Акт общей формы: назначение, основания для составления, порядок и правила составления.

Практическое занятие № 40

Составление акта общей формы ф. ГУ-23.Составление рапорта приемосдатчика

Цель: ознакомиться с порядком составления акта общей формы ф.ГУ-23, рапорта приемосдатчика.

Задание:

1. Изучить Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в части «Правила составления акта общей

формы» .

2. Изучить Типовую должностную инструкцию приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД» в части «Операции, выполняемые приемосдатчиком на железнодорожной станции назначения» .

3. Разобрать заполненные акт общей формы и рапорт приемосдатчика на реальную несохранную перевозку. Составить акт общей формы ф.ГУ-23 и рапорт приемосдатчика.

Исходные данные:приложение 11

Краткие теоретические сведения

Акт общей формы: назначение, основания для составления, порядок и правила составления.

Акты общей формы (приложение 2 к настоящим Правилам) составляются станциями для удостоверения следующих обстоятельств:

– утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте;

– задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, а также в случаях перегруза вагонов, контейнеров сверх допустимой грузоподъёмности по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути;

– задержка гружёных вагонов на промежуточных станциях из-за неприёма их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции примыкания;

– задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя;

– задержка приёма грузополучателем, грузоотправителем принадлежащих им или арендованных ими у организаций федерального железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров;

– неочистка вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях);

– неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;

– подача железной дорогой неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;

– отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере (если в накладной и вагонном листе имеется отметка о их наличии на вагоне, контейнере), повреждение или замена ЗПУ (если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты), обнаружение в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесённой информацией без следов умышленного повреждения (если читаемая информация соответствует данным в накладной и вагонном листе), обнаружение в пути следования ЗПУ на вагонах, контейнерах без следов умышленного повреждения и информация на них не соответствует данным в накладной и вагонном листе

– задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя принадлежащего организациям федерального железнодорожного транспорта локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;

– задержка груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;

– обнаружение в пути следования вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;

– повреждение вагона, контейнера;

– самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими;

– самовольное использование грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям федерального железнодорожного транспорта;

– задержка выдачи грузов в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся железной дороге платежей;

– задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) грузов, охраняемых ведомственной охраной МПС России;

– простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций

– отказ или уклонение грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приёмосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учётной карточки выполнения заявки на перевозку и других документов, предусмотренных технологией работы федерального железнодорожного транспорта. На указанных документах в этих случаях в месте, где предусмотрено проставление подписи, делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления, которая подписывается работником станции и заверяется строчным штемпелем станции;

– обнаружение в пути следования в вагоне трупов животных и т.д.

Акт общей формы составляется на станциях отправления и (или) назначения:

если по акту общей формы усматривается ответственность железной дороги или грузоотправителей, грузополучателей, других организаций, то первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, по которому производится взыскание и уплата штрафа, сбора и (или) других платежей, второй экземпляр – выдаётся грузоотправителю, грузополучателю, другой организации (по требованию), третий экземпляр – остаётся на хранение в делах станции, составившей его;

при составлении акта общей формы в случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приёмосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учётной карточки выполнения плана перевозок, акт общей формы вместе со вторым экземпляром указанных неподписанных двусторонних документов высылается заказным письмом в адрес грузоотправителя, грузополучателя, других организаций. Почтовая квитанция на отсылку письма вместе с копией письма и первым экземпляром неподписанного документа и актом общей формы хранится в делах станции, составившей его.

Акт общий формы составляется на станциях в пути следования:

– при обнаружении гружёных вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения или сохранности грузов, при обнаружении признаков хищения, недостачи и повреждения автотракторной техники, первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остаётся на хранение в делах станции, составившей его. В случае составления коммерческого акта к нему прикладывается копия акта общей формы;

– при обнаружении нарушения крепления груза, ставшего причиной повреждения вагона, в случае, если нарушение крепления груза не повлекло за собой его повреждение (порчу), первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остаётся на хранение в делах станции, составившей его. Копия акта общей формы направляется в депо, которое осуществляет ремонт вагона;

– при обнаружении гружёных вагонов, контейнеров с признаками хищения, первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остаётся на хранении в делах станции, составившей его. Копия акта общей формы направляется в линейные органы внутренних дел по месту обнаружения.

На станциях в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, акт общей формы составляется в двух экземплярах. При этом первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, о чём на оборотной стороне накладной в графе «Отметки железной дороги» делается отметка, которая заверяется подписью работника станции и строчным штемпелем станции, второй экземпляр – остаётся на хранение в делах станции, составившей его.

В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.

В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания:

– платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими организациям федерального железнодорожного транспорта – указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров;

– платы за простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта, в ожидании окончания операции по погрузке или выгрузке в случае подачи и уборки вагонов на перегоны, раздельные пункты (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не производящие коммерческие операции – указывается причина и время задержки локомотива;

– платы при задержке по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) охраняемого ведомственной охраной МПС России груза – указывается количество задержанных вагонов, контейнеров и время их задержки.

Акт общей формы должен быть подписан не меньше чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза в сопровождении акт общей формы подписывается также и лицом, сопровождающим груз (проводником грузоотправителя, грузополучателя, работником ведомственной охраны ОАО «РЖД»).

