Особенности приема груза к перевозке в международном сообщении

Прием грузов к перевозке осуществляется на основании месячных и дополнительных заявок. Месячный план на перевозку грузов станция получает из отделения дороги. Для выделения вагонов по дополнительной заявке отправитель предъявляет письмо на имя: начальника отделения (а при наличии особого распоряжения – на имя начальника станции) в межгосударственном сообщении, кроме перевозок экспорта в страны дальнего зарубежья, порты Балтии смешанном железнодорожно-водном сообщении; на имя начальника дороги – для всех остальных перевозок в международном сообщении. В случае включения дополнительной заявки в план на станцию отправления передается телеграмма о выделении вагонов.

В соответствии с основной или дополнительной заявкой отправитель заполняет комплект перевозочных документов, предусмотренных СМГС, для предварительной проверки правильности его заполнения. Комплект перевозочных документов (КПД) может заполняться товарным кассиром (коммерческим агентом) станции отправления, как платная услуга для клиента, с использованием АРМ ТВК.

При отправлении опасных грузов отправитель обязан указать в накладной сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов (ППГ), Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам и другими нормативными документами по перевозке опасных грузов. При отправлении нескольких опасных грузов или опасных с неопасными в одном вагоне коммерческий агент должен проверить разрешена ли совместная перевозка этих грузов.

Коммерческий агент проверяет правильность заполнения комплекта перевозочных документов: наличие согласованного объема на перевозку грузов; коды отправителя и получателя; открыта ли станция назначения для выполнения грузовых операций с данным грузом; при перевозке грузов на открытом подвижном составе – можно ли указанный груз перевозить в данном подвижном составе; предусмотрена ли схема размещения груза Техническими условиями погрузки и крепления грузов; при необходимости отправляет телеграмму на станцию назначения с запросом о приеме груза; правильность указания станции и дороги назначения; техническую норму загрузки; уточняет, нет ли конвенционных запрещений на погрузку.

После выполнения этих операций коммерческий агент производит предварительную таксировку, заполняет графу «Тарифные отметки». Счет-фактура для оплаты причитающихся провозных платежей и дополнительных сборов выписывается в 2-х экземплярах (один выдается отправителю, второй остается в делах станции). Товарная контора взыскивает провозные платежи с отправителя за расстояние от станции отправления до выходной пограничной станции с учетом расстояния до государственной границы Республики Беларусь. Оплата перевозки подтверждается платежным поручением банка. Кроме того, отправитель обязан принять на себя оплату провозных платежей и за транзитные дороги, которая осуществляется через экспедиторские организации, имеющие договоры с транзитными железными дорогами. Сведения об оплате провозных платежей за транзитные железные дороги через экспедиторские организации указываются отправителем в графе 20 накладной СМГС. При необходимости оплату провозных платежей за дорогу отправления клиент может производить через экспедиторские организации.

В соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь №184-ОД от 10.06.96 вывоз груза за пределы Республики Беларусь (кроме назначений на станции Российских железных дорог) разрешается только при условии их таможенного оформления в соответствующем таможенном режиме, дающем право на постоянное или временное размещение таких грузов за границей. Для производства таможенного оформления вывозимых за границу грузов отправитель обязан обеспечить декларирование таких грузов и предоставить декларацию и необходимые для таможенного оформления документы должностным лицам Пункта таможенного оформления (ПТамО).

Порядок взаимодействия должностных лиц товарной конторы станции и Пункта таможенного оформления регламентируются «Технологией взаимодействия таможенных органов Республики Беларусь и Белорусской железной дороги при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом».

Отправитель, после получения разрешения должностных лиц ПТамО на размещение груза за пределами Республики Беларусь в заявленном таможенном режиме, предоставляет в товарную контору дубликат (3-й лист) экспортного разрешения либо дубликат (1-й лист) разрешения-обязательства.

Коммерческий агент, на основании полученного экспортного разрешения (для России – сертификат происхождения груза и, при необходимости, разрешение облисполкома или Минсельхозпрода на вывоз груза), проверяет перевозочные документы, и, при наличии оплаты причитающихся платежей, визирует накладную СМГС и передает перевозочные документы отправителю для сдачи груза к перевозке.

Груз ввозится на станцию в день, указанный в накладной, и предъявляется вместе с ней приемосдатчику грузового пункта.

