Расчет механизма газораспределения
При расчете механизма газораспределения необходимо:
– определить проходное сечение клапана;
– построить профиль кулачка;
– построить характеристику и определить размеры клапанных пружин;
– рассчитать запас прочности пружины.
Исходные данные для расчета деталей газораспределения (фазы газораспределения, проходные сечения, размеры и массы деталей) устанавливаются в начале расчета по эмпирическим зависимостям и удельным массам на основе критической оценки системы газораспределения прототипа. (с 283-294 [8]).
Расчет клапанного механизма
Для газообмена в существующих автомобильных и тракторных двигателях применяют клапанные механизмы, выполненные в основном по двум конструктивным схемам: с верхним и нижним расположением клапанов.
При конструировании клапанного механизма необходимо стремиться к максимально возможному удовлетворению двух противоположных требований:
Получению максимальных проходных сечений, обеспечивающих хорошее наполнение и очистку цилиндра;
Сокращению до минимума массы подвижных деталей газораспределения для уменьшения инерционных нагрузок.
Проектирование механизма газораспределения начинают с определения проходных сечений в седле клапана Fкл и в горловине Fгор. (рисунок 33).
Площадь проходного сечения в клапане определяют при условии неразрывности потока несжимаемого газа по условной средней скорости в сечении седла при максимальном подъеме клапана на режиме номинального числа оборотов:
(241)
где υп.ср – средняя скорость поршня, м/с;
Fп – площадь поршня, м2;
ікл – число одноименных клапанов;
ωвп — скорость газа в проходном сечении клапана (для впускного клапана должна быть равна или меньше скорости, принятой в тепловом расчете при определении потерь давления на впуске Δра), м/с.
Рисунок 33 – Расчетная схема проходного сечения в клапане
Проходное сечение в горловине не должно ограничивать пропускную способность впускного (или выпускного) тракта. Учитывая, что через горловину проходит стебель клапана, ее площадь обычно принимают Fгор=(1,1÷1,2)Fкл. Диаметр горловины (мм)
(242)
Максимальный диаметр горловины ограничивается возможностью размещения клапанов в головке блока при заданных диаметре D цилиндра, конструктивной схеме газораспределения и типе камеры сгорания. В связи с этим значение dгор впускного клапана, полученное по формуле (243), не должно быть больше:
dгор=(0,38÷0,42)D – при нижнем расположении клапанов;
dгор=(0,35÷0,52)D – при верхнем расположении клапанов,
в том числе:
dгор=(0,35÷0,40)D – для вихрекамерных и предкамерных дизелей;
dгор=(0,38÷0,42)D – для дизелей с непосредственным впрыском;
dгор=(0,42÷0,46)D – для двигателей с клиновидной и плоскоовальной камерами сгорания;
dгор=(0,46÷0,52)D – для двигателей с полусферическими камерами сгорания.
Диаметры горловин выпускных клапанов обычно принимают на 10-20 % меньше dгор впускных клапанов.
Проходное сечение клапана с коническим уплотнением (рисунок 33) при высоте подъема клапана hкл в рассматриваемый момент времени
(243)
где dгор= d1 – диаметр горловины, равный малому диаметру посадочного конуса клапана (при dгор>d1 площадь Fкл определяют по формулам для двух участков подъема клапана), см;
– угол фаски клапана (у современных двигателей =45° для выпускных клапанов, =45° и реже =30° для впускных клапанов);
см2 при =30°; (244)
см2 при =45°. (245)
Максимальную высоту подъема кламана (см) при известных значениях Fкл и определяют из уравнений (246) и (247):
при =30°; (246)
при =45°. (247)
Максимальная высота подъема клапана в автомобильных двигателях изменяется в пределах hкл.max=(0,18÷0,30)dгор, а в тракторных - hкл.max=(0,16÷0,24)dгор. Для угла =45° величину hкл.max берут по верхному пределу.
Окончательная проверка установленных значений диаметра горловины и высоты подъема клапана, а также выбранных в тепловом расчете фаз газораспределения проводится по условной скорости ω'вп потока, определяемой по интегральной проходной площади в седле клапана.
Так как интегральную площадь (время-сечение) определяют по диаграмме подъема клапана Fкл=F(t) за время его перемещения от в.м.т. (или н.м.т.) до н.м.т. (или в.м.т.), то ω'вп находят после установления профиля кулачка и построения кривой подъема клапана.
Построение профиля кулачка
Мгновенные открытие и закрытие клапана позволяют получить максимальное время-сечение, но даже при незначительных массах деталей механизма газораспределения приводят к возникновению больших сил инерции. В связи с этим при проектировании органов газораспределения подбирают такой профиль кулачка, который, обеспечивая достаточное наполнение цилиндра, вызывает допустимые по величине силы инерции.
Профиль кулачка обычно строят в соответствии с выбранным законом образования профиля, что обеспечивает получение относительно простых в изготовлении кулачков.
