Технико-экономическая характеристика видов транспорта
Автомобильный транспорт – обладает самой высокой мобильностью, значительными скоростями передвижения, удобствами эксплуатации. Это единственный вид транспорта способный осуществлять перевозки по схеме «от двери до двери». Вместе с тем авто транспорт характеризуется высоким удельным расходом топлива и большой трудоемкостью обслуживания, приходящимся на одну грузовую отправку или пассажиров. Оказывает вредное воздействие на экологическую среду в зоне эксплуатации. Авто транспорт наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. Эффективно используется для перевозки грузов в международном сообщении.
Морской транспорт для России имеет исключительно важное значение он должен обеспечивать ее устойчивые и эффективные внешние экономические связи, независимость внешней торговли, государственную стратегию судоходства в Мировом океане, поддерживать национальную безопасность страны и нормальную жизнедеятельность тех ее регионов, для которых морские перевозки являются основными или единственными способами сообщения.
Морской транспорт в нашей стране долгие годы был ее гордостью, приоритетом внимания и развития, однако за последние годы резко снизил эффективность своей работы, переживая техническое и моральное старение отечественного флота.
Внутренний водный транспорт служит для перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям страны – рекам, озерам и судоходным каналам. Он особенно важен для тех регионов, где сеть сухопутных видов транспорта недостаточна. Достоинством является высокая проводная способность, сравнительно низкие себестоимость и удельный расход топлива, меньшие капиталовложения и металлоемкость на 1 тонну грузоподъемности. К недостаткам можно отнести сезонность, невысокая скорость доставок, разобщенность речных бассейнов.
Воздушный транспорт осуществляет перевозки пассажиров и срочных грузов. Авиацию используют в сельском и лесном хозяйствах, в геолого-разведовательных и поисково-спасательных работах, в полярных экспедициях, метеорологии, для оказания медицинской помощи, в строительстве и других отраслях. В труднодоступных районах, не имеющих наземных и водных видов транспорта воздушный транспорт нередко является единственным средством сообщения.
Основные технико-экономические особенности – высокая скорость доставки пассажиров и грузов, большая мобильность и автономность в полетах, возможность сокращения пути следования по сравнению с наземными и водными видами транспорта.
Средняя себестоимость перевозки грузов воздушным транспортом в 30-40 раз, а пассажиров в 2-3 раза выше, чем железнодорожным.
Трубопроводный транспорт узко специализирован на перемещении только определённых продуктов (газа, нефти, нефтепродуктов, бензина, керосина, дизельного топлива). Трубопроводами могут доставлять к месту назначения и твердые материалы и сырьё в потоке воды (), а также тяжелые углеводороды (этан, этилен, пропан), жидкий и газообразный кислород, аммиак, азот, водород, кислоты, соли, мел (в растворе).
Могут получить развитие системы трубопроводного контейнерного пневмотранспорта, которые в потоке газа или воздуха движутся одиночные или объединенные в составы грузовые контейнеры на колесах.
Железнодорожный транспорт является основным в транспортной системе России. Им перевозиться 88% всего добытого угля, 94% руды, 88% чёрных металлов, 79% удобрений, 66% лесных грузов. Для многих миллионов пассажиров железнодорожный транспорт представляет возможность сравнительно дешевых, безопасных не зависящих от погоды поездах. Российская железнодорожная сеть включает в себя 17 железных дорог. Наибольшую протяженность имеют Октябрьская (10,2 тыс. км) и Московская (9,1 тыс. км) железные дороги. Наименьшую протяженность имеют Калининградская железная дорога (всего 600 км). В советское время она составляла часть Прибалтийской железной дороги.
Наиболее густая и разветвлённая сеть железных дорог сосредоточена в европейской части страны, где железнодорожные линии расположены в основном по радиально-кольцевой схеме. От Москвы они лучеобразно расходятся по 12 направлениях и на некотором расстоянии они соединяются кольцевыми линиями.
На Дальнем Востоке и в Сибири железнодорожная сеть менее развита, в основном она имеет широтное направление. Основные её магистрали Транссибирская и Байкало-Амурская имеют достаточно разветвленную сеть, отдельные участки которой далеко уходят на Север к районам богатейших природных ресурсов (нефти, угля, руд, леса и др.).
Для железнодорожных дорог характерна разная степень их грузонапряженности. Так, только на 27% сети приходится почти 70% её грузооборота. Наибольшей грузонапряженностью облают дороги, обеспечивающие связи Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-западом, а также Урала с Сибирью и Дальним Востоком.
Основными достоинствами железнодорожного транспорта является высокая пропускная и провозная способность (150-200 пар поездов в сутки на двухпутных и 60 – на однопутных линиях), бесперебойная и надежная перевозка грузов и пассажиров в любое время года и суток; массовость перевозок в сочетании с низкой себестоимостью и высокой скоростью доставки; более короткий путь доставки по сравнению с естественными водными путями.
К недостаткам следует отнести: ограниченную маневренность из-за привязки к рельсам высокую первоначальную стоимость основных фондов (путь, сооружения, подвижной состав); высокую металлоемкость.