Перевозки груза мелкими отправками
Действующая система снабжения потребителей товара, интересы товарооборота и особенности потребительских свойств самих грузов обусловливают необходимость их перевозки мелкими и сборными отправками, хотя организация таких перевозок сопряжена с дополнительными затратами на транспортирование.
Мелкими и сборными отправками можно перевозить любые грузы, но преобладают в этой категории грузы народного потребления (мука, крупа, макаронные и кондитерские изделия, сахар, консервы, ткани, готовое платье, обувь, галантерея, посуда, электробытовые товары и др.) и грузы материально-технического снабжения (метизы, краски, резинотехнические изделия, бумага, оборудование и др.). Сложность такой перевозки обусловлена чрезвычайным многообразием грузов (более 10 тыс. наименований), их физико-химических свойств, высокой ценностью большинства их, различием тары и упаковки, трудностью комплексной механизации перегрузочных работ. Раздельное складирование мелких отправок ограничивает использование вместимости складов.
Вследствие этого коммерческим работникам надо добиваться максимального переключения тарно-штучных грузов на перевозку в контейнерах или укрупненными пакетами.
Необходимо учитывать следующие особенности перевозок грузов мелкими и сборными отправками, которые определяют организацию работы по их приему и доставке в пункт назначения: как по плану, так и без плана; разнообразие физико-химических свойств и условий приема и сдачи мелких отправок по числу мест и по массе.
Вследствие высокой стоимости грузов необходима внимательная проверка состояния тары и упаковки, соответствия ее стандартам и техническим условиям. Большой удельный объем значительной части грузов, перевозимых мелкими отправками, создает затруднения в использовании грузоподъемности судов.
Мелкие отправки грузов имеют наиболее разветвленную сеть корреспондирующих между собой пунктов отправления и назначения.
Грузовые районы порта, специализированные на переработке мелких отправок, должны иметь благоустроенные подъезды и территорию, необходимую складскую площадь, весы, инвентарь и соответствующие погрузочные механизмы.
В интересах рациональной организации погрузки и выгрузки грузов склады порта или секции склада должны быть специализированы с учетом свойств груза, разделены на зоны прибытия и отправления, а в зоне отправления выделены участки по направлениям движения и по пунктам или районам назначения.
Чтобы обеспечить установленные сроки доставки, прием к перевозке мелких отправок на склады порта необходимо планировать с учетом расписания движения судов.
При складировании необходимо строго соблюдать правила укладки мелких отправок.
Рис. . Формирование на поддоне пакета различных грузов: а) ящичных, б) мешковых, в) киповых, г) бочковых
При перевозках тарно-штучных грузов, их укладывают в штабеля следующим способом:
прямая укладка, чаще применяемая для грузов в ящичной упаковке, упрощает подсчет мест, но при большой высоте штабель недостаточно устойчив;
перекрестная укладка - штабель устойчивый, но несколько осложняется укладка груза;
обратная укладка - мешки в штабеле укладывают завязкой или сшивкой внутрь.
Рис. . Способы формирования штабелей мешковых и ящичных грузов: а) прямая кладка, б) уступом, в) и к) крест-накрест, г) крест-накрест с перевязкой, д) и з) тройником, е) и и) пятериком, ж) колодцем.
Высота штабеля зависит от свойств груза и прочности тары или упаковки. При складировании необходимо учитывать особенности груза и правила их перевозки.
Тарно-штучные грузы мелкими отправками принимают к перевозке, как правило, с предварительным визированием перевозчиком транспортных документов. Выдавая разрешение на прием груза к перевозке, порт может установить время завоза груза с тем, чтобы обеспечить равномерный его прием в течение операционных суток и подготовку к сроку отправления судна по расписанию.
Своевременное отправление грузов мелкими отправками во многом зависит от рационального использования провозной способности судов и правильного планирования их загрузи.
Организация рациональной отгрузки мелких отправок особенно важна при перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. При перевозке таких грузов предусматриваются рациональные схемы направлений таких перевозок с учетом того, в каких пунктах должна производиться их перевалка на железную дорогу.
