Технико-экономические показатели работы складов

Уровень организации технологических процессов на складах самым непосредственным образом влияет на технико-экономические показатели работы склада. Важнейшими из них являются следующие.

1.Грузооборот склада (годовой, квартальный, месячный, сменный) выражается количеством переработанных тонн грузов по отпуску товаров.
2. Себестоимость складской переработки одной тонны груза определяется как частное от деления общей суммы эксплуатационных расходов за год на годовой грузооборот.
3. Производительность труда работников склада определяется количеством тонн груза, или размером оптово-складского товарооборота, приходящегося на одного работника склада за какой-либо период (год, месяц, человеко-смену). Она может рассчитываться и по отдельным категориям складских работников (грузчикам, фасовщикам, упаковщикам и др.).

4. Использование площади склада характеризуется коэффициентом использования полезной площади, т. е. отношением полезной площади (или площади хранения) к общей площади склада. Чем лучше используется площадь склада, тем выше этот коэффициент, на практике он колеблется от 0,2 до 0,6.
5. Коэффициент использования вместимости склада или полезного объема рассчитывается как отношение грузовой вместимости склада (объема стеллажей и штабелей с товарам) к общему складскому объему. Оптимальный коэффициент использования полезного объема склада взависимости от характера груза может колебаться в пределах от 0,35 до 0,5.
6. Уровень механизации (автоматизации) складских работ определяется как отношение объема механизированных или автоматизированных к общему объему работ. Уровень механизации (автоматизации) может определяться также отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к общему числу работников, занятых на выполнении этой работы.
7. Оптово-складской оборот на 1 м2 складской площади также является показателем, характеризующим эффективность использования складской площади.

Понятие и сущность розничной торговой сети. Функции и роль розничной торговой сети в обслуживании населения. Виды розничной торговой сети, роль в обслуживании населения. Особенности развития и размещение торговой сети.

Виды розничной торговой сети.

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.

В условиях перехода к рыночной экономике возникли новые формы хозяйственной деятельности в розничной торговле, малые предприятия, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, частные предприятия и другие

Торговые организации и предприятия объединяют пункты розничной продажи товаров: магазины, палатки, киоски, павильоны, ларьки, автомагазины.

С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежитстационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов, они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций.

Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Она подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети, с тем чтобы обеспечить гарантированное торговое обслуживание глубинки. Для продажи кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет и других товаров применяется разносная торговля.

Розничная посылочная торговля осуществляется предприятиями- изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажи товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию.

Типизация и специализация магазинов: сущность, преимущества. Основные направления развития и совершенствование розничной торговой сети. Опыт организации розничной торговой сети за рубежом.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения.

На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность широкого использования типовых решений по формированию торгового ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.

Тип торгового предприятия определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.

С учетом этих принципов в августе 1996 г. разработана новая номенклатура типов предприятий розничной торговли.

Основные типы предприятий розничной торговли:

1. Универмаг —крупное розничное предприятие торговой площадью более 600 м2 с универсальным ассортиментом промышленных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающее дополнительные услуги населению, может включать секцию (отдел), торгующую продовольственными товарами, кулинарными, кондитерскими изделиями, кафетерий и т. п.

2. Супермаркет— розничное торговое предприятие торговой площадью более 250 м2 с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров преимущественно повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30%. Возможно наличие отдела кулинарии, кафетерия и т. д.

3. Минимаркет — небольшое розничное предприятие торговой площадью 30—150 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40—50%.

4. Продтовары - розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70—200 м2. Возможно наличие "уголка" сопутствующих непродовольственных товаров.

5. Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров — небольшие розничные предприятия торговой площадью 30-100 м2, реализующие отдельные группы продтоваров.

6. Промтовары- розничные предприятия торговой площадью 100-400 м2 по продаже промышленных товаров преимущественно массового спроса.

7. Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров. Данный тип включает предприятия, которые условно можно подразделить на две группы: крупные, торговой площадью 150—400 м2, реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для фермерских и приусадебных хозяйств, товары для дома и т. д.;

мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.

8. Дом торговли — комплексное предприятие торговой площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещенных в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчете. Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций.

9. Фирменный магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое пред приятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.

10. Удобный (дискаунтный) магазин — небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания и т.п.

Важнейшим направлением управления торговой сетью является ее специализация, которая предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами при одно- временном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги.

Специализация розничной торговой сети имеет ряд преимуществ. Она способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.

Вместе с тем специализация имеет некоторые отрицательные стороны: уменьшается число предприятий, торгующих отдельными товарами, соответственно они территориально удаляются от покупателя. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплексного обслуживания населения.

Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским комплексам.

По признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы:

• универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы);

• специализированные магазины, включающие в ассортимент одну группу товаров ("Промтовары", "Продукты", "Хозтовары", "Мебель", "Культтовары", "Книги" и др.);

• узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров ("Мужские сорочки", "Женская обувь", "Галстуки", "Пуговицы", "Зонты", "Колбасы", "Сыры" и т. д.);

• неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации по отделам и секциям ("Товары повседневного спроса"). Они имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары.

Развитие торговой сети привело к выделению нового направления в специализации — по потребительским комплексам ("Детский мир", "Техника в быту", "Товары для дома").

Показателем, характеризующим специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации.Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов.

Наши рекомендации