Посмотри, как рисуют схемы предложений с однородными членами предложений!

Запомни.

Однородными словами называются слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

А какими членами предложения могут быть однородные слова? (Главными и второстепенными)

5. Дополните правило, принято говорить не однородные слова, а однородные члены предложения.

Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называют однородными. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

6. Давайте это докажем на практике и выполним следующее задание: спишите стихотворение, найдите и подчеркните однородные члены предложения.

Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,

Пчелы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к Жуку пришли.

· Какие однородные члены вам встретились в этом стихотворении? Назовите их. (Чтенья и наук – второстепенные члены или дополнения; стрекозы, мушки, мошки,

пчелы, осы и шмели, муравьи, сверчки, козявки – подлежащие).

· С какой интонацией читают предложения с однородными членами? (С интонацией перечисления).

· Каким знаком препинания они разделяются? (Запятыми).

Если вы запомните веселое четверостишье об однородных членах, то оно всегда будет служить вам подсказкой в правильной расстановке знаков препинания.

Если стоят однородные члены

Их запятой раздели непременно

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

На самом деле однородные члены предложения не всегда отделяются запятыми, и в этом нам поможет следующее упражнение.

Давайте вспомним, какие союзы вам известны? (и,а,но,да,или)

Приведите примеры. (Теплый или холодный; бедный, но добрый; и т.д.).

· А как же ставить знаки препинания, когда есть союзы? Давайте это выясним.

Посмотри, как рисуют схемы предложений с однородными членами предложений!

Расставьте запятые согласно схеме.

КАРТОЧКА 1

Волчишко вылез осмотрелся походил сел

О, О, О, О.

КАРТОЧКА 2

Солнце светит но не греет

О, но О.

КАРТОЧКА 3

В гостях хорошо а дома лучше

О, а О.

КАРТОЧКА 4

В саду растут вишни яблони и груши

О, О и О.

КАРТОЧКА 5

В саду растут и вишни и яблони и груши

и О, и О, и О.

КАРТОЧКА 6

Осенью еж заберется в нору енота или барсука

О или О.

КАРТОЧКА 7

В саду пахнет или прелыми листьями или нагретой корой

или О, или О.

· Что есть в предложениях? ( Однородные члены)

Для удобства однородные члены будем обозначать О. Тогда у вас получится схема О, О, О, О. Объясните ее.

( Однородные члены отделяются запятыми).

Прочитайте карточки 2 и 3, назовите однородные члены, подчеркните их. ЗАПОМНИТЕ, перед союзами но, а всегда ставится запятая.

Закрепление изученного.

1. Найди правильную схему и начерти её рядом с предложением. Спиши.

Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.

Любит кошка рыбку … в воду лезть не хочет.

Белка песенки поет … орешки все грызет.

Терпенье … труд все перетрут.

О да О.

О, а О.

О да О.

О и О.

2. Найди правильную схему и начерти её рядом с предложением. Спиши.

Мал золотник … дорог.

Держи голову в холоде … ноги в тепле.

Надо, надо умываться по утрам … вечерам.

Мальчик был очень слабый … смелый … настойчивый.

О, но О.

О, а О.

О и О.

О, но О и О.

3. Найди правильную схему и начерти её рядом с предложением. Спиши.

Не красна изба углами … красна пирогами.

Мы хотели пойти на речку … раздумали.

Забота не ревет … спать не дает.

Ночью ветер злится … стучит в окно.

О, а О.

О, но О.

О, а О.

О и О.

4. Вставь пропущенные буквы.

Вчера мы были в зоопарке. Видели сл…на тигра м…дведя бегемота. В вольерах л…тали попугаи щеглы др…зды дятлы снегири. Птицы пели св…стели тр…щали каждый по своему. Мы видели попугаев страусов орлов.

5. Вставь пропущенные буквы.

Ты – писатель. Используя данные слова, составьте предложения с однородными членами: гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали.

6. Выделенные слова замените однородными членами.

Ребята посадили в лесу фруктовые деревья.

В лесу школьники собирали ягоды.

Во дворе росли цветы.

Домашнее задание. упр.63, на с. 27

Наши рекомендации