портом осуществляет начальник порта, который является руководителем государственного предприятия, и это государственное предприятие осуществляет в порту практически все виды государственной деятельности, включая функции капитана порта, т.е. порт осуществляет не только коммерческие операции, такие как погрузка/разгрузка, хранение груза, швартовые операции и т.д., но и все функции по обеспечению безопасного мореплавания и порядка в порту. Во многих речных портах сохранилась подобная практика, особо следует подчеркнуть, что и диспетчерское управление в порту, начиная с главной диспетчерской порта, также осуществляется государственным предприятием. В большинстве других морских и речных портов на территории и акватории порта, как правило, функционирует по несколько стивидорных компаний, образованных в форме ОАО, ООО, ЗАО и т.д. Кроме того, на ряду со стивидорной деятельностью другие виды деятельности выполняются также, в основном частично компаниями – это транспортно-экспедиторские, агентские и другие компании, которые при обслуживании судов и грузов взаимодействуют со стивидорными компаниями. Стивидорные компании в основном выполняют погрузочно-разгрузочные работы и хранение груза, и только крупные стивидорные компании, преобразованные из гос. предприятий в ОАО, на ряду с чистой стивидорной деятельностью выполняют другие услуги. Следует отметить, что управление стивидорной деятельностью в этих крупных стивидорных компаниях постепенно преобразуется в крупные стивидорные компании в форме ОАО, постепенно реорганизуясь из единого общества в компании, в которых стивидорные компании являются дочерними компаниями JFJ? и как правило, они образуются в форме ООО.
Как правило, со 100% капиталом.
ОАО “Владивостокский морской торговый порт”
ОАО “Санкт-Петербургский морской торговый порт”
ОАО “Порт Восточный”
ОАО “Московский Южный порт”
В дальнейшем для привлечения капитала и дополнительных инвестиций ОАО часть акций своих стивидорных компаний продает другим собственникам, т.о. организационное управление воспроизводством стивидорных компаний существенно улучшается, что позволяет стивидорным компаниям развивать свою производственную деятельность. В некоторых случаях частные компании, такие как, порт Ванино, по сути, выполняют все функции в порту, но государственные функции по надзору и контролю выполняет администрация морских портов. В тоже время есть особенность этих стивидорных компаний по взиманию портовых сборов. Порт Ванино взимает полностью портовые сборы. В порту Приморск стивидорная компания образована со 100% государственным капиталом, хотя образована она в форме ООО.
Большинство стивидорных компаний на морском и речном транспорте, преобразованных из государственных предприятий в ОАО, управляется частично не только частным капиталом, но и государством, через пакет акций, как правило, равный 20%. Соответственно, в совет директоров этих компаний входят представители государства.