Задачи транспортной логистики. Сферой транспортной логистики является управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов.
Сферой транспортной логистики является управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
1. Создание транспортных систем.
2. Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).
3. Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
4. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.
5. Определение рациональных маршрутов доставки.
6. и др.
Одним из ключевых понятий транспортной логистики является понятие материального потока.
Материальным потоком называется количественная совокупность грузовых единиц, товарно-материальных ценностей, отнесенная к интервалу времени в процессе приложения к ней логистических операций.
Логистика также имеет дело с информационными и финансовыми потоками. Эти потоки сопутствуют материальным, возникают под их воздействием и, в свою очередь, влияют на них.
Материальные потоки, с которыми имеет дело логистика, могут быть классифицированы по различным признакам.
Классификация материальных потоков:
1. По отношению к системе логистики материальные потоки бывают:
- внешние (входящие, выходящие);
- внутренние.
2. По составу материальных товарных ценностей:
- одноассортиментные;
- многоассортиментные.
3. По масштабности:
- массовые;
- крупные;
- средние;
- мелкие.
массовый поток – требует транспортировки группой транспортных средств (железнодорожный состав, колонна автопоездов и т.д.).
крупный поток– требует применения нескольких единиц транспортных средств.
средний поток образуется одиночными автомобилями, вагонами и т.д.
мелкий поток – это поток грузов меньших, чем грузоподъемность одного транспортного средства. Он может быть совмещен при транспортировке с другим мелким потоком.
4. По характеру грузовых единиц:
- тяжеловесные;
- легковесные.
тяжеловесные – образованы грузами высокой плотности, к ним относят потоки грузов с массой одного места более 500 кг (при водных перевозках более 1 т.).
легковесные потоки образуются грузами с малой плотностью, в таких потоках 1 т груза занимает более 2 м3.
5. По степени совместимости грузовых единиц:
- совместимые;
- несовместимые.
6. По типу грузовых единиц:
- насыпных грузов;
- навалочных;
- наливных;
- штучных грузов.
Логистическая операция – это совокупность действий, имеющая цель создания или преобразования материального, информационного или финансового потока.
Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции: погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, затаривания и т.д.
Логистические операции в сфере производства с материальными потоками сводится к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, выбору поставщиков, планированию производственного процесса, учету и управлению запасами на производстве.
Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам и управляющей ими.
Логистические операции с финансовыми потоками сводятся к проведению стоимостного анализа на всех этапах экономической деятельности, к составлению бюджетов для всей программы и для ее отдельных операций, а также к контролю расходов и запасов, выраженных в денежной форме.
Классификация логистических операций:
1. По передаче права собственности:
- односторонние (без передачи права собственности);
- двусторонние (с передачей права собственности).
примечание к признаку: как правило, на входе и выходе логистической системы происходит передача права собственности на товар, которым являются грузовые единицы входящих и выходящих материальных потоков, а также передача страховых рисков. Внутри системы на всех преобразованиях потока собственником остается одно и тоже юридическое лицо.
2. По изменению свойств грузовой единицы:
- с добавлением стоимости;
- без добавления стоимости.
3. По отношению к системе:
- внешние;
- внутренние.
примечание: внешние операции обеспечивают процессы снабжения и сбыта. Внутренние направлены на преобразование потоков в рамках производственной логистики.
4. По объекту логистической операции:
- с материальными потоками;
- с информационными;
- и финансовыми потоками.
Таким образом, изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.
По назначению разделяют: внешнюю транспортировку (в каналах снабжения и сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную транспортировку). Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными моментами:
1. Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических затрат.
2. Транспорт оказывает значительное влияние на затраты заказчиков транспортных услуг.
Сферой транспортной логистики является управление материальным потоком в процессе транспортировки и организации транспортирования груза.
Таким образом, Сущность и задачи транспортной логистики
Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.
Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.
По назначению различают внешнюю (в каналах снабжения и сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами:
1. Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек. Данные затраты достигают 50% от суммы общих затрат на логистику.
2. Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний – заказчиков транспортных услуг.
Сферой транспортной логистики является управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
1. Создание транспортных систем.
2. Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).
3. Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
4. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.
5. Определение рациональных маршрутов доставки.
6. и др.
Одним из ключевых понятий транспортной логистики является понятие материального потока. Материальным потоком называется количественная совокупность грузовых единиц, товарно-материальных ценностей, отнесенная к интервалу времени в процессе приложения к ней логистических операций.