В современных автомобильных и тракторных двигателях применяют следующие виды кулачков: выпуклый, тангенциальный, вогнутый и безударный.
На рисунке 34 представлены наиболее распространенные кулачки: выпуклый (рисунок 34, а) — профиль образован дугами двух радиусов r1 и r2 и тангенциальный (рисунок 34, б) — профиль образован с помощью двух прямых, касательных к начальной окружности r0 в точках А и А' и дуги радиусом r2.
Выпуклый профиль кулачка можно применять для подъема плоского, выпуклого и роликового толкателей, а тангенциальный — главным образом для роликовых толкателей.
Профиль кулачка строят от начальной окружности. Ее радиус r0 выбирают из условия обеспечения достаточной жесткости механизма газораспределения в пределах r0=(1,25÷2,5) hкл.max, а для двигателей с наддувом — до r0=(3÷4) hкл.max.
Величину угла φрo определяют в соответствии с выбранными фазами газораспределения. Для четырехтактных двигателей
(248)
где φпр –угол предварения открытия клапана;
φзп – угол запаздывания закрытия клапана.
Рисунок 34 – Построение профиля кулачка
Точки А и А' являются точками начала открытия и конца закрытия клапана. Точку В находят по величине максимального подъема толкателя hTmax. Без учета зазоров, при нижнем расположении клапанов hТmax = hкл.max, а при верхнем расположении и наличии рычага, или коромысла , где lТ и lкл— длина плеч коромысла, прилегающих соответственно к толкателю и клапану. Отношение выбирается по конструктивным соображениям и изменяется в пределах 0,50÷0,96.
Для построения профиля кулачка (рисунок 34) по выбранным или заданным значениям hТmax и r0 задаются величиной r1 (или r2) и для обеспечения сопряжения дуг определяют значение r2 (или r1).
Для тангенциального профиля кулачка r1= , а радиус (мм) при вершине кулачка
(249)
Для выпуклого профиля кулачка
(250)
(251)
где a = r0 + hT max — r2, мм;
b = r1 — r0 — hT max , мм.
При определении r1 значение r2 принимают по технологическим соображениям r2 ³ 1,5 мм, а при расчете r2 принимают r1 = (8÷20)hTmах. Выбор слишком малого значения r1 может привести к получению по формуле (252) отрицательного значения r2. В этом случае необходимо повторить расчет, выбрав большее значение r1.
Для обеспечения зазора в клапанном механизме тыльную часть кулачка выполняют радиусом rк, меньшим радиуса r0 на величину зазора Δs: rк = r0 — Δs. Величина Δs включает в себя температурный зазор и упругие деформации механизма газораспределения. Для впускных клапанов Δs =(0,25 ÷ 0,35) мм, а для выпускных - Δs =(0,35 ÷ 0,50) мм. Сопряжение окружности радиусом rк с дугами радиусом r1 или прямыми (r1= ) производится по параболе или по дугам определенных радиусов.
В зависимости от выбранного профиля кулачка и типа толкателя определяют подъем, скорость и ускорение толкателя и клапана. Для выпуклого кулачка с плоским толкателем:
(252)
где hT1, ωT1 и jT1 - соответственно подъем (м), скорость (м/с), ускорение (м/с2) толкателя при его движении по дуге радиуса r1 от точки A до точки С;
hT2, ωT2 и jT2 - соответственно подъем (м), скорость (м/с) и ускорение (м/с2) толкателя при его движении по дуге радиуса r2 от точки С до точки В;
a = r0+hTma x- r2, м; ωk - угловая скорость вращения распределительного вала, рад/с;
φp1 и φp2 - текущие значения углов при движении толкателя соответственно по дугам r1 и r2.
Значение угла φp1 отсчитывают от радиуса ОА, а угла φp2 - от радиуса ОВ. Их максимальные значения определяют из условия, что в точке С подъем hT1 = hT2,
(253)
(254)
Для тангенциального кулачка с роликовым толкателем:
(255)
где r – радиус ролика, м;
Максимальное значение угла φр1max – из соотношения
(256)
Для кулачков с симметричным профилем закон изменения hT, ωT и jT при подъеме и опускании остается неизменным.
Подъем, скорость и ускорение клапана для механизма газораспределения с нижним расположением клапанов определяют по уравнениям (252)-(255), так как hкл=hT, ωкл=ωT и jкл=jT, а для механизма с подвесными клапанами и наличием коромысел или рычагов — по соотношениям (рисунок 35, а и б).
а – одноплечий рычаг, б – двуплечий рычаг
Рисунок 35 – Схемы приводов клапанов
На рисунке 36 представлены диаграммы hT, ωT и jT плоского толкателя при движении по выпуклому кулачку в зависимости от φр, эти же диаграммы, но в масштабе, измененном на величину , являются диаграммами подъема, скорости и ускорения клапана.
Рисунок 36 – Диаграммы подъема, скорости и ускорения толкателя; полное время-сечение клапана