Проверив наличие разрешения на ввоз груза, приемосдатчик дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады о выгрузке груза из автомобиля. В ходе выгрузки приемосдатчик проверяет груз, сличает его с данными, указанными в накладной (наименование, число мест, масса груза, вид упаковки и т.д.), проверяет исправность тары и упаковки, наличие и правильность отправительской маркировки на грузовых местах и соответствие ее Правилам перевозок грузов и ГОСТу 14192-96 «Маркировка грузов», а также при необходимости массу груза.

При возникновении разногласий с отправителем по вопросам, связанным с упаковкой, приемосдатчик имеет право потребовать от отправителя предъявления соответствующего стандарта или технических условий на продукцию.

При обнаружении расхождения данных, указанных в накладной с действительностью, а также при предъявлении накладной со следами подчисток, помарок и исправлений (допускается одно исправление или два взаимосвязанных) приемосдатчик обязан отказать в приеме грузов и потребовать составления накладной в соответствии с правилами.


Наименование операции Время, мин Исполнитель
до начала погрузки при погрузке
Особенности приема груза к перевозке в международном сообщении - student2.ru Ознакомление комплексной механизированной бригады с порядком работы и подготовка к работе     Приемосдатчик
Подача и расстановка вагонов     Составитель поездов
Коммерческий осмотр вагонов     Приемосдатчик
Погрузка в вагоны     Приемосдатчик, комплексная механизированная бригада
Уведомление маневрового диспетчера о готовности вагонов к уборке     Приемосдатчик
Проверка правильности размещения и крепления грузов. Закрытие дверей (бортов), наложение закруток, пломбирование вагонов     Грузчик, приемосдатчик
Оформление накладной и Книги приема грузов к отправлению     Приемосдатчик
Оформление вагонного листа     Приемосдатчик
Отсылка документов в товарную контору     Работник грузового двора
Уборка вагонов     Составитель поездов
Общее время      

Рисунок 2 – График выполнения операций при погрузке груза
из склада станции в вагоны

После осмотра и укладки груза на склад приемосдатчик записывает сведения о нем в Книгу приема грузов к отправлению формы ГУ-34, делает отметку в накладной и передает ее в товарную контору, а также оформляет наряд формы ФТУ-14 на выполненные погрузочно-разгрузочные работы.

При ввозе груза по частям в Книгу приема грузов к отправлению записывают каждую ввезенную часть. Каждая ввезенная партия груза фиксируется в графе 93 комплекта перевозочных документов СМГС и заверяется подписью и индивидуальным штампом приемосдатчика. После ввоза последней партии груза накладная закрывается следующим образом: под записями проводится горизонтальная черта под которой делается запись «Итого:» с указанием общего количества мест и/или массы, указанных в накладной. Запись также заверяется подписью и индивидуальным штампом приемосдатчика.

Принимаемый груз размещают в складе с таким расчетом, чтобы была обеспечена возможность подсчета количества мест и полного использования складской емкости с учетом специализации складов по направлениям, а также выполнения правил техники личной безопасности работающих и пожарной безопасности.

Расстановку вагонов под погрузку по участкам склада выполняет составитель поездов по указанию приемосдатчика. Если вагоны подаются до начала работы склада, то расстановку их составитель осуществляет по наряду на расстановку вагонов или устному распоряжению маневрового диспетчера.

До расстановки осмотрщик вагонов и приемосдатчик определяют пригодность вагонов соответственно в техническом и коммерческом отношениях для погрузки данного груза. Сведения о техническом состоянии вагонов записываются в Книгу предъявления вагонов к техническому осмотру формы ВУ-14. В Книгу заносятся все предъявляемые вагоны; для годных в техническом отношении вагонов делаются отметки «годен по СНГ», «годен по БЧ». На вагоны, признанные негодными в техническом отношении, осмотрщиком вагонов делается запись в книге формы ВУ-14, и погрузку груза в такие вагоны производить запрещается.

При коммерческом осмотре проверяется исправность кузова вагона, отсутствие видимых щелей, а также торчащих внутри вагона болтов и гвоздей, которые могут повредить груз, качество очистки вагона, плотность закрытия люков и дверей. Кроме того, приемосдатчик должен установить пригодность вагона под погрузку определенного рода груза. Также проверяется грузоподъемность вагона. Запрещается загружать вагон свыше грузоподъемности, указанной на вагоне.

