Неисправности колесных пар подвижного состава
Основными неисправностями колесных парявляются прокат, ползуны, трещины, подрезы, выщербины и раковины на поверхности катания колес и др. Наиболее опасны трещины в осях и колесах.
Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колеса, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
1. Прокатом колесназывают естественный износ поверхности их катания вследствие трения о рельсы. К выпуску в эксплуатацию не допускаются вагоны, у которых колесные пары имеют прокат более, а толщину обода менее размеров, установленных:
U движения | Прокат по кругу катания | Норма |
120-140 км/ч | у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов | не более 5 мм |
до 120 км/ч | у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов дальнего сообщения | не более 7 мм |
у локомотивов, мотор.-вагонного п.с., пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщений | не более 8 мм | |
у вагонов рефрежераторного парка и грузовых вагонов | не более 9 мм |
2. Ползунаминазывают стертые места (выбоины)на поверхности катания обода колеса, образующиеся при неправильном торможении, когда колеса, сильно зажатые тормозными колодками, перестают вращаться и ползут по рельсам (идут юзом).
U движения | Ползун (выбоина) на поверхности катания | Норма |
До 120, от 120-140 км/ч | У локомотивов, мотор-вагонного п.с., а также у паровозов и вагонов с роликовыми подшипниками | не более 1 мм |
у паровозов и вагонов с подшипниками скольжения | не более 2 мм |
3. Выщербинойназывают небольшое местное углубление на поверхности катания обода колеса, появляющееся вследствие наличия ползуна. Выщербины могут появиться в следствии ползуна или скрытых пороков металлов.
К эксплуатации не допускаются колесные пары, имеющие на поверхности катания колес выщербину следующих размеров.
глубина | длина | |
Грузовые вагоны | не более 10 мм. | не более 50 мм. |
Пассажирские вагоны | не более 10 мм. | не более 25 мм. |
4.Навар, т.е. смещение металла, образующие возвышение на поверхности катания.
Недопустима высота навара более 0,5 мм для колесных пар пассажирских вагонов и более 1 мм для грузовых.
5.Толщину гребня измеряют абсолютным шаблоном на расстоянии 18 мм от его вершины с помощью горизонтального движка шаблона, перемещая его до соприкосновения с гребнем или наложением браковочного выреза шаблона шириной 25 мм.
Согласно ПТЭ п.14 прилож. №5
U движения | Толщина гребня | Вертикальный подрез гребня | |
120-140 км/ч | Более 33 мм или менее 28 мм при измерении: - у локомотивов на S-20 мм при h-30 мм - у подв. состава на S-18 мм при h-28 мм | ||
до 120 км/ч | Более 33 мм или менее 25 мм при измерении: - у локомотивов на S-20 мм при h-30 мм - у подв. состава на S-18 мм при h-28 мм | h более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном. | |