Большую часть тарно-штучных грузов на внутреннем водном транспорте перевозят в контейнерах в соответствии с правилами перевозки груза в контейнерах. Лишь для некоторых грузов (опасных, скоропортящихся, хлебных и др.), предъявляемых преимущественно мелкими и сборными отправками, утверждены специальные правила перевозки.
Мука и крупа - продукты переработки зерна, поэтому при их перевозке должны соблюдаться все требования, предусмотренные в правилах перевозки хлебных грузов. Упаковывают муку и крупу в плотные мешки с двойной ушивкой верхнего края. При приеме к перевозке необходимо проверять исправность тары.
Для хранения хлебных грузов нужно использовать сухие склады с хорошей вентиляцией, защищенные от проникновения солнечных лучей. Мешки с мукой и крупой укладывают в штабеля высотой 15…18 рядов, на стеллажи или прокладки. Груз необходимо предохранять от амбарных вредителей и грызунов. При появлении признаков слеживаемости штабеля надо переложить.
Табак и табачные изделия сильно поглощают влагу, обладают резким запахом и воспринимают посторонние запахи. Эти особенности определяют условия их хранения и перевозки, нельзя складывать табачные изделия и табак вместе с другими грузами, издающими или воспринимающими запах. Их хранят в сухих складах с умеренной влажностью и температурой до 15о С.
Масла и жиры растительного и животного происхождения при длительном хранении на воздухе и под воздействием света и микроорганизмов легко портятся, прогоркают, приобретают неприятный вкус и запах. При их перевозке необходимо соблюдать Правила перевозки скоропортящихся грузов. Для хранения необходимы прохладные затемненные помещения.
Волокнистые вещества разделяют на две основные группы: натуральные (хлопок, лен, пенька, шерсть, шелк и др.); химические искусственные (вискозные, ацетатные) и синтетические (капрон, нейлон и др.). Искусственные и синтетические волокна негигроскопичны и устойчивы против гниения; натуральные - обладают высокой гигроскопичностью, в зависимости от степени влажности их масса может изменяться. Из-за высокой гигроскопичности натуральные волокнистые материалы подвержены гниению, само нагреванию и самовозгоранию. Процесс самонагревания и возгорания ускоряется в присутствии масла. Под воздействием солнечных лучей натуральные - волокна теряют прочность.
Для перевозки волокнистые материалы упаковывают в тюки и кипы, обтянутые мешковиной. Грузовые помещения судна и портовые склады должны быть сухими, с предохранением груза от воздействия солнечных лучей. Не допускается совместная укладка волокнистых материалов с маслами.
Каучук натуральный - это млечный сок каучуконосных растений, который подвергается свертыванию под действием муравьиной или уксусной кислоты.
Искусственный или синтетический каучук - продукт, получаемый в результате химических процессов образования высокомолекулярных соединений (полимеризации).
Синтетический каучук обладает свойствами, которые определяют требования к их упаковке, хранению и перевозке, peгламентированные соответствующими ГОСТами.
Натуральный каучук легко загорается и интенсивно горит, под воздействием кислорода воздуха и солнечных лучей теряет эластичность. При подмочке в нем начинается процесс гниения, который сопровождается выделением теплоты и влаги, что усиливает гниение и быстро приводит каучук в негодность. Загрязнение его землей, щепой, нефтепродуктами приводит кпотере товарных качеств. Следовательно, при хранении и перевозке надо оберегать каучук от подмочки, воздействия солнечных лучей и загрязнения.
Бумага, целлюлоза - материал, получаемый в результате переработки растительных волокон, главным образом древесины. К перевозке груз предъявляют обычно упакованным в кипы или в рулонах. Бумага и целлюлоза впитывают влагу, вследствие чего теряют качество и изменяют цвет. Под воздействием солнечных лучей белая бумага желтеет, цветная выгорает. Поэтому при перевозке и хранении надо предохранить ее от подмочки и воздействия солнечных лучей, а при перегрузке соблюдать осторожность, чтобы не помять кромки торца рулона. При укладке допускается высота штабелей из кип до 12 рядов, из рулонов - не более 3 рядов.