Вопрос № 1. Назначение, состав и тактико-технические характеристики ПАР-10, ПАР-9М2, МРМ-70.
ВВЕДЕНИЕ
Приводные радиостанции предназначены для привода ЛА, оборудованных радиокомпасами, в район аэродрома, вывода их на направление посадки, для контроля пути на маршруте полета и решения других задач вождения. Приводные радиостанции представляют собой наземные радиопередающие устройства, работающие на ненаправленную антенну и излучающие сигналы, предназначенные для их пеленгования автоматическими радиокомпасами, устанавливаемыми на ЛА.
На данном групповом занятии мы рассмотрели вопросы связанные с назначением, составом, тактико-техническими характеристиками и принципом работы ПАР-9М2, ПАР-10, МРМ-70 по структурной и функциональной схемам.
Вопрос № 1. Назначение, состав и тактико-технические характеристики ПАР-10, ПАР-9М2, МРМ-70.
В настоящее время на вооружении ВВС состоят мобильные приводные РС средней мощности: ПАР-9, ПАР-9М и ПАР-9М2.
Мобильная приводная аэродромная радиостанция ПАР-9М2 является приемопередающей телефонно-телеграфной станцией, предназначенной для обеспечения ближнего и дальнего привода на аэродром летательных аппаратов, оборудованных СВ радиокомпасами (АРК-11, АРК-15, АРК-17), а также для работы в системах посадки по приборам (инструментальной посадки).
Зная место установки ПРС, и определив с помощью АРК курсовой угол радиостанции (КУР), летчик может решить ряд задач навигации:
- осуществлять полет на приводную радиостанцию (ПРС) и от нее;
- определять местоположение ЛА (МПЛА);
- осуществить выход в район аэродрома;
- произвести расчет и заход на посадку.
Кроме основного назначения радиостанция ПАР-9М2 может быть использована как связная приемо-передающая средневолновая (СВ) телефонно-телеграфная РС. В радиостанции предусмотрена возможность трансляции команд, принятых по УКВ РС Р-809М2, в диапазоне средних волн.
Мобильная ПАР-9М2 состоит из аппаратной, размещенной на шасси автомобиля УАЗ-452АЭ, и электростанции (агрегатной), размещенной на одноосном автоприцепе ГАЗ-704.
По составу ПАР-9М2 аналогична выпускавшимся ранее ПАР-9, ПАР-9М. Но у нее увеличена мощность, расширен диапазон частот передатчика, введены два режима работы «Ближний привод».
В состав аппаратной входят:
- СВПУ (средневолновое передающее устройство), состоящее из 2-х приводных радиопередатчиков типа «Пеленг-ЮМ-2», блоков согласования и коммутации, усилителя мощности, стойки управления и питания;
- УКВ РС Р-809М2 для связи на метровых волнах и трансляции команд через СВ передатчик;
- средневолновой радиоприемник Р-880М для обеспечения двухсторонней связи на метровых волнах;
- маркерный радиомаяк Е 615.6 (МРМ-70);
- антенные устройства предающего устройства ПРС, УКВ РС, МРМ.
В состав электростанции входят:
- два бензоэлектрических агрегата типа АБ-4-0/230/4-400М1, являющиеся автономными источниками электроэнергии;
- распределительный щит;
- понижающий блок трансформаторов 230/115 В;
- две аккумуляторные батареи 10-НКБ-60 М.
Кроме аппаратной и электростанции ПАР-9М2 комплектуется также преобразователем АЛА-3,5МБ-2, который транспортируется отдельно и предназначен для питания ПРС от 3-х фазной сети переменного тока напряжением 220/380 В частотой 50 Гц.
РС ПАР-9М2 работает на антенну типа «Зонт», состоящую из шестилучевого полотна с длиной лучей по 24 метра и восьми противовесов длиной по 35 м каждый. Высота токонесущей мачты антенны 12,6 м. Для развертывания антенной сети необходима площадка 100х100 м. Предусмотрена также возможность работы РС на Т-образную антенную систему от ПАР-8СС.
