Двадцать два правила предотвращения несчастных случаев при погрузо-разгрузочных работах
1. Устранить все лишние транспортные и погрузо-разгрузочные операции. Поскольку многие транспортные и погрузо-разгрузочные процессы потенциально опасны, полезно подумать, нельзя ли отменить некоторые из них. Многие современные производственные процессы представляют собой беспрерывный поток без разделения фаз погрузки - разгрузки и транспортировки. Многие сборочные и строительные операции могут планироваться и разрабатываться так, чтобы устранить напряженные и сложные передвижения грузов. Анализ материально-технического снабжения и потока грузов при производственных и транспортных процессах помогает определить варианты наиболее эффективной и рациональной транспортировки.
2. Удалить людей из мест транспортировки и погрузки - разгрузки. Когда рабочие физически не находятся под перемещаемыми грузами или около них, безопасность работы повышается, поскольку уменьшается потенциальная опасность. Люди не допускаются на участки погрузки отходов сталелитейных производств, поскольку куски забракованного металла могут выпасть из магнитных захватов, использующихся для перемещения отходов, что представляет собой постоянную опасность. Работа с материалами в опасных средах часто автоматизируется с помощью роботов и автопогрузчиков, уменьшающих аварийные риски, связанные с перемещением грузов. Более того, запрещая людям проходить без необходимости погрузо-разгрузочные дворы, можно значительно уменьшить риск несчастных случаев.
3. Максимальное разделение транспортных операций. Чем чаще транспортные средства сталкиваются друг с другом, оборудованием и людьми, тем больше вероятность аварий. Характерные аспекты транспортных операций важны при планировании безопасных внутризаводских перевозок. Существует много подобных аспектов, которые следует знать: пешеходы / грузовики; грузовой транспорт / легковой транспорт; внутренние перевозки / внешние перевозки; транспортировка между рабочими участками / работа с материалами внутри рабочего участка; транспорт / склад; транспорт / производственная линия; приемка / отправка; транспортировка опасных материалов / обычная транспортировка.
Когда пространственное разделение невозможно, введите временное разграничение доступа в рабочую зону для транспорта и пешеходов (открывайте склад для посетителей в определенное время). Если нельзя устроить отдельные дорожки, пешеходные маршруты можно обозначить разметкой и знаками. Вход в заводское здание должен быть отдельным для пешеходов. Если пешеходное движение и движение вилочных погрузчиков пересекаются при входе и выходе, они могут пересекаться и дальше, создавая опасные ситуации. При проведении модификаций необходимо ограничивать движение транспорта и людей через участки ремонта или строительства. Столкновения подвесных кранов можно избежать, позаботившись о том, чтобы пути движения кранов не пересекались, и установив ограничительные выключатели и механические заграждения.
4. Обеспечить достаточное пространство для погрузо-разгрузочных и транспортных операций. Слишком узкое пространство для погрузочных работы часто становится причиной несчастных случаев. Например, руки рабочего могут попасть между грузом и стеной при работе вручную, или человека может зажать между движущейся опорой транспортного крана и пачкой материалов, если не соблюдается дистанция 0,5 метра. При проектировании завода и планировании модификаций следует точно рассчитывать свободное пространство, необходимое для проведения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Рекомендуется оставлять "запас", если размер груза и тип оборудования будет меняться. Часто объем выпускаемой продукции с течением времени увеличивается, а пространство, отведенное для погрузки-разгрузки, соответственно уменьшается. Несмотря на требования эффективного, с точки зрения стоимости, уменьшения производственного пространства, нужно иметь в виду, что для маневров грузовых погрузчиков с противовесом, поворотов и заднего хода, необходимо больше места, чем может показаться.
5. Стремиться к непрерывности транспортных процессов, избегая перерывов в погрузо-разгрузочных работах. Непрерывность погрузки- разгрузки уменьшает вероятность несчастных случаев. Генеральный план завода имеет огромное значение в обеспечении этого принципа безопасности. Аварии чаще всего возникают из-за прерывания потока материалов при изменениях в транспортном и погрузо-разгрузочном оборудовании или по производственным причинам. В этих случаях людям приходится что-то разгружать, переносить, укреплять, упаковывать, поднимать или перетаскивать. В зависимости от конкретных материалов, конвейеры обычно лучше обеспечивают непрерывность потока материалов, чем краны или автопогрузчики с вилочным захватом. С точки зрения планирования, следует организовать транспортные операции таким образом, чтобы грузовой транспорт передвигался по заводским площадям по кругу в одном направлении, без зигзагообразных движений или заднего хода. Поскольку непрерывность чаще нарушается на границе между цехами или рабочими участками, при планировании производства и перевозок следует избегать "ничейных участков" с неконтролируемым движением материалов.
