Построение диаграмм пассажиропотоков
Диаграммы пассажиропотоков строятся за определенный период времени (как правило за сутки) и отражают размеры перемещения пассажиров между раздельными пунктами рассматриваемого полигона, направления или пригородного участка (для одного направления может иметь место построение нескольких диаграмм, например на летний и зимний периоды для дальних и местных пассажирских перевозок; на будни, выходные и праздничные дни отдельно для летнего и зимнего периода - для пригородных перевозок и т.п.).
Наиболее простую форму имеют диаграммы дальних и местных пассажиропотоков (рис.2.2). В основе их построения лежат данные о совершенных поездках, получаемые из АСУ "Экспресс".
а)
А Б В Г Д
3470
765
984
2345
342
655
284
б)
А Б В Г Д
6495 8922 8754 6887
Рис.2.2 Диаграммы отдельных струй (а) и густоты (б) пассажиропотоков
На основе таких данных устанавливаются маршруты поездок пассажиров: определяются струи пассажиропотоков между крупными населенными пунктами (рис.2.2,а), а их суммирование по отдельным участкам позволяет построить диаграмму густоты пассажиропотоков (рис.2.2,б).
Как для дальних и местных, так и для пригородных пассажирских перевозок с достаточной степенью точности можно считать одинаковыми пассажиропотоки, перемещаемые в четном и нечетном направлениях.
Изучение пригородных пассажиропотоков позволяет выявить их распределение по участку (густоту), остановочные пункты с интенсивной посадкой и высадкой пригородных пассажиров, неравномерность (сезонную, суточную и почасовую) и в конечном итоге определить размеры движения пригородных поездов по зонам в зависимости от времени года, дней недели и часов суток, рациональное число "скороходов" и "тихоходов", а также обосновать количество остановок пригородных поездов на каждом остановочном пункте.
Известно несколько способов определения пассажиропотоков: талонный; непосредственного подсчета входящих и выходящих пассажиров на головной станции или на любом другом остановочном пункте (приближенный способ); с использованием отчетных материалов. Возможны также комбинации этих способов.
Талонный способ состоит в разработке учетного талона, на бланке которого время отправления и станции обозначаются условными цифрами. Бланки учетных талонов печатают типографским способом для четного и нечетного направлений разных цветов. Каждому остановочному пункту присваивается номер. При выдаче талона прочеркивается время и станция отправления. Талоны обрабатываются в следующей последовательности:
ü группировка пассажиропотока по участкам и зонным станциям;
ü составление сводной таблицы межзонной корреспонденции пассажиров с поправкой на недоучет пассажиров и на среднегодовой прирост пассажиропотока.
ü группировка пассажиропотоков в отдельные струи для выделения поездов-скороходов;
ü определение размеров движения пригородных поездов по часам суток за рабочий день, субботу и воскресенье.
Талонный способ позволяет получить наиболее точные данные о пассажиропотоках участка (межстанционную корреспонденцию по дням недели, часам суток, густоту пассажиропотока и др.). Однако он требует большой организационной работы и дополнительных средств на обработку талонов.
При учете пассажиров на платформах остановочных пунктов учетный талон вручается пассажирам в билетных кассах при выдаче проездного билета или у входа на перрон. Пассажирам, имеющим сезонные, служебные и другие постоянные билеты, талоны вручаются при входе на перрон. На остановочных пунктах талоны выдаются пассажирам у входа на платформы отправления или непосредственно на платформе специально выделенными лицами. На станции назначения пассажиры сдают учетные талоны учетчикам или опускают в ящики для сбора талонов.
При учете пассажиров в вагонах поезда талон вручается пассажиру непосредственно в вагоне поезда. Форма талона и порядок его заполнения могут быть приняты те же, что и при учете на платформах. Учетные талоны собирают при подходе поезда к станции высадки пассажиров и укладывают в специальные конверты или пакеты с наименованием станции окончания поездки.
Наблюдения за пассажиропотоками по этому способу следует проводить пять дней: четверг, пятницу, субботу, воскресенье и понедельник в летний и зимний периоды, причем летом в пятницу, субботу и воскресенье в теплую погоду без осадков.
В результате обработки заполненных талонов получают: межстанционную и межзонную корреспонденцию пассажиров на каждый день наблюдений; отправление и прибытие пассажиров на головной станции по часам суток за каждый день; корреспонденцию пассажиров между зонами в утренние и вечерние часы максимальных перевозок (часы "пик"); поструйную и общую густоту движения пригородных пассажиров в каждом направлении в целом за сутки и в периоды максимальных перевозок. Эти данные дают возможность определить размеры движения пригородных поездов по дням недели и часам суток и предусмотреть необходимое количество и продолжительностьих остановок в пути следования.
