Определение модуля упругости дорожных одежд
Во время практики были проведены испытания покрытия и основания дорожной одежды на модуль упругости прогибомером короткобазовым ПГ-1Ф на участке ул. Кировградская от ул. Бакинских коммисаров до ул. Республиканской (четная сторона).
Испытания проводились с помощью автомобилей марки МАЗ КО 86-20 ( на покрытии до ремонта ) и МАЗ МДК 43362
Модуль упругости — общее название нескольких физических величин, характеризующих способность твёрдого тела (материала, вещества) упруго деформироваться (то есть не постоянно) при приложении к нему силы.
Дата испытания образцов: 26 июня 2012г. - на покрытии до ремонта; 07 августа 2012 г. – на основании.
Условия проведения испытаний: Температура воздуха +23ºС, солнечно, без осадков, ветер слабый – на покрытии до ремонта; температура воздуха +22ºС, солнечно , без осадков, ветер слабый – на основании.
№ пикета | Фактический модуль упругости, МПа | |||
Правая полоса | Левая полоса | Правая полоса | Левая полоса | |
До ремонта | На основании | |||
ПК 0+60 | ||||
ПК 7+50 | ||||
Общий расчетный модуль упругости 270 МПа |
Заключение: Согласно расчетам, общий модуль упругости конструкций дорожной одежды составляет 270 МПа. Результаты измерений показали, что фактический модуль упругости до ремонта и на основании дорожной одежды не соответствует расчетному.
Приложение 1 к протоколу № от 21.05.2012 г.
Измерение упругих прогибов дорожной одежды с помощью рычажного прогибомера короткобазового ПГ-1Ф
Измерение упругих прогибов дорожного покрытия с помощью рычажного прогибомера ко-
роткобазового ПГ-1Ф проводили в контрольных точках, расположенных на участках дороги. Место-
положение контрольных точек, в которых измеряли упругие прогибы при испытаниях представлено
в таблице 2.
Количество контрольных точек составило: 4 на покрытии до ремонта и 4 на основании до-
рожной одежды.
Измерение упругих прогибов согласно приведенной в ОДН 218.1.052-2002 методики, прово-
дили в следующей последовательности:
1) измеряли манометром давление воздуха в шинах заднего колеса автомобиля;
2) на весовой взвешивали заданию и переднюю ось двухосного автомобиля;
3) автомобиль устанавливали в точке измерения;
4) щуп с подпятником прогибомера располагали между скатами заднего сдвоенного коле-
са автомобиля точно под центром задней оси автомобиля;
5) отсчет по индикатору записывали в журнал, если в течение 10 с показания индикатора
не изменялись более чем на 0,005 мм;
6) после продвижения автомобиля вперед на 5-10 м от расчетной точки и восстановления
упругой деформации покрытия выполняли второй отсчет по индикатору, по истечению 3 мин;
7) упругий прогиб дорожной одежды определяли как разность отсчетов при нагруженном
и ненагруженном состояниях покрытия;
8) закончив измерения на одной контрольной точке, автомобиль переезжал на следую-
щую точку и измерения повторяли в такой же последовательности.
Для исключения случайных ошибок в каждой контрольной точке осуществляли не менее
двух повторных измерений. Точность измерений упругих прогибов индикаторами часового типа ИЧ-
01 составила ±0,01 мм.
Таблица 2 – Ведомость испытаний покрытия и основания дорожой одежды прогибомером короткобазовым ПГ-1Ф на участке ул. Кировградская от ул. Бакинских коммисаров до ул. Республиканской (четная сторона).
Местоположение, ПК | Номер точки | Отсчет по индикатору | Упругий Прогиб, см | Примечание | |
при нагрузке | при разгрузке | ||||
ПК 0+60 прав | 2,40 | 1,69 | 0,071 | Покрытие до ремонта | |
ПК 7+50 лев | 5,40 | 4,02 | 0,138 | ||
ПК 0+00 прав | 6,00 | 5,11 | 0,089 | ||
ПК 5+50 лев | 6,70 | 5,97 | 0,073 | ||
ПК 0+60 прав | 6,35 | 5,89 | 0,066 | Основание до ремонта | |
ПК 7+50 лев | 3,33 | 2,87 | 0,116 | ||
ПК 0+00 прав | 4,19 | 3,63 | 0,076 | ||
ПК 5+50 лев | 6,60 | 5,43 | 0,057 |
По результатам упругих прогибов по формуле 3.8[ОДН 218.1.052-2002] получены значения фактических модулей упругости