Классификация автопоездов и их преимущества
В отличие от одиночного автомобиля автопоезд состоит из двух или более транспортных звеньев, соединенных между собой шарнирно.
Грузовые автопоезда по своему назначению разделяются на:
- универсальные;
- специализированные;
- специальные.
Универсальные автопоезда предназначены для перевозки различных грузов (автопоезда с бортовыми платформами и универсальными фургонами).
Специализированные автопоезда предназначены для перевозки определенных видов грузов (автопоезда со специальными кузовами - самосвалы, панелевозы, для длинномерных грузов, цистерны, фургоны-рефрижераторы и др.).
Специальные автопоезда предназначены для перевозки постоянно смонтированного на них оборудования не транспортного назначения (передвижные электростанции, компрессорные установки, ремонтные мастерские и др.).
Основное различие конструкций существующих автопоездов состоит в характере распределения тяговых усилий и вертикальных нагрузок между тяговыми и прицепными звеньями, а также в наличии или отсутствии ведущих колес у прицепных звеньев.
Если прицепные звенья не имеют ведущих колес, то такой автопоезд называется автопоездом с пассивными прицепными звеньями.
В случае, когда прицепные звенья оборудованы ведущими колесами, автопоезд называется автопоездом с активными прицепными звеньями. Вертикальная нагрузка от собственной массы прицепного звена и от полезной массы груза может передаваться полностью или частично на колеса прицепного звена.
Грузовые автопоезда разделяются на:
- прицепные;
- седельные;
- роспуски.
Основные типы автопоездов показаны на рис.
Рисунок 4.1 - Основные типы автопоездов
Прицепные автопоезда состоят из грузового автомобиля, оборудованного бортовой платформой или кузовом-фургоном, и одного или нескольких прицепов (рис. 4.1 а и б).
Седельные автопоезда состоят из седельного тягача и полуприцепа (рис. 4.1 , г).
Автопоезда-роспуски состоят из тягача и прицепа-роспуска, оборудованных кониками (рис.4.1, д). Иногда автопоезд-роспуск состоит из тягача, полуприцепа и прицепа-роспуска.
По способу распределения вертикальных нагрузок автопоезда разделяются на:
- автопоезда с независимым распределением нагрузки (прицепные автопоезда – рис. 4.1, а, б и в);
- автопоезда с зависимым распределением нагрузки (седельные автопоезда – рис. , г и автопоезда-роспуски – рис. 4.1 , д);
- автопоезда со смешанным распределением нагрузки (автопоезда в составе седельного тягача, полуприцепа и двухосного прицепа – рис 4.1 , ж).
Если тягач прицепного автопоезда не несет полезной нагрузки, то иногда для увеличения сцепного веса он имеет балластную платформу. Такой тягач (рис.4.1 , в) называется балластным.
У автопоездов-роспусков (рис. 4.1 , д) вертикальная нагрузка от собственного веса прицепа полностью передается на дорогу через его колеса, а от груза - через колеса роспуска и колеса тягача.
Автомобили-тягачи типа «верблюд», которые имеют между кабиной и опорно-сцепным устройством бортовую платформу или кузов-фургон (рис. 4.1, е).
Грузовые автопоезда различаются также:
- по грузоподъемности;
- по числу ходовых осей тягового и прицепного звеньев;
- по высоте рамы над опорной поверхностью;
- по типу поворотного устройства и т. п.
Автопоезда используются как на усовершенствованных дорогах, так и по бездорожью.
Независимо от назначения автопоездов их эксплуатационные качества определяются:
- совершенством конструкции тягово-сцепных устройств и подвески;
- тяговыми и тормозными свойствами;
- топливной экономичностью;
- маневренностью;
- устойчивостью и проходимостью.