Логистика также имеет дело с информационными и финансовыми потоками. Эти потоки сопутствуют материальным, возникают под их воздействием и, в свою очередь, влияют на них.
Материальные потоки, с которыми имеет дело логистика, могут быть классифицированы по различным признакам.
Классификация материальных потоков:
1. По отношению к системе логистики материальные потоки бывают:
- внешние (входящие, выходящие);
- внутренние.
2. По составу материальных товарных ценностей:
- одноассортиментные;
- многоассортиментные.
3. По масштабности:
- массовые;
- крупные;
- средние;
- мелкие.
массовый поток – требует транспортировки группой транспортных средств (железнодорожный состав, колонна автопоездов и т.д.).
крупный поток– требует применения нескольких единиц транспортных средств.
средний поток образуется одиночными автомобилями, вагонами и т.д.
мелкий поток – это поток грузов меньших, чем грузоподъемность одного транспортного средства. Он может быть совмещен при транспортировке с другим мелким потоком.
4. По характеру грузовых единиц:
- тяжеловесные;
- легковесные.
тяжеловесные – образованы грузами высокой плотности, к ним относят потоки грузов с массой одного места более 500 кг (при водных перевозках более 1 т.).
легковесные потоки образуются грузами с малой плотностью, в таких потоках 1 т груза занимает более 2 м3.
5. По степени совместимости грузовых единиц:
- совместимые;
- несовместимые.
6. По типу грузовых единиц:
- насыпных грузов;
- навалочных;
- наливных;
- штучных грузов.
Логистическая операция – это совокупность действий, имеющая цель создания или преобразования материального, информационного или финансового потока.
Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции: погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, затаривания и т.д.
Логистические операции в сфере производства с материальными потоками сводится к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, выбору поставщиков, планированию производственного процесса, учету и управлению запасами на производстве.
Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам и управляющей ими.
Логистические операции с финансовыми потоками сводятся к проведению стоимостного анализа на всех этапах экономической деятельности, к составлению бюджетов для всей программы и для ее отдельных операций, а также к контролю расходов и запасов, выраженных в денежной форме.
Классификация логистических операций:
1. По передаче права собственности:
- односторонние (без передачи права собственности);
- двусторонние (с передачей права собственности).
примечание к признаку: как правило, на входе и выходе логистической системы происходит передача права собственности на товар, которым являются грузовые единицы входящих и выходящих материальных потоков, а также передача страховых рисков. Внутри системы на всех преобразованиях потока собственником остается одно и тоже юридическое лицо.
2. По изменению свойств грузовой единицы:
- с добавлением стоимости;
- без добавления стоимости.
3. По отношению к системе:
- внешние;
- внутренние.
примечание: внешние операции обеспечивают процессы снабжения и сбыта. Внутренние направлены на преобразование потоков в рамках производственной логистики.
4. По объекту логистической операции:
- с материальными потоками;
- с информационными;
- и финансовыми потоками.
Система – совокупность элементов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях и взаимодействиях и образующих целостное единство.
Логистическая система – это система, элементами которой являются материальные, информационные и финансовые потоки, над которыми выполняются логистичекие операции, взаимосвязывающие эти элементы, исходя из общих целей и критериев эффективности.
Свойства логистической системы:
Одним из основных факторов логистических систем является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях.
К числу таких изменений могут относиться:
- изменение спроса на те или иные товары и услуги;
- выход из строя технологического оборудования;
- ввод в строй или вывод из строя транспортных каналов;
- изменение транспортных тарифов;
- изменение в процентных ставках по кредитованию.
Поэтому логистическая система представляет собой систему с обратной связью, это позволяет корректировать ее работу по отклонениям от желаемого результата.
Логистическая система является также адаптивной, т.е. характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий. Особенностью таких систем являются: развитые связи, позволяющие собирать и использовать информацию о текущем состоянии внешней среды.
В зависимости от уровня рассмотрения и от степени детализации логистических операций различают системы: макрологистики и микрологистики.
Система макрологистики: функционирует над несколькими предприятиями или фирмами, она объединяет для достижения единой цели разнородные производственные и торговые предприятия, транспортные и посреднические фирмы.