Приемосдатчик, который по указанию начальника станции (или его заместителя) участвует в выдаче груза, должен составить рапорт о результатах выдачи груза и в те же сутки предъявить его начальнику станции (или его заместителю) для утверждения и дальнейшего оформления коммерческого акта формы ГУ-22. Форма рапорта устанавливается начальником службы грузовой и коммерческой работы железной дороги.

В случае выдачи грузов по причине технической неисправности вагона дополнительно к акту общей формы и коммерческому акту приемосдатчиком составляется акт о техническом состоянии вагона (далее - Акт) формы ГУ-106. Акт составляется в 2-х экземплярах: первый экземпляр прикладывается к коммерческому акту, второй остается в делах станции. Акт составляется в день составления акта общей формы, но не позднее составления коммерческого акта. Для составления Акта привлекаются работники вагонного депо (мастер, осмотрщик) в порядке, установленном начальником станции. Акт подписывается работниками, его составившими, с обязательным указанием характера неисправности и причины ее происхождения.

При составлении рапорта приемосдатчик должен отразить в нем результаты выдачи с уточнением следующих особенностей:

- при перевозках грузов на открытом железнодорожном подвижном составе:

соответствие крепления грузов сведениям, указанным в транспортной железнодорожной накладной (правильность установки стоек, щитов, соответствие укладки, укрытия, увязки груза);

отсутствие следов изъятия груза;

наличие свободного места на полу платформы или полувагона, достаточного для размещения недостающего груза;

наличие на поверхности груза углублений, воронок или других следов изъятия груза;

размеры углублений и неровностей погрузки при перевозках каменного угля, кокса и других природных ископаемых;

наличие или отсутствие пленки от выдувания мелких фракций при перевозках;

вид повреждения металлических грузов (чугуна и других) в месте излома;

наличие потемнения, налета или следов ржавчины в месте излома, а также место нахождения отломанной части от основной;

- при перевозках наливных грузов в цистернах:

соответствие калибра, указанного на котле цистерны, сведениям вагонного листа;

высота налива с помощью метр-штока при проверке массы груза;

температура груза (температура воздуха);

наличие резиновой прокладки на горловине;

наличие течи и ее характер (струей или каплями с определением количества капель в минуту);

- при перевозках грузов в крытых или специализированных вагонах:

размеры открытых люков или проломов с определением возможностей изъятия груза через них;

соответствие размещения и крепления грузов требованиям ТУ;

полнота загрузки вагона (при наличии свободного пространства показать его место в вагоне, размер и возможность размещения в нем недостающего груза данного размера);

соответствие тары и упаковки стандартам и техническим условиям на перевозку грузов;

наличие исправления тары и упаковки (вновь забитые гвозди, замененные доски, разные виды зашивки кип);

исправность упаковочных лент, проволок;

наличие возможности изъятия груза из тары без нарушения целостности лент, проволоки, пломб на грузовых местах;

наличие россыпи и ее характер (в каком месте вагона, количество россыпи и возможность ее возникновения вследствие неправильной погрузки);

степень заполнения тары, наличие посторонних предметов внутри упаковки, наличие упаковочного материала;

исправность бочек (ослабление обручей, выпадение днищ, поломка клепки и другие неисправности);

степень заполнения бочек, вид их погрузки (накатом или с постановкой на дно, при накате установить их расположение вдоль или поперек вагона, а также возможность удара одной об другую);

порядок размещения грузов при перевозках в сборных вагонах с определением возможности их повреждения при погрузке;

наличие утечек цемента, зерна и других насыпных грузов с определением количества утечки груза за одну минуту;

наличие прокладочного материала при перевозках грузов в стеклянной таре и размер выступа бутылей и банок за верхний уровень ящиков или корзин;

- при перевозке скоропортящихся грузов в крытых или специализированных вагонах:

способ погрузки (вертикальный с прокладками реек, шахматный, перекрестный, в таре, навалом без тары) и соответствие его Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, высота погрузки груза в вагоне, а для мяса охлажденного и остывшего - плотность подвески на крючьях;

состояние груза (наличие плесени, гнили, течи, загара, запаха, дефектов обработки);

состояние боковых люков крытых вагонов (открыты, закрыты) при перевозке с вентилированием, а также правильность их установки;

утепление люков, дверей, пола, стен крытых вагонов при перевозке в зимний и переходный периоды;

температура наружного воздуха.

Необходимо потребовать от бригады рефрижераторной секции (механика, обслуживающего автономный рефрижераторный вагон, далее - РВ) выписку температурного режима из рабочего журнала за весь путь следования, заверенную механиком.

Порядок выполнения

1. Изучить и описать порядок составления акта общей формы и обстоятельства, для удостоверения которых составляют акт общей формы и рапорт приемосдатчика (использовать Правила составления актовпри перевозках грузов железнодорожным транспортом ).

2. Составить акт общей формы и рапорт приемосдатчика на несохранную перевозку.

3. Ответить на контрольные вопросы и оформить отчет по работе.

Содержание отчета

1. Ответы на контрольные вопросы.

2. Заполненные акт общей формы ф. ГУ-23, рапорт приемосдатчика.

Контрольные вопросы

1. Поясните, в каких случаях составляется акт общей формы, для каких целей.

2. Поясните, какая информация содержится в акте общей формы, кто его подписывает.

3. Поясните, какая информация содержится в рапорте приемосдатчика

Наши рекомендации