Посмотри, как рисуют схемы предложений с однородными членами предложений!
Запомни.
Однородными словами называются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
А какими членами предложения могут быть однородные слова? (Главными и второстепенными)
5. Дополните правило, принято говорить не однородные слова, а однородные члены предложения.
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называют однородными. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.
6. Давайте это докажем на практике и выполним следующее задание: спишите стихотворение, найдите и подчеркните однородные члены предложения.
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчелы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
· Какие однородные члены вам встретились в этом стихотворении? Назовите их. (Чтенья и наук – второстепенные члены или дополнения; стрекозы, мушки, мошки,
пчелы, осы и шмели, муравьи, сверчки, козявки – подлежащие).
· С какой интонацией читают предложения с однородными членами? (С интонацией перечисления).
· Каким знаком препинания они разделяются? (Запятыми).
Если вы запомните веселое четверостишье об однородных членах, то оно всегда будет служить вам подсказкой в правильной расстановке знаков препинания.
Если стоят однородные члены
Их запятой раздели непременно
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
На самом деле однородные члены предложения не всегда отделяются запятыми, и в этом нам поможет следующее упражнение.
Давайте вспомним, какие союзы вам известны? (и,а,но,да,или)
Приведите примеры. (Теплый или холодный; бедный, но добрый; и т.д.).
· А как же ставить знаки препинания, когда есть союзы? Давайте это выясним.
Посмотри, как рисуют схемы предложений с однородными членами предложений!
Расставьте запятые согласно схеме.
КАРТОЧКА 1
Волчишко вылез осмотрелся походил сел
О, О, О, О.
КАРТОЧКА 2
Солнце светит но не греет
О, но О.
КАРТОЧКА 3
В гостях хорошо а дома лучше
О, а О.
КАРТОЧКА 4
В саду растут вишни яблони и груши
О, О и О.
КАРТОЧКА 5
В саду растут и вишни и яблони и груши
и О, и О, и О.
КАРТОЧКА 6
Осенью еж заберется в нору енота или барсука
О или О.
КАРТОЧКА 7
В саду пахнет или прелыми листьями или нагретой корой
или О, или О.
· Что есть в предложениях? ( Однородные члены)
Для удобства однородные члены будем обозначать О. Тогда у вас получится схема О, О, О, О. Объясните ее.
( Однородные члены отделяются запятыми).
Прочитайте карточки 2 и 3, назовите однородные члены, подчеркните их. ЗАПОМНИТЕ, перед союзами но, а всегда ставится запятая.
Закрепление изученного.
1. Найди правильную схему и начерти её рядом с предложением. Спиши.
Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.
Любит кошка рыбку … в воду лезть не хочет.
Белка песенки поет … орешки все грызет.
Терпенье … труд все перетрут.
О да О.
О, а О.
О да О.
О и О.
2. Найди правильную схему и начерти её рядом с предложением. Спиши.
Мал золотник … дорог.
Держи голову в холоде … ноги в тепле.
Надо, надо умываться по утрам … вечерам.
Мальчик был очень слабый … смелый … настойчивый.
О, но О.
О, а О.
О и О.
О, но О и О.
3. Найди правильную схему и начерти её рядом с предложением. Спиши.
Не красна изба углами … красна пирогами.
Мы хотели пойти на речку … раздумали.
Забота не ревет … спать не дает.
Ночью ветер злится … стучит в окно.
О, а О.
О, но О.
О, а О.
О и О.
4. Вставь пропущенные буквы.
Вчера мы были в зоопарке. Видели сл…на тигра м…дведя бегемота. В вольерах л…тали попугаи щеглы др…зды дятлы снегири. Птицы пели св…стели тр…щали каждый по своему. Мы видели попугаев страусов орлов.
5. Вставь пропущенные буквы.
Ты – писатель. Используя данные слова, составьте предложения с однородными членами: гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали.
6. Выделенные слова замените однородными членами.
Ребята посадили в лесу фруктовые деревья.
В лесу школьники собирали ягоды.
Во дворе росли цветы.
Домашнее задание. упр.63, на с. 27