Объединяемые системы макрологистики: предприятия и фирмы различаются по своей специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлежности, географическому размещению (могут даже относится к разным государствам). При этом система макрологистики может решать задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и т.д. В общем случае макрологистика должна решать следующие задачи:
- Анализ рынка поставщиков и потребителей;
- Выработка концепций распределения и потребления;
- Выбор структуры складирования и места размещения складов;
- Выбор видов транспорта;
- Организация транспортного процесса;
- Определение рациональных направлений движения материальных потоков;
- Выбор пунктов поставки сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих;
- Выбор схемы доставки и распределения готовой продукции;
- Создание общей информационной системы, включает единые формы представления и кодирования информации и методы ее образования, хранения, переработки и использования.
Система микрологистики решает вопросы управления материальными потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы.
Системы микроэкономики могут входить в системы макроэкономики как структурные составляющие подсистемы. Они могут создаваться и формировать в рамках самостоятельных производственных или торговых предприятий, или территориальных торговых или производственных комплексов не выходя за их пределы.
Микрологистика решает следующие задачи:
- Планирует и контролирует уровень входных запасов;
- Планирует и контролирует уровень промежуточных запасов;
- Планирует и контролирует уровень запасов готовой продукции;
- Планирует, управляет реализацией и контролирует перемещение изделий в процессе производства внутри промышленных предприятий;
- Управляет выполнением транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ.
Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия.
Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.
Объектами, контролирующими микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации.
Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке. Административные воздействия на эти службы и подразделения должны производиться с такой целью, чтобы обеспечить эффективность экономической деятельности предприятия или фирмы в целом.
Логистичекие системы с различными вариантами связей – (см. осн. логистики).
В современной логистике различают 2 группы функций – оперативныеи координационные.
Оперативные функции связаны с выполнением конкретных операций в сферах снабжения, производства и распределения.
К ним относятся:
- Управление движением сырья и материалов от поставщика или пункта приобретения к производственным складам.
- Управление движения комплектующих от поставщиков или пунктов приемки к производственным складам или торговым хранилищам.
- Управление уровнем производственных запасов через контроль движения полуфабрикатов по всем стадиям производственного процесса и перемещения готовой продукции на оптовые склады.
- Управление движением готовой продукции с оптовых складов на различные рынки сбыта.
- Управление оперативной организацией потоков конечной продукции к потребителям.
При выполнении данных функций конкретными подразделениями или лицами, частные цели и критерии эффективности их достижения, должны быть производными от общей цели и общей эффективности всей логистической цепи.
Для исследования концепции логистики оперативные функции управления должны быть дополнены координационными.
Функции логистической координации включают в себя:
- Анализ рынков, на которых действует предприятие.
- Выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах для различных производственных подразделений.
- Выявление динамики потребностей в материальных ресурсах, в зависимости от протекания производственного процесса.
- Прогнозирование динамики рыночной ситуации.
- Сбор и анализ информации о фактическом состоянии и потенциальных изменениях в потребностях имеющейся клиентуры.
- Анализ и прогнозирование возможного расширения круга клиентуры, предложения по такому расширению.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ
Логистическая цепь (т.е. цепь, по которой проходят материальный и информационный потоки, начиная от получения исходных компонентов и до передачи готовой продукции потребителям) представляет собой линейную, упорядоченную совокупность физических и/или юридических лиц.
1 ПРОИЗВОДСТВО 2
3 4 5
6 9 12
7 10 13
8 11 14
- Запасы и складирование сырья материалов и комплектующих.
- Запасы и складирование готовой продукции.
- Внутренний транспорт к (5).
- Обработка и хранение.
- Запасы и складирование в сфере снабжения.
- Внешний транспорт.
- Поставщики и продуценты.
- Производственная логистика.
- Снабженческая логистика.
- Сбытовая логистика.
- Запасы и складирование в сфере сбыта.
- Внешний транспорт.
- Распределительная сеть.
- Потребители.
- материальный поток
- информационный
К таким элементам логистической цепи могут относиться поставщики, производственные подразделения, промежуточные, входные - выходные склады, транспортные фирмы, распределительные сети и т.д.
В звеньях логистической цепи в соответствии с ходом технологического процесса преобразование входного материально потока в выходной, последовательно выполняются логистические операции над элементами соответствующих материальных и информационных потоков.
Логистические цепи создаются последовательностью взаимосвязанных производственных подразделений и подразделений сферы обращения.
Формирование логистической цепи может осуществляться целенаправленно путем юридического слияния и поглощения фирм. Формирование такой цепи может осуществляться также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм, что соответствующим образом юридически и организационно оформляется.