Правила приема груза к перевозке
В пункте отправления груза выполняют следующие коммерческие операции: прием груза к перевозке, хранение, погрузка в судно, оформление транспортных документов, исчисление провозной платы, расчеты за перевозку.
Начальной операцией в процессе доставки груза, предъявленного отправителем, является прием к перевозке. Момент приема определяет начало ответственности перевозчика за сохранность груза и сроки доставки его по назначению. Поэтому для успешной и качественной перевозки груза операция приема имеет важное значение, так же как в целом правильное выполнение коммерческих операций в пункте отправления во многом определяет сохранную доставку груза.
Сохранность груза обеспечивается совместными действиями отправителя и перевозчика. Их обязанности регламентированы КВВТ и правилами перевозок. Перевозчики и работники портов, связанные с приемом грузов, обязаны хорошо знать и строго соблюдать правила их перевозки.
Содержание и последовательность операций по приему грузов к перевозке различаются в зависимости от того, принимается груз на причалах порта общего или необщего пользования.
Операции по приему груза на причале порта выполняют в такой последовательности:
отправитель составляет накладную и предъявляет ее администрации порта. Получив разрешение на ввоз груза, доставляет его на грузовой район порта и предъявляет к перевозке;
приемосдатчик порта проверяет состояние груза и тары, маркировку и массу, принимает груз на склад или причал порта, делает отметку в накладной, в необходимых случаях наносит на груз транспортную маркировку;
в порту отправления груза составляют перевозочные документы, производят таксировку и получают провозные платежи и сборы;
на грузовом районе порта производят погрузку и оформляют сдаточной ведомостью передачу груза на судно, одновременно вручая администрации судна перевозочные документы (накладную, дорожную ведомость).
Администрация порта, прежде чем дать разрешение на ввоз груза обязана проверить: возможна ли его доставка по условиям судоходства; правильно ли указаны в накладной пункты назначения и перевалки; не имеется ли конвенционных ограничений или запрещений к перевозке предъявляемого груза в указанном направлении; достаточно ли полно и правильно указано наименование получателя (сокращенные наименования не разрешаются); приложены ли к накладной требуемые правилами перевозок документы (качественные удостоверения, ветеринарные свидетельства и т. п.).
При проверке необходимо учитывать, что поодной накладной не могут быть приняты грузы, требующие различных условий перевозки (скоропортящиеся вместе с обычными, грузы, совместное хранение которых запрещено, грузы, имеющие различные сроки хранения в пункте назначения и т. д.).
Недостающие данные в накладной отправитель обязан дополнить. Неправильно заполненная накладная подлежит замене: вносить исправления не допускается. Если по содержанию накладной замечаний нет и других препятствий к выполнению перевозки не имеется, грузовая контора разрешает ввоз груза в порт, делая об этом отметку в накладной.
Груз к перевозке может быть принят в таком состоянии, которое обеспечивает его сохранную доставку получателю. В случае обнаружения несоответствия тары установленным требованиям или ее неисправности приемосдатчик обязан потребовать от отправителя замены или исправления тары и только после этого принимать груз.
Одновременно с проверкой тары проверяют транспортную маркировку, затем - соответствие фактического наличия груза по наименованию, количеству и массе, указанным в накладной данным.
Существо маркировки как коммерческой операции заключается в том, чтобы установить связь между грузом и относящимися к нему транспортными документами. Цель маркировки — предупреждение случаев неправильной засылки грузов и возможность быстрого определения на складе порта или в трюме судна, к какому транспортному документу относится груз.
Рис. . Предупредительные надписи и манипуляционные знаки.
На каждом грузовом месте должна быть маркировка, содержащая основные, дополнительные и предупредительные надписи и манипуляционные знаки (рис. ).
Надписи делают от руки или трафаретом непосредственно на таре груза, на бумажных наклейках, пластмассовых, металлических или фанерных бирках, прикрепляемых к каждому месту груза. Надписи должны быть четкими и хорошо видными.
На наклейках маркировочные надписи могут быть сделаны типографским способом.
Грузы, следующие судовыми отправками без перевалки в пути из одного пункта отправления в один пункт назначения и одному получателю, с погрузкой (выгрузкой) на причале грузовладельца, можно принимать к перевозке без маркировки. Маркировка не требуется также при перевозке груза с проводником отправителя.
На грузовых местах, замаркированных отправителем, в порту наносят знаки транспортных организаций, где указывают порядковый номер по книге приема груза к перевозке и (через тире) число мест груза в данной отправке.
Эти знаки может наносить отправитель до предъявления груза к перевозке, если по согласованию с отправителем такой порядок будет установлен перевозчиком.
При маркировке необходимо следить за тем, чтобы марка была устойчивой (не искажалась под действием атмосферных осадков), не портила лицевую сторону грузов, принимаемых без тары (мебели, домашних вещей и др.).
Опасные грузы, а также грузы, перевозимые в прямом смешанном железнодорожно-водном или прямом водном сообщении, маркируют с учетом правил их перевозок.
На транспортных пакетах, сформированных из отдельных мест груза, наносят дополнительную маркировку в виде дроби: в числителе указывают порядковый номер пакета и его массу брутто, в знаменателе - число мест в пакете и их массу нетто.
Груз принимают по наружному осмотру тары, упаковки или самого груза (если он перевозится без упаковки).
Как правило, груз принимают без проверки его состояния. Ответственность за неправильное наименование груза в накладной, за порчу его в пути, из-за невыполнения соответствующих правил подготовки к перевозке лежит на отправителе.
Перевозчик имеет право потребовать от отправителя вскрыть тару для проверки груза во время приема к перевозке только в следующих случаях: если есть основание предполагать завышение отправителем объявленной ценности груза; для выяснения наличия груза, запрещенного к перевозке или опасного; в случае сомнения в правильности наименования груза.
Груз, предъявляемый к перевозке по одной накладной, должен быть завезен на склад порта в течение одного дня. Исключения допускаются сособого разрешения порта. Ввоз груза в порт удостоверяется подписью приемосдатчика в накладной.
Груз считается принятым к перевозке после уплаты отправителем провозных платежей и выдачи ему квитанции накладной. Время приема груза удостоверяют наложением на накладную календарного штемпеля порта отправления.
Принятый груз записывают в книгу приема грузов и багажа к перевозке и заносят в электронные средства, в которых указывают основные сведения о нем: порядковый помер отправки, время приема, номер накладной или багажной квитанции, порт назначения или перевалки, наименование отправителя, наименование груза, число мест и массу, род упаковки, место складирования. После отправления груза запись дополняют, указывая дату отправления, название или номер судна, на котором отправлен груз, номер сдаточной ведомости. Все записи в книге должны соответствовать данным, указанным в накладной.
Иногда предъявленный отправителем груз принимают к перевозке до назначенного портом или предусмотренного графиком дня погрузки с условием ожидания этого дня на складе порта. В этих случаях на накладной, дорожной ведомости и квитанции делают соответствующую отметку. В накладной, дорожной ведомости и квитанции на перевозку грузов, принятых к перевозке до открытия навигации, штемпелем делают отметку «Груз принят на условиях хранения и отгрузки после открытия навигации в сроки, установленные особым графиком».
На транспортных документах на грузы, принятые к перевозке с условием последующей отправки их другим видом транспорта в межнавигационный период, также делают соответствующую отметку.