Конструктивные элементы норий

Ковши.

Основные параметры ковша — тип (конструкция), геометрические размеры (ширина Вк, вылет А и высота К) и емкость. Конструкция (тип) ковша определяется свойствами транспортируемого груза и способами загрузки и разгрузки ковшей. ГОСТом для вертикальных элеваторов предусмотрены четыре типа ковшей (рис. 5): глубокие (а), мелкие (б) со скругленным (цилиндрическим) днищем и ковши с бортовыми направляющими с остроугольным (в) и скругленным (г) днищем.

Ковши изготовляют из листовой стали толщиной 1 - 6 мм (сваркой или штамповкой), отливают из ковкого чугуна, а также изготавливают из пластмассы (волокнита, стекловолокна) и из резины. Для предохранения от быстрого износа передняя (черпающая) стенка ковша усиливается пластиной из твердой стали, прикрепляемой на сварке или заклепками.

Конструктивные элементы норий - student2.ru

а – глубокие; б- мелкие; в – остроугольные с бортовыми направляющими; г - скругленные с бортовыми направляющими

Рисунок 5 - Типы ковшей и их креплений к тяговому элементу

Глубокие ковши (рис. 5, а) имеют пологий обрез передней кромки и повышенную глубину; применяют их для сухих, легкосыпучих пылевидных, зернистых и мелкокусковых насыпных грузов (пример - зерно).

Мелкие ковши (рис. 5, б) имеют крутой обрез передней кромки и малую глубину, что способствует их лучшему опорожнению при разгрузке влажных и слеживающихся плохосыпучих пылевидных, зернистых и мелкокусковых насыпных грузов.

Глубокие и мелкие ковши применяют только на элеваторах с расставленными ковшами.

Ковши с бортовыми направляющими и остроугольным днищем (рис. 5, в) применяют на тихоходных ленточных и цепных элеваторах для транспортирования хорошосыпучих насыпных грузов.

Ковши с бортовыми направляющими и скругленным днищем (рис. 5, гид) применяют на тихоходных цепных элеваторах для транспортирования самых различных насыпных грузов - пылевидных, зернистых и кусковых.

Ковши с бортовыми направляющими любого типа применяют только при сомкнутом их расположении на цепи или ленте.

Существующие конструкции ковшей имеют коэффициент заполнения от 0,60 до 0,95.

 
  Конструктивные элементы норий - student2.ru

В зерновых нориях для повышения производительности применяют ковши без дна, а также ковши с дном специальной конструкции. Ковши без дна (рис. 6,а) представляют собой усеченную четырехугольную пирамиду, открытую сверху и снизу. Ковши крепят болтами к ленте с зазорами 1...2 мм (рис. 6, в). Через каждые 10 - 15 ковшей без дна устанавливают один ковш с плоским дном (рис. 6,б) для обеспечения устойчивой работы нории при малой загрузке и ускорения зачистки башмака при смене транспортируемого продукта. При подъеме продукта на ленте образуется как бы зерновой столб. Как показал опыт эксплуатации норий, с ковшами без дна, их производительность увеличивается примерно в 1,3... 1,6 раза за счет увеличения коэффициента заполнения.

 
  Конструктивные элементы норий - student2.ru

 
  Конструктивные элементы норий - student2.ru

а б в

а – ковш без дна; б- ковш с дном; в – схема расположения ковшей

Рисунок 6 – Конструкция специальных ковшей

Ковши крепят к ленте болтами с плоской головкой и двумя шипами на внутренней стороне (рис. 8, а). Это предотвращает вращение болта при закручивании гайки. Чтобы головки болтов не мешали прохождению ленты при огибании барабана, в задней стенке ковша делают углубление. На лентах шириной более 600 мм ковши располагаются в два ряда в шахматном порядке, так как при использовании широких ковшей вовремя зачерпывания лента испытывает большое сопротивление.

Цепи к ковшам крепят при помощи уголков или специальных звеньев на болтах или заклепках. При ширине ковшей до 250 мм применяют одну тяговую цепь с центральным креплением к задней стенке ковша (рис. 8, б); при ширине ковшей 320 мм и выше применяют две тяговые цепи, крепление которых может быть к задней или к боковым (рис. 6, в) стенкам ковшей.

Конструктивные элементы норий - student2.ru

а – к ленте; б – к одной цепи; в – к двум цепям

Рисунок 8 – Крепление ковшей к тяговым органам

Наши рекомендации