Построение диаграмм пассажиропотоков

Диаграммы пассажиропотоков строятся за определенный период времени (как правило за сутки) и отражают размеры перемещения пассажиров между раздельными пунктами рассматриваемого полигона, направления или пригородного участка (для одного направления может иметь место построение нескольких диаграмм, например на летний и зимний периоды для дальних и местных пассажирских перевозок; на будни, выходные и праздничные дни отдельно для летнего и зимнего периода - для пригородных перевозок и т.п.).

Наиболее простую форму имеют диаграммы дальних и местных пассажиропотоков (рис.2.2). В основе их построения лежат данные о совершенных поездках, получаемые из АСУ "Экспресс".

а)

А Б В Г Д

 
  Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru

Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru 3470

Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru 765

 
  Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru

Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru 984

Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru 2345

Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru 342

 
  Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru

Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru 655

Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru 284

б)

А Б В Г Д

 
  Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru

6495 8922 8754 6887

               
  Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru
 
    Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru
 
    Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru
 
    Построение диаграмм пассажиропотоков - student2.ru

Рис.2.2 Диаграммы отдельных струй (а) и густоты (б) пассажиропотоков

На основе таких данных устанавливаются маршруты поездок пассажиров: определяются струи пассажиропотоков между крупными населенными пунктами (рис.2.2,а), а их суммирование по отдельным участкам позволяет построить диаграмму густоты пассажиропотоков (рис.2.2,б).

Как для дальних и местных, так и для пригородных пассажирских перевозок с достаточной степенью точности можно считать одинаковыми пассажиропотоки, перемещаемые в четном и нечетном направлениях.

Изучение приго­родных пассажиропотоков позволяет выявить их распределе­ние по участку (густоту), остановочные пункты с интенсивной посадкой и высадкой пригородных пассажиров, неравномер­ность (сезонную, суточную и почасовую) и в конечном итоге определить размеры движения пригородных поездов по зонам в зависимости от времени года, дней недели и часов суток, ра­циональное число "скороходов" и "тихоходов", а также обос­новать количество остановок пригородных поездов на каждом остановочном пункте.

Известно несколько способов определения пассажиропото­ков: талонный; непосредственного подсчета входящих и вы­ходящих пассажиров на головной станции или на любом дру­гом остановочном пункте (приближенный способ); с исполь­зованием отчетных материалов. Возможны также комбинации этих способов.

Талонный способ состоит в разработке учетного та­лона, на бланке которого время отправления и станции обозначаются условными цифрами. Бланки учетных талонов печатают типографским способом для четного и нечетного направлений разных цветов. Каждому остановочному пункту присваивается номер. При вы­даче талона прочеркивается время и станция отправления. Та­лоны обрабатываются в следующей последовательности:

ü группировка пассажиропотока по участкам и зонным стан­циям;

ü составление сводной таблицы межзонной корреспонденции пассажиров с поправкой на недоучет пассажиров и на среднего­довой прирост пассажиропотока.

ü группировка пассажиропотоков в отдельные струи для вы­деления поездов-скороходов;

ü определение размеров движения пригородных поездов по часам суток за рабочий день, субботу и воскресенье.

Талонный способ позволяет получить наиболее точные дан­ные о пассажиропотоках участка (межстанционную коррес­понденцию по дням недели, часам суток, густоту пассажиропо­тока и др.). Однако он требует большой организационной ра­боты и дополнительных средств на обработку талонов.

При учете пассажиров на платформах остановочных пунктов учетный талон вручается пассажирам в билетных кассах при выдаче проездного билета или у входа на перрон. Пассажирам, имеющим сезонные, служебные и другие постоянные билеты, талоны вручаются при входе на перрон. На остановочных пун­ктах талоны выдаются пассажирам у входа на платформы от­правления или непосредственно на платформе специально вы­деленными лицами. На станции назначения пассажиры сдают учетные талоны учетчикам или опускают в ящики для сбора талонов.

При учете пассажиров в вагонах поезда талон вручается пасса­жиру непосредственно в вагоне поезда. Форма талона и поря­док его заполнения могут быть приняты те же, что и при учете на платформах. Учетные талоны собирают при подходе поезда к станции высадки пассажиров и укладывают в специальные конверты или пакеты с наименованием станции окончания поездки.

Наблюдения за пассажиропотоками по этому способу сле­дует проводить пять дней: четверг, пятницу, субботу, воскре­сенье и понедельник в летний и зимний периоды, причем летом в пятницу, субботу и воскресенье в теплую погоду без осадков.

В результате обработки заполненных талонов получают: межстан­ционную и межзонную корреспонденцию пассажиров на каж­дый день наблюдений; отправление и прибытие пассажиров на головной станции по часам суток за каждый день; корреспон­денцию пассажиров между зонами в утренние и вечерние часы максимальных перевозок (часы "пик"); поструйную и общую густоту движения пригородных пассажиров в каждом направлении в целом за сутки и в периоды максимальных перевозок. Эти данные дают возможность определить размеры движения пригородных поездов по дням недели и часам суток и предус­мотреть необходимое количество и продолжительностьих ос­тановок в пути следования.