6. Использовать стандартные элементы в погрузо-разгрузочных системах. В целях безопасности при погрузке-разгрузке лучше всего использовать стандартные типы грузов, оборудования и инструментов. Понятие единицы груза хорошо известно транспортникам. Материалы в контейнеры или на поддонах легче устанавливать и перемещать, если другие элементы транспортной цепи (например, складские стеллажи, вилочные автопогрузчики, грузовики и крепежные приспособления на кранах) рассчитаны на эти единицы грузов. Использование стандартных типов погрузчиков с одинаковым управлением уменьшает вероятность ошибки водителя, поскольку аварии чаще всего происходят, когда водитель начинает работать на машине с иным типом управления.
7. Знание характеристик материалов, подлежащих погрузке-разгрузке. Это первое условие безопасности работы. Для правильного выбора такелажных приспособлений необходимо учитывать вес, центр тяжести и размеры грузов, закрепляемых для подъема и транспортировки. При работе с опасными материалами необходимо предоставлять информацию об их реактивности, возгораемости и опасности для здоровья. С особой опасностью сопряжены перевозки хрупких, острых, пыльных, скользких и неустойчивых предметов; работа с взрывчатыми веществами или живыми животными. На упаковках часто содержится важная информация о правильных методах погрузки - разгрузки, однако иногда ярлыки отрываются или защитная упаковка закрывает важную информацию. Иногда груз не виден внутри упаковки, и трудно правильно определить центр тяжести.
8. Груз не должен превышать рабочую грузоподъемность. Перегрузка являются частой причиной аварий в погрузо-разгрузочных системах. Нарушение баланса и порча материала - типичные результаты перегрузки оборудования. Грузоподъемность строп и других такелажных приспособлений должна быть четко указана, при этом следует выбирать подходящую конфигурацию строп. Перегрузка возникает, если неправильно определены вес или центр тяжести груза, что приводит к неверному креплению и распределению грузов. Если для работы с грузами применяются стропы, оператор должен знать, что на наклонной дорожке могут возникнуть силы, достаточные для падения груза или опрокидывания оборудования. Грузоподъемность вилочных автопогрузчиков указывается на оборудовании; она зависит от высоты подъема и размера груза. Перегрузка за счет усталостного разрушения может произойти после неоднократной загрузки, даже не предельной, если устойчивость компонента недостаточно точно просчитана.
9. Устанавливать низкие пределы скорости для обеспечения безопасности движения. Скоростные ограничения для автотранспорта, используемого в заводских перевозках, колеблются от 10 км/ч до 40 км/ч. Во внутренних коридорах, при въезде и выезде, на перекрестках и в узких проездах транспорт должен двигаться с меньшей скоростью. Опытный водитель умеет регулировать скорость грузовика в зависимости от конкретной ситуации, но в опасных местах следует устанавливать знаки скоростных ограничений. Например, максимальная скорость передвижного крана с дистанционным управлением, должна определяться с учетом нормальной скорости передвижения человека с поправкой на время, необходимое оператору для одновременного наблюдения и контроля за грузами.
10. Избегать подъема грузов над работающими людьми. Подъем материалов на высоту всегда сопровождается риском их падения. Хотя людям обычно не разрешается работать под висящими грузами, постоянное перемещение подвешенных грузов в процессе производства создает опасные ситуации. Например, установка грузов вилочными автопогрузчиками на высокие складские стеллажи и подъем грузов между этажами. Подвесные конвейеры, перемещающие камни, кокс или гипсовые отливки, также могут создавать риск падения грузов на находящихся внизу людей, при отсутствии защитных навесов. При разработке новой подвесной транспортной линии степень потенциального риска следует сравнивать с риском использования напольной транспортной линии.
11. Избегать транспортировки, требующей работы на высоте. Когда людям приходиться подниматься на высоту, например, чтобы открепить стропные крюки, отрегулировать тент грузовика или промаркировать груз, возникает риск их падения. Эту опасность можно преодолеть с помощью планирования, изменения последовательности рабочих операций и различных такелажных приспособления и устройств с дистанционным оборудованием, а также за счет автоматизации и механизации.
12. Применять защитные ограждения на опасных участках. На опасных участках погрузо-разгрузочных работ должны устанавливаться заграждения типа цепей вилочных автопогрузчиков, канатных приводов кранов и точек захвата на конвейерах. Недоступность опасной зоны не является надежной защитой, поскольку до нее можно добраться с помощью стремянок и других подручных средств. Защитные приспособления используются для обнаружения травмоопасных технических неисправностей (например, канатные удерживающие устройства на шкивах кранов, предохранительные застежки в такелажных крюках, защитные прокладки на острых кромках). Защитные ограждения и доски по краям погрузочных платформ, подвесных складских стеллажей и отверстий в полу предохраняют от падения людей и предметов. Такой вид защиты часто требуется при подъеме материалов с одного этажа на другой вилочными автопогрузчиками и кранами. Защитить людей от падающих предметов во время такелажных работ могут страховочные сетки, а также постоянные заграждения - проволочные сетки или металлические пластинчатые кожухи на конвейерах.
