Технико – эксплутационные показатели работы автобусов

Практическая работа №3

Цель работы:Ознакомиться с технико–эксплутационными показателями автобусов, а также научиться путем расчета определить эти показатели

Сведения из теории:

Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте.

Чтобы определить потребное количество автобусов на маршруте необходимо иметь некоторые исходные данные: пассажиропоток и его неравномерность за сутки и по участкам; вместимость автобуса, выбранного для использования на данном маршруте; Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - время оборота на маршруте.

По рекомендациям НИИАТА, номинальная вместимость городского автобуса устанавливается с учетом числа мест для сидения и стоящих пассажиров (из расчета 5чел на один квадратный метр свободной площади салона, незанятой местами для сидения). При предварительно выбранной вместимости, необходимое число автобусов на маршруте можно определить по расчетным формулам.

Различают три метода расчета потребного числа автобусов на маршруте:

1. по производительности автобусов;

2. по пассажиропотоку;

3. по интервалу движения автобусов.

1. Расчет потребного количества автобусов на маршруте по производительности автобусов, учитывает время работы автобусов на маршруте, длину рейса, время затраченное на остановки. Организация транспортного процесса по перевозки пассажиров заключается в первую очередь, в рациональном назначении числа работающих на маршруте автобусов, их пассожировместимости, режима и продолжительности работы автобусов на

маршруте, от этого зависит степень наполнения автобусов и коэффициент использования пассожировместимости.

2. Расчет потребного количества автобусов на маршруте, по пассажиропотоку, основывается на учете суточного колебания пассажиропотока. Характерные результаты расчета колебания пассажиропотока. Для данного примера потребное количество автобусов определяется, как минимум, для трех периодов работы: утренние часы пик, период спада пассажиропотока, вечерние часы пик.

В качестве расчетной формулы берут зависимость учитывающую: расчетный объем перевозок пассажиров на максимально загруженном направлении Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ; время оборота на маршруте; вместимость автобусов принимается в соответствии с паспортными данными как общая вместимость (количество мест для сидения и стояния) для городских, а для междугородних, туристических, экскурсионных и международных перевозок, по количеству мест для сидения. Фактическое превышение объема перевозок в часы пик по сравнению с расчетным, не должно превышать 15 – 16% общего объема перевозок в данном периоде.

3. Расчет потребного числа автобусов на маршруте, по интервалу их движения, основывается на анализе теоретически требуемого числа автобусов и водителей, что усложняет работу АТП и транспортной сети. В часы пик для городских перевозок, целесообразно принимать интервал движения 2 – 3 минуты, а для пригородных 10 – 15 минут.

Основным критерием при выборе рационального типа автобусов для того или иного маршрута, является целесообразным, интервал движения, который определяется по обследованным данным пассажиропотока, а потребное число автобусов, по формуле учитывающей интервал движения автобусов на маршруте.

В ряде случаев, потребное количество автобусов на маршруте, определяется на основе дорожных условий, затрат на перевозки, провозной способности автобусов и т.д. Одновременно с выполнением подобных расчетов, должны быть решены вопросы полного и своевременного удовлетворения потребности населения в перевозках, обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок, эффективного использования подвижного состава.

После расчета потребного числа автобусов, на маршруте решаются задачи: составления расписания движения автобусов на маршруте, график работы водителе и автобусов.

Объем автобусных перевозок Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - это общее количество перевезенных пассажиров. Обычно Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru рассчитывается денежным общего дохода на установленный тариф проезда одного пассажира или определяется по формуле:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.1)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - списочное число автобусов,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - вместимость автобуса,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - число календарных дней в данном периоде,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - коэффициент выпуска автобусов на линию,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - число рейсов автобуса за рабочий день,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - коэффициент наполнения автобуса,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - коэффициент сменности пассажиров на маршруте.

Пассажирооборот находиться по формуле:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.2)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - средняя дальность поездки пассажира, км.

Время пребывания в наряде Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru включает время работы автобуса на маршруте Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru и время нулевого пробега Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru (3.3)

Время работы на маршруте Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru включает в себя время чистового движения Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , время простоя автобуса на промежуточных остановках Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , время задержек по причинам дорожного движения Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru и время простоя на конечных остановках Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ; (3.4)

или Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ; (3.5)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - техническая скорость,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - протяженность маршрута, км.,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - время движения (включает и время задержек по причинам дорожного движения).