Основные ТТХ ПАР-9М2:
1. Дальность действия ПРС:
- в режиме «Дальний привод» (с УМ) - 250-300 км;
- в режиме «Ближний привод» (без УМ) - 100-150 км и зависит от НЛА, рабочей частоты f, почвы, времени суток, года, ... .
2. Диапазон рабочих частот 150 ... 1500 кГц.
3. Выходная мощность:
4. МРМ излучает рабочую частоту 75 МГц с мощностью 5,5 Вт, которая модулируется частотами 400, 1300, 3 000 Гц и манипулируется одним из следующих способов: 6 точек в секунду (БПРМ) и 2 тире в секунду (ДПРМ).
5. РС может работать как в режиме «Дальний привод», так и в режиме «Ближний привод» без усилителя мощности (УМ).
6. Два вида работы РС: «Привод» и «Связь».
При работе на «Привод» осуществляется автоматическая подача 2-х буквенных тональных позывных, набираемых из любых букв алфавита. Частота тональных позывных 600 ... 800 Гц. Двухбуквенный позывной подается двукратно с периодичностью 15 с (без паузы), 30 с и 60 с (с паузой).
7. Стабильность частоты несущейбез АПЧ не хуже ± 110 Гц.
8. Масса с транспортной базой 3700 кг.
9. Потребляемая мощность максимальна при работе на «Привод» и £ 3750 Вт.
10. Скорость передвижения 40-60 км/ч (грунт-асфальт).
11. Время развертывания командой из 3-х человек с антенной типа «Зонт» на оценку «хорошо»: - 40 мин. летом,
- 60 мин. зимой.
Приводная аэродромная станция ПАР-10 предназначена для обеспечения дальнего и ближнего привода самолетов, оборудованных АРК и для отметки фиксированных точек на местности с помощью маркерного радиомаяка.
В состав ее входят:
- средневолновое передающее устройство П-200;
- маркерный радиомаяк МРМ-70 (Е-615.5);
- средневолновый приемник Р-880м;
- УКВ радиостанция Р-809М2;
- система автоматики;
- система телеуправления - телесигнализации;
- распределительный щит;
- стабилизатор распределения сети;
- два бензоэлектрических агрегата типа АБ-4-Т/230М1
- вспомогательное оборудование, (система вентиляции и отопления, выносной силовой щит, щит автоматической защиты, коробка переходная, распределительная коробка, система освещения и светомаскировки, 30Л, измерительные приборы, ЗИП).
Аппаратура ПАР-10 размещена в двух отсеках в кузове К6-131 на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
Основные тактико-технические данные ПАР-10.
- частота на выходе передатчика 150-1750 Кгц;
- нестабильность частоты +/- 52,5 Гц (3*10-5);
- тональная частота 400 или 1020 Гц;
- дискретность установки частоты возбудителя -100 Гц;
- приводные передатчики обеспечивают работу на "привод" с автоматической подачей одно, двух, трехбуквенных позывных. Позывные подаются двукратно с циклом повторения 15, 30 и 60 с;
- излучаемая мощность в ТЛФ режиме (привод 2) равна 200Вт, в телеграфном режиме (привод 1) -400 Вт;
- дальность действия 110 - 370 км (привод 1);
- дальность действия 90 - 120 (привод 2), потребляемая мощность 4500 Вт;
- время развертывания около 180 (5 чел) мин;
- вес 10700 кг (с машиной);
- приводные передатчики радиостанции работают на Т образную антенную систему, которая представляет собой трехлучевое полотно длинной 70 м, подвешенное на 2х мачтах высотой 20 м, однолучевое вертикальное снижение и 16 лучей противовеса длинной 50 м, расположенное радиально относительно центра на высоте 2 м. от земли.