13. Перевозить и поднимать людей на высоту только при помощи специального оборудования. Краны, автопогрузчики, экскаваторы и конвейеры - это машины, предназначенные для перемещения материалов, но не людей. Для подъема людей на высоту, например, для замены лампочек под потолком используются специальные подъемные платформы. Если вилочный автопогрузчик или кран оснащены специальной надежно прикрепляющейся клетью с соблюдением всех требований безопасности, на них можно поднимать людей без особого риска травм.
14. Сохраняйте устойчивость оборудования и грузов. Несчастные случаи происходят при нарушении устойчивости оборудования, товаров или складских стеллажей, особенно это касается вилочных автопогрузчиков или передвижных кранов. Выбор устойчивого в работе оборудования является первым шагом к снижению риска. Кроме того, можно посоветовать использовать оборудование, которое дает предупредительный сигнал перед выходом из строя. Прочные рабочие традиции и квалифицированные операторы также являются слагаемыми успешной защиты. Опытные, обученные работники умеют определять центры тяжести и распознавать неустойчивые пачки и штабеля материалов и проводить корректировку.
15. Обеспечивать хорошую видимость. При проведении такелажных работ с помощью вилочных автопогрузчиков видимость всегда ограничена. При покупке нового оборудования важность оценить видимость шофера через мачтовые конструкции (для высокоподъемных автопогрузчиков важна видимость через подвесную раму). В любом случае следует принять во внимание, что погрузка - разгрузка материалов сопряжена с ограничением видимости. По возможности следует обеспечить четкую линию обзора, например, убрать кипы товаров или сделать отверстия и пустоты в критических точках складских стеллажей. К оборудованию могут прилагаться зеркала, с помощью которых можно сделать слепые углы складов и цехов более безопасными. Тем не менее, зеркала - это вторичные средства профилактики по отношению к устранению слепых углов, обеспечивающему прямой обзор. При перемещении грузов с помощью крана часто назначают специального работника для подачи сигналов о том, свободно ли место разгрузки от людей. Надежный метод защиты - разметка краской или каким-либо другим способом опасных точек и препятствий на рабочих участках: столбов, краев дверей или погрузочных доков, выступающих элементов машин и подвижных частей оборудования. Хорошая освещенность зачастую улучшает видимость, на лестницах, в коридорах, около выходов.
16. Сокращать долю ручного труда за счет механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Около 15% телесных повреждений, полученных при такелажных работах, вызваны подъемом и переносом грузов вручную. Большинство телесных повреждений вызвано перенапряжением; остальные включают поскальзывание и падения, а также повреждения кистей рук об острые кромки. Типичными нарушения здоровья, вызванные ручными такелажными работами - общетравматические нарушения и болезни спины. Хотя механизация и автоматизация существенно сократили количество ручных операций в промышленности, до сих пор сохраняется ряд рабочих участков, с тяжелым физическим трудом, связанным с поднятием и переноской грузов. Нужно позаботиться об оснащенности соответствующим такелажным оборудованием: лебедками, подъемными платформами, грузовыми лифтами, автопогрузчиками с вилочным захватом, кранами, конвейерами, штабелеукладчиками, роботами и механическими манипуляторами.
17. Обеспечивать и поддерживать эффективную связь. При серьезных авариях всегда нарушается связь. Крановщик должен сообщаться со стропальщиком, закрепляющим груз, а неверная сигнализация с помощью рук между крановщиком и грузчиком или радиотелефоны с плохой слышимостью могут привести к неустранимым ошибкам. Важную роль играют коммуникации между операторами погрузо-разгрузочных работ, производственниками, грузчиками, докерами, шоферами и ремонтниками. Например, водитель вилочного автопогрузчика должен передавать информацию об известных ему нарушениях правил безопасности - проездах со слепыми углами, загроможденными грудами материалов - при пересмене. Водители автомобилей и подвижных кранов, работающие в качестве подрядчиков на рабочем участке, часто не знают о потенциальных рисках, поэтому они должны проходить специальный инструктаж или обучение. Им следует предоставить план заводских помещений от въездных ворот с инструкциями по технике безопасности вождения на данной территории. Дорожные знаки для внутризаводского движения не так подробно разработаны, как знаки на обычных дорогах. Тем не менее, многие опасности, характерные для обычного дорожного движения, присущи и внутризаводскому движению. Поэтому необходимы дорожные знаки для внутризаводского движения, передающие своевременные предупреждения об опасности водителям.