Эксплуатационная скорость:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.6)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - количество промежуточных остановок на маршруте,

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - время рейса час,

Скорость сообщения:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru . (3.7)

Время рейса:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru . (3.8)

Среднее расстояние перевозки пассажиров, км:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ; (3.9)

где р – пассажирооборот, Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

Коэффициент использования пассожировместимости (наполнения)

статический: Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ;

динамический: Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ,

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - производительность автобуса за рабочий день Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ;

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - производительность автобуса за рабочий день Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

Коэффициент сменности пассажиров за рейс:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru . (3.10)

Коэффициент неравномерности пассажиропотока:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru . (3.11)

Коэффициент регулярности движения на маршруте:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.12)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - фактическое количество рейсов за день;

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - плановое количество рейсов за день.

Маршрутный коэффициент:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.13)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - суммарная длинна всех городских маршрутов км;

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - суммарная длинна городской транспортной сети км.

Плотность маршрутной сети:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.14)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - площадь города Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

Коэффициент использования пробега:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.15)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - пробег автобуса с пассажирами км;

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - общей пробег автобуса км.

Среднее расстояние перехода пассажиров:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.16)

где Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru - среднее расстояние перехода пассажиров (пешего хождения), м.

Количество рейсов за день:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru . (3.17)

Производительность автобуса за рабочий день в пассажирах:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ; (3.18)

в пассажиро – километрах:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru (3.19)

Потребное количество автобусов на маршруте:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru . (3.20)

Задача №1

Городской радиальный маршрут, протяженностью lМ=28 км., обслуживается автобусами ЛиАЗ – 677, вместимостью m=110 пассажиров, средняя длительность поездки пассажира lСР=3,5 км., число промежуточных остановок nпо=35, время простоя на каждой промежуточной остановке tпо=0,58 мин., время простоя на конечной остановке tко=5,5 мин., техническая скорость автобуса υт=26 км/ч., коэффициент наполнения автобуса γ=1, нулевой пробег lн=3 км., время пребывания в наряде TН=12 ч., коэффициент сменности ηсм=2,9.

В плане мероприятий пассажирского АТП заменить автобусы ЛиАЗ – 677 на сочлененный ИКАРУС – 280 вместимостью m=180 пассажиров.

Определить сколько высвободится автобусов ЛиАЗ, если дневной объем перевозок Qсут=86000 пассажиров.

Решение.

Определим время затрачиваемое автобусом на один рейс,tp, ч., по формуле:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.21)

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

где tдв – время движения автобуса на маршруте: Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ч.

Определим количество рейсов совершаемых автобусом за рабочий день, по формуле:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.22)

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

где tН – время, затрачиваемое на нулевой пробег: Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ч.

Определим суточную производительность автобусов, по формуле (3.18):

ЛиАЗ:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru пассажиров.

ИКАРУС:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru пассажиров.

Определим потребное количество автобусов на маршруте, по формуле (3.20):

ЛиАЗ:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

ИКАРУС:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

Ответ: по результатам проведенных мероприятий пассажирское АТП высвободится на: Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru автобусов.

Задача №2

Протяженность городского диаметрального маршрута lМ=30 км., число промежуточных остановок nпо=52, время простоя на каждой промежуточной остановке tпо=0,62 мин., время простоя на конечной остановке tко=4,0 мин., техническая скорость υт=25 км/ч., пассажиропоток Qmax=3500 пассажиров. Маршрут обслуживают автобусом ЛиАЗ вместимостью m=120 пассажиров, коэффициент наполнения автобуса γ=1.

Определить частоту h и интервал движения n автобусов на маршруте.

Решение.

Определим частоту движения автобусов на маршруте в час-пик,h, по формуле:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.23)

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

Определим время затрачиваемое автобусом на один рейс, по формуле (3.21):

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru ч,

где tдв=30/25=1,2 ч.

Определим время одного оборота, To,ч., по формуле:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.24)

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

Определим необходимое количество автобусов на маршруте,AМ, по формуле (3.20):

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.25)

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru .

Определим интервал движения автобусов в час-пик, n, ч., по формуле:

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru , (3.26)

Технико – эксплутационные показатели работы автобусов - student2.ru мин.

Ответ:Частота движения автобусов на маршруте h=30; интервал движения между автобусами n=2 минуты.

Вывод:в процессе выполнения данной работы, мы ознакомились с технико–эксплутационными показателями автобусов, а также научились путем расчета определять эти показатели.

Наши рекомендации