Способ непосредственного подсчета входящих и выходя­щих пассажиров на каждом остановочном пункте (приближен­ный способ) наиболее прост.

Анализ пригородных перевозок в крупных узлах показы­вает, что основная часть пассажиров отправляется или прибы­вает на головную станцию. Изменение пассажиропотока на ней в значительной степени характеризует пригородные перевозки всего участка. Следовательно, учет прибытия и отправления пассажиров по часам суток только на одной головной станции дает возможность выявить часовые колебания объема перевозок по участку в целом. Однако при составлении графика дви­жения пригородных поездов требуется знать межстанционную и межзонную корреспонденцию пассажиров, которую нельзя установить из данных учета пассажиропотоков на головной станции. Межстанционную и межзонную корреспонденцию пассажиров по часам суток можно определить с помощью об­работки месячной отчетности о пригородных перевозках с уче­том коэффициента изменения объема перевозок по часам су­ток на головной станции или расчетными методами.

Учет пассажиров приближенным способом следует прово­дить в рабочий, предвыходной и выходной дни месяца макси­мального (июль) и минимального (февраль) объема пере­возок.

По материалам учет­ных листков в штабе учета составляют таблицу отправления и прибытия пассажиров по часам суток в среднем за рабочий, предвыходной и выходной дни для всех входов и в целом по станции.

Способ определения пассажиропотоков с использованием отчетных материалов позволяет получить межстанционную корреспонденцию пассажиров, густоту пассажиропотока по перегонам, а также его распределение по дням недели и часам суток.

Основным исходным документом являются ежемесячные отчеты формы ЦО-27 (общее отправление пригородных пассажиров по отдельным станциям участка). В этих отчетах нет данных о межстанционной корреспонденции пассажиров, неравномерно­сти отправления пассажиров по дням недели и часам суток, что необходимо непосредственно для построения графика дви­жения пригородных поездов. Данные отчетов (форма ЦО-27) можно использовать для анализа динамики роста перевозок на участке, определения среднегодового прироста перевозок, вы­явления месячной неравномерности.

Основными отчетными материалами по пригородным пере­возкам являются карточки учета пассажиров пригородного со­общения (форма ФМУП-3), которые составляются на основании кассовых отчетов отдельно по абонементным и ра­зовым билетам. Отчеты (форма ЦО-27) составляют по карточ­кам ФМУП-3, которые заполняют ежемесячно. Для разовых билетов заполняют только лицевую сторону, а для абонемент­ных - лицевую и оборотную.

Внутризонные перевозки пригородных пассажиров не от­ражаются в отчетных материалах (разовые билеты внутри зоны продают до следующей зоны), однако их можно учесть, за­высив полученные результаты. Учитывать поездки по бесплатным железнодорожным билетам (форма 4) трудно, так как отчетные материалы по таким поездкам (число от­правленных пассажиров и пассажйро-километры) отсутствуют. Весьма приближенно можно определять объем этих перевозок по количеству выписанных билетов формы 4 на рассматривае­мый участок. При этом следует иметь в виду, что на данный участок могут выписывать билеты не только группы станций, расположенных непосредственно на рассматриваемом участке, но и на других станциях. К полученным пассажиропотокам по абонементным, разовым и бесплатным билетам следует при­бавлять поток пассажиров, совершающих поездки без биле­тов. При определении безбилетного проезда используют дан­ные ревизорского контроля поездов финансовыми отделами отделений дороги. Сумма пассажиропото­ков по абонементным, разовым и бесплатным билетам с кор­ректировкой на безбилетный проезд дает межстанционную корреспонденцию в среднем за сутки.

В настоящее время на ряде головных пассажирских станций и промежуточных остановочных пунктах внедрена система прохода к поездам через турникеты по магнитным карточкам. Ее повсеместное внедрение позволит полностью автоматизировать учет всех поездок пассажиров в пригородном сообщении и, тем самым, повысить достоверность информации о пассажиропотоках с необходимым уровнем ее детализации: по сезонам, дням недели и часам суток.

Независимо от способа сбора и обработки информации результатом обследования является построение диаграмм пригородных пассажиропотоков, которые в дальнейшем используют для разработки графи­ка движения пригородных поездов. Пример такой диаграммы приведен на рис.2.3.

Например из диаграммы следует, что из 6 зоны в среднем за сутки отправляется 1762 пассажира. Из них 122 выходят на остановочных пунктах 5 зоны, 81 – 4 зоны и т.д., 1110 – 1 зоны, а 184 пассажира выходят на головной станции. Со станции Дружное (3 зона) в этом же направлении следует 79 пассажиров, из которых 25 выходят на остановочном пункте Чкаловск, 52 – на станции Калининград Сев. И только 2 следуют до головной станции.

Собственно с головной станции в противоположном направлении в среднем за сутки отправляется 266 пассажиров, из которых 34 – выходят на остановочном пункте Чкаловск, 2 – Дружное и т.д., а 184 – следуют до 6 зоны. И так далее.

Наши рекомендации