18. Оборудовать рабочие участки с системами ручной погрузки согласно эргономическим принципам. Погрузочные работы должны эргономично соотноситься с возможностями и навыками людей во избежание ошибок и ненужного напряжения. Пульты управления и дисплеи кранов и автопогрузчиков должны быть естественны и привычны для людей. При ручных работах важно обеспечить достаточное пространство для движений человека во время работы. Кроме того, необходимо избегать излишнего физического напряжения, например, при подъеме грузов через голову, и не превышать максимально допустимые нагрузки. Индивидуальные различия в соответствии с возрастом, физической силой, состоянием здоровья, опытом, а также антропометрические параметры могут потребовать соответствующей модификации рабочего пространства и заданий. При наведении порядка в складских помещениях эргономика особенно важна для обеспечения безопасности и нормальной производительности.
19. Обеспечивать необходимое обучение и обмен опытом. Часто считается, что такелажные задания слишком примитивны и не требуют специального обучения работников. Количество профессиональных крановщиков и водителей автопогрузчиков на производстве уменьшается; наблюдается растущая тенденция того, что на производстве скоро не останется квалифицированных работников этих профессий. Несмотря на то, что технические и эргономические мероприятия снижают риск, именно мастерство оператора в конечном счете является решающим фактором предотвращения опасных ситуаций в процессе работы. Исследования аварий показали, что многие жертвы несчастных случаев при погрузочно-разгрузочных работах - это люди, не принимающие непосредственного участия в выполнении заданий по погрузке - разгрузке. Поэтому необходимо проводить обучение людей, находящихся в зонах такелажных работ.
20. Обеспечивать людей, занятых транспортировкой и погрузо-разгрузочными работами средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Использование соответствующих СИЗ может предотвратить многие виды травм. Для выполнения погрузочных работ обычно используются защитные ботинки, предотвращающие поскальзывания и падения, толстые перчатки, защитные очки и шлемы. В особых случаях используются СИЗ, предохраняющие от падения, респираторы, специальная защитная одежда. Соответствующе рабочее оснащение для такелажных операций не должно ограничивать видимость и содержать детали, попадающие в движущиеся части машин и оборудования.
21. Проводить техническое обслуживание и осмотр оборудования. Если аварии происходят из-за неисправности в оборудовании, то чаще всего они связаны с плохим техническим обслуживанием и недостаточно разработанными инспекционными процедурами. Инструкции по техническому обслуживанию и осмотру оборудования содержатся в стандартах безопасности и руководствах заводов - изготовителей. Отклонения от установленных процедур могут создавать опасные ситуации. Пользователи такелажного и транспортного оборудования несут ответственность за постоянное техническое обслуживание и периодические осмотры, включая проверку батарей, канатных и цепных приводов, такелажа, тормозов и рычагов управления, содержание окон для проведения чисток оборудования; добавление масла. Более тщательные инспекции проводятся не так часто, но регулярно: еженедельно, ежемесячно, раз в полгода или раз в год, в зависимости от условий эксплуатации. Поддержание порядка, включая уборку и мытье в рабочих помещениях, также играет важную роль в обеспечении безопасности погрузочных работ. На жирных и мокрых полах люди и машины могут скользить. Сломанные поддоны и складские стеллажи должны немедленно списываться. При работе с сыпучими материалами необходимо удалять с конвейеров остатки пыли и зерна во избежание взрыва или пожара.
22. Планирование с учетом изменений условий окружающей среды. Люди и машины имеют ограниченную способность адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Операторам автопогрузчиков с вилочным захватом требуется несколько секунд для того, чтобы адаптироваться при выезде из темного зала через ворота в ярко освещенный двор или при въезде в помещение с улицы. В целях безопасности необходимо обеспечивать специальное освещение у въездных ворот. На открытой территории подъемные краны часто подвержены влиянию ветра, что должно учитываться при подъеме грузов. В экстремальных условиях, при сильном ветре, следует полностью остановить работу кранов. Необходимо очищать поверхность грузов ото льда и снега. Иногда это означает дополнительный риск, например, при работе с грузом или под подвешенным грузом. Планирование также должно включать обеспечение по безопасности выполнения этих заданий. Обледенелый груз может соскользнуть с поддона вил во время транспортировки на вилочном автопогрузчике. Коррозионные среды, тепло, условия обледенения, морская вода могут вызывать разрушения материалов и сбои в работе, если материалы не предназначены для подобных условий.