После этого приемосдатчик дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады приступить к погрузке груза в вагон.

В ходе погрузки приемосдатчик следит за правильностью погрузки и крепления груза в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов и Технических условий погрузки и крепления грузов, не допуская разъединения грузовых мест в данной отправке, контролирует заделку боковых и потолочных люков, печных разделок и т.п.

По окончании погрузки рабочие комплексной механизированной бригады закрывают двери вагона, при необходимости накладывают закрутки и происходит пломбирование вагона. Приемосдатчик составляет вагонный лист, записывает в него необходимые сведения и коды, а также заполняет Книгу пломбирования вагонов формы ГУ-37, Книгу приема грузов к отправлению и наряд на выполненные погрузочно-разгрузочные работы формы ФТУ-14, проставляет в накладной дату приема груза к перевозке и расписывается.

В накладной (в графах 33-44 накладной СМГС) должна быть сделана отметка о правильности размещения и крепления груза согласно Техническим условиям погрузки и крепления грузов (ТУ) следующего содержания: «Груз размещен и закреплен согласно разделу ___ Технических условий правильно», «Груз размещен и закреплен согласно §§ ____ главы ____ Технических условий правильно» или иная отметка в зависимости от рода груза и наличия Технических условий погрузки и крепления с указанием должности, фамилии и подписи отправителя (при необходимости – и подписи начальника станции). В вагонном листе при необходимости делается отметка «Груз погружен и укреплен правильно» и ставится подпись приемосдатчика (старшего приемосдатчика). При возврате несъемного инвентарного оборудования, турникетов и перевозке негабаритной военной техники 1-2 боковой и нижней, 1-3 верхних степеней негабаритности делаются соответственно отметки «Закрепление несъемного оборудования проверил», «Закрепление турникетов проверил» и «Закрепление груза проверил» за подписью начальника станции.

Отправителю на руки выдается дубликат накладной под роспись в Книге выдачи квитанций. О предстоящей готовности вагонов к уборке приемосдатчик уведомляет маневрового диспетчера.

При работе с АРМ приемосдатчика информация о принятой к перевозке и погруженной в склад отправке груза вводится в ЭВМ. По каждой отправке в ЭВМ имеются сведения о дате завоза груза, отправителе и получателе, станции и дороге назначения, месте расположения в складе, роде упаковки, наименовании груза, массе отправки, количестве мест. Порядковый номер отправки по Книге приема грузов к отправлению (марка) присваивается автоматически.

При погрузке груза из склада в вагон с помощью ЭВМ определяется место нахождения груза на складе, вводится номер вагона, время начала и окончания погрузки. В АРМ приемосдатчика заполняется книга предъявления вагонов к техническому осмотру формы ВУ-14 и вагонный лист на погруженный вагон с указанием в нем всех необходимых сведений.

При погрузке повагонных отправок средствами отправителя на местах общего пользования станции он предъявляет накладную приемосдатчику, который проверяет разрешение на ввоз и погрузку груза, записывает в памятку приемосдатчика формы ГУ-45 номер вагона и время начала погрузки. В памятке расписываются приемосдатчик и отправитель; затем последний приступает к погрузке груза в вагон.

На основании данных накладной приемосдатчик записывает сведения об отправке в Книгу приема грузов к отправлению формы ГУ-34 и составляет вагонный лист. При ввозе одной отправки по частям накладная до окончания погрузки последней части остается у отправителя.

Загруженный вагон отправитель предъявляет приемосдатчику железной дороги, который принимает его по наружному осмотру с проверкой количества наложенных отправителем пломб (ЗПУ) и соответствия их оттисков сведениям, указанным в перевозочных документах (если груз перевозится за пломбами или ЗПУ) и правильности размещения и крепления (если груз перевозится на открытом подвижном составе). Прием вагонов, загруженных негабаритными грузами, производится на основании Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (ДЧ-1835).

Время окончания погрузки отправитель и приемосдатчик удостоверяют своей подписью в памятке приемосдатчика формы ГУ-45. Приемосдатчик расписывается в вагонном листе и проставляет строчный штемпель станции. Затем перевозочные документы вместе с памяткой приемосдатчика передаются в товарную контору.

Наши рекомендации