Радиостанция может работать на малую антенную систему, состоящую из двух мачт высотой 5 м, на которых подвешено трехлучевое Т - образное антенное полотно длинной 60 м;
- неисправностью приводного передатчика является снижение тока в антенном контуре на 30-40% от установленного значения, уменьшение глубины модуляции до 50-60%, остановка или сбой позывного сигнала, подаваемого с линейки ФОС, неисправность блока возбудителя и ФОС, отсутствие одной из фаз питающего напряжения в блоке усилителя мощности и модулятора и в блоке возбудителя и ФОС, а также на вентиляторах охлаждения передатчиков;
- для размещения радиостанции и развертывания ее антенной системы требуется площадка размером не менее 110х110 м.;
- для организации дистанционного управления и телефонной связи с КДП необходимо использовать соответственно 4х проводную и двух проводную линию связи из кабеля П-274м. Максимальная длинна линии может быть 10 км.
Назначение МРМ-70: обеспечить на борту самолета, оборудованного маркерным радиоприемником (МРП), сигнализацию (световую и звуковую) о пролете специфических точек глиссады (при посадке) или на маршруте.
МРМ-70 предназначен для работы совместно с приводными аэродромными РС, с КНС (кодово-неоновыми светомаяками), а также для автономной работы. В зависимости от варианта использования выпускаются МРМ-70 3-х модификаций:
- для работы с автоматизированными ПАР - модификация Е 615.5;
- для работы с ПАР и КНС - Е 615.6;
- для автономной работы - Е 615.7.
Основные ТТХ МРМ-70:
Частота несущих колебаний 75 ± 0,0075 МГц.
Мощность излучаемого сигнала на выходе ПРД 5,5 ± 1,2 Вт.
Модулирующий ВЧ сигнал тональной частоты может быть:
- 400, 1300 или 3000 Гц;
- с глубиной модуляции 95 ± 4%.
Блок дистанционного управления осуществляет управление радиомаяком на расстоянии до 10 км по 2-х проводной линии связи.
Питание МРМ от сети ~ тока напряжением 220 В частотой 50 или 400 Гц. Потребляемая мощность составляет £ 200 Вт без учета потребления БДУ.
МРМ 615.5 питается и управляется через автоматику ПАР и размещается в аппаратной ПАР, и соединяется кабелем с антенной системой, которая устанавливается на расстоянии до 30 м или 100 м от аппаратуры.
Е 615.6 питается от сети приводной РС или от КНС. Аппаратура МРМ размещается в аппаратной ПРС и КНС.
В Е 615.7 предусмотрено аварийное питание от автономного источника питания (АИП), входящего в комплект МРМ. Напряжение АИП ~ 30 В, Рпотр от АИП £ 60 Вт. Время непрерывной работы от АИП ³ 2 часов зимой и ³ 6 часов при t ³0° С.
Время развертывания или свертывания антенной системы радиомаяка подготовленной командой из 2-х человек составляет 30 мин.
Время непрерывной работы МРМ - 24 часа.
Средний ресурс МРМ до 1-го капитального ремонта составляет не менее 60 000 часов.
В состав Е-615.7 входят также автономный источник питания (АИП) и блок дистанционного управления (БДУ). БДУ обеспечивает управление МРМ на расстоянии до 10 км по 2-х проводной линии связи. МРМ питаются от сети ~ тока напряжением 220 В частотой 50 или 400 Гц.
В МРМ Е-615.7 предусмотрено аварийное питание от АИП (~ 30 В), время непрерывной работы от АИП ³ 2 часов зимой и ³ 6 часов при температуре > 0оС. Переход на АИП и обратно осуществляется автоматически.
В МРМ предусмотрены резерв и автоматическое переключение на резервный комплект при аварии рабочего комплекта в течении не более 10 секунд с момента появления сигнала об аварии.
Вывод:
Таким образом в первом учебном вопросе мы рассмотрели назначение, состав, тактико-технические характеристики приводных радиостанций ПАР-9М2, ПАР-10 и маркерного радиомаяка МРМ-70 и можем сделать вывод, что правильная работа аппаратуры будет зависеть от знаний личного состава эксплуатирующего приводные радиотстанции.