Способ непосредственного подсчета входящих и выходящих пассажиров на каждом остановочном пункте (приближенный способ) наиболее прост.
Анализ пригородных перевозок в крупных узлах показывает, что основная часть пассажиров отправляется или прибывает на головную станцию. Изменение пассажиропотока на ней в значительной степени характеризует пригородные перевозки всего участка. Следовательно, учет прибытия и отправления пассажиров по часам суток только на одной головной станции дает возможность выявить часовые колебания объема перевозок по участку в целом. Однако при составлении графика движения пригородных поездов требуется знать межстанционную и межзонную корреспонденцию пассажиров, которую нельзя установить из данных учета пассажиропотоков на головной станции. Межстанционную и межзонную корреспонденцию пассажиров по часам суток можно определить с помощью обработки месячной отчетности о пригородных перевозках с учетом коэффициента изменения объема перевозок по часам суток на головной станции или расчетными методами.
Учет пассажиров приближенным способом следует проводить в рабочий, предвыходной и выходной дни месяца максимального (июль) и минимального (февраль) объема перевозок.
По материалам учетных листков в штабе учета составляют таблицу отправления и прибытия пассажиров по часам суток в среднем за рабочий, предвыходной и выходной дни для всех входов и в целом по станции.
Способ определения пассажиропотоков с использованием отчетных материалов позволяет получить межстанционную корреспонденцию пассажиров, густоту пассажиропотока по перегонам, а также его распределение по дням недели и часам суток.
Основным исходным документом являются ежемесячные отчеты формы ЦО-27 (общее отправление пригородных пассажиров по отдельным станциям участка). В этих отчетах нет данных о межстанционной корреспонденции пассажиров, неравномерности отправления пассажиров по дням недели и часам суток, что необходимо непосредственно для построения графика движения пригородных поездов. Данные отчетов (форма ЦО-27) можно использовать для анализа динамики роста перевозок на участке, определения среднегодового прироста перевозок, выявления месячной неравномерности.
Основными отчетными материалами по пригородным перевозкам являются карточки учета пассажиров пригородного сообщения (форма ФМУП-3), которые составляются на основании кассовых отчетов отдельно по абонементным и разовым билетам. Отчеты (форма ЦО-27) составляют по карточкам ФМУП-3, которые заполняют ежемесячно. Для разовых билетов заполняют только лицевую сторону, а для абонементных - лицевую и оборотную.
Внутризонные перевозки пригородных пассажиров не отражаются в отчетных материалах (разовые билеты внутри зоны продают до следующей зоны), однако их можно учесть, завысив полученные результаты. Учитывать поездки по бесплатным железнодорожным билетам (форма 4) трудно, так как отчетные материалы по таким поездкам (число отправленных пассажиров и пассажйро-километры) отсутствуют. Весьма приближенно можно определять объем этих перевозок по количеству выписанных билетов формы 4 на рассматриваемый участок. При этом следует иметь в виду, что на данный участок могут выписывать билеты не только группы станций, расположенных непосредственно на рассматриваемом участке, но и на других станциях. К полученным пассажиропотокам по абонементным, разовым и бесплатным билетам следует прибавлять поток пассажиров, совершающих поездки без билетов. При определении безбилетного проезда используют данные ревизорского контроля поездов финансовыми отделами отделений дороги. Сумма пассажиропотоков по абонементным, разовым и бесплатным билетам с корректировкой на безбилетный проезд дает межстанционную корреспонденцию в среднем за сутки.
В настоящее время на ряде головных пассажирских станций и промежуточных остановочных пунктах внедрена система прохода к поездам через турникеты по магнитным карточкам. Ее повсеместное внедрение позволит полностью автоматизировать учет всех поездок пассажиров в пригородном сообщении и, тем самым, повысить достоверность информации о пассажиропотоках с необходимым уровнем ее детализации: по сезонам, дням недели и часам суток.
Независимо от способа сбора и обработки информации результатом обследования является построение диаграмм пригородных пассажиропотоков, которые в дальнейшем используют для разработки графика движения пригородных поездов. Пример такой диаграммы приведен на рис.2.3.
Например из диаграммы следует, что из 6 зоны в среднем за сутки отправляется 1762 пассажира. Из них 122 выходят на остановочных пунктах 5 зоны, 81 – 4 зоны и т.д., 1110 – 1 зоны, а 184 пассажира выходят на головной станции. Со станции Дружное (3 зона) в этом же направлении следует 79 пассажиров, из которых 25 выходят на остановочном пункте Чкаловск, 52 – на станции Калининград Сев. И только 2 следуют до головной станции.
Собственно с головной станции в противоположном направлении в среднем за сутки отправляется 266 пассажиров, из которых 34 – выходят на остановочном пункте Чкаловск, 2 – Дружное и т.д., а 184 – следуют до 6 зоны. И так далее.