Рассмотрим принцип работы системы СПРУТ
В обязательном случае система СПРУТ должна обеспечивать безопасность движения. Для этого:
1) До начала движения водитель должен ввести код идентификации личности, который может быть анонимным, но привязанным к конкретному автомобилю и водительскому удостоверению. С точки зрения безопасности, личность водителя значения не имеет. Этим создаётся эффективная защита от угона автомобиля, в том числе и детьми. То есть, код надо вводить не с телефона в автомобиле, а с конкретного сотового телефона водителя. Таким образом, чтобы угнать автомобиль надо иметь ключи, сотовый телефон владельца и пароль, что делает задачу угона автомобиля практически нереальной. Сейчас же [ГИБДД находит лишь 3% угнанных автомобилей]. Также становится невозможным управление автомобилем при лишении водительских прав.
2) До начала движения водитель должен за разумное время правильно ответить на простой логический вопрос «алкогольного теста». В противном случае система дистанционно блокирует двигатель автомобиля или, при отсутствии возможности, вызывает наряд ДПС и сообщает окружающим участникам движения о неадекватном водителе на дороге.
3) До начала движения водитель обязан через систему СПРУТ забронировать свободное парковочное место в пункте назначения, чтобы потом не оправдываться, что некуда ставить машину.
Система полностью решает проблему неправильной парковки. Так как при попытке остановиться в неположенном месте диспетчер потребует срочно продолжить движение, в случае игнорирования команды диспетчера следует автоматическое лишение водительских прав и эвакуация автомобиля на штрафстоянку в течение 5 минут. То есть уже нельзя сказать, а я не знал что нельзя парковаться на трамвайных путях. При остановке на гостевой стоянке диспетчер предупреждает о максимальном времени нахождения на ней автомобиля. Водитель обязан получение информации подтвердить. Вводится система заказных парковочных мест. Начиная движение водитель обязан заранее зарезервировать парковочное место на требуемое время. В случае отсутствия незарезервированных парковочных мест следует отказаться от поездки на личном транспорте или зарезервировать, предложенное системой, ближайшее свободное парковочное место, то есть уже нельзя сказать, что некуда ставить машину.
4) При желании водитель может использовать систему СПРУТ в качестве автомобильного супернавигатора, сообщив конечную точку маршрута. Команды навигатора будут передаваться через сотовый телефон. В отличие от всех существующих навигаторов СПРУТ видит автомобиль всегда с на порядок большей точностью, имеет объективные карты и может проложить оптимальный маршрут, так как в реальном времени знает не только загруженность улиц, но и регулирует потоки. И всё это для пользователя стоит как подержанный сотовый телефон без аккумулятора (несколько сотен рублей, то есть на порядок дешевле существующих навигаторов).
5) В исходном состоянии разрешители поворотов либо выключены, либо горят красным. При начале движения, повороте или смене полосы водитель включает рычаг поворота, автоматически посылая сигнал системе СПРУТ. После проверки безопасности этого манёвра, СПРУТ выдаёт разрешение на поворот, переключая индикатор поворота в зелёный цвет.
6) Во время движения система СПРУТ постоянно анализирует движение автомобиля (выдерживание центра полосы, плавность движения, время реакции на знаки и окружающие автомобили). По этим данным можно достаточно точно определить уровень квалификации водителя. Это позволит решить проблемы с необученными, неадекватными и пьяными водителями за рулём. А также полностью победить хамство за рулём и агрессивный стиль вождения. То есть потенциально опасные водители будут остановлены раньше, чем создадут аварийную ситуацию.
7) Зная всю информацию о дорожной обстановке, система СПРУТ заранее предупреждает водителя о ямах, дорожных работах и так далее выдачей речевых сообщений или переключая индикатор скорости в желтый цвет (внимание).
8) В зависимости от погоды, наличия пешеходов, видимости и так далее система динамически определяет максимальную скорость движения и сообщает её водителям. Это позволит при том же уровне безопасности легально ездить в черте города более 60 кмч, например, по безлюдной дороге вдоль промышленной зоны, и не снижать скорость ночью перед школами.
9) Система контролирует скорость движения и при незначительном превышении сигнализирует об этом включением красного индикатора скорости. Этим полностью ликвидируются случайные превышения скорости. При игнорировании светового требования снизить скорость система СПРУТ посылает на телефон речевое сообщение. Приём которого, водитель должен подтвердить. При отсутствии подтверждения, водитель считается неадекватным и средствами ДПС у него изымаются права. Таким образом, гарантируется, что все участники дорожного движения всегда соблюдают скоростной режим.
10) При обгоне система СПРУТ рассчитывает безопасную траекторию движения и сообщает об этом окружающим автомобилям, переключая в них индикатор скорости в жёлтый цвет (внимание Вас обгоняют, сохраняйте скорость и траекторию). При необходимости СПРУТ, притормаживая определённые автомобили, создаёт безопасные окна для обгона. Таким образом, практически полностью ликвидируется основная причина смертности в ДТП при лобовом столкновении на встречной полосе, которые происходят в большинстве случаев из-за неправильного расчёта процедуры обгона.
11) Зная тип транспортного средства система предупреждает о возможности аварийной ситуации когда легковой автомобиль полностью расплющивается между двумя грузовыми и требует от легкового сменить полосу или увеличить дистанцию.
12) Так как система имеет вид сверху не только дороги, но и тротуаров, то система СПРУТ заранее информирует водителей о невидимых для них пешеходах, играющих у дороги детях и так далее.
13) В качестве автоматического диспетчера система СПРУТ однозначно решает все конфликтные ситуации на дорогах: кто едет по главной, кто должен проехать первым и так далее.
14) Система СПРУТ организует контроль за использованием выделенной полосы для общественного транспорта. А также организует не мешающее общественному транспорту использование её автомобилями. Подробнее «Псевдовыделенная полоса».
15) Система СПРУТ организует эффективное движение по перекрёсткам, повышая их пропускную способность более чем вдвое за счёт сортировки потоков по направлению движения до перекрёстка. Подробнее глава «Борьба с пробками» и «Псевдовыделенная полоса».
16) Организация безопасного движения автомобилей специальных служб, причём без использования мигалок и ожидания пока им уступят дорогу, что сейчас зачастую невозможно в принципе и создаёт много совершенно излишнего шума.
17) Система отслеживает все поломки автомобиля. И при частом их возникновении автомобиль направляется на внеплановое ТО. Это позволит реально решить проблему технического осмотра, увязав цену страховки с реальным количеством поломок автомобиля. Сейчас, если сломавшийся автомобиль не стал причиной ДТП, никаких мер не принимается. Это позволяет, автомобилям ломаться хоть через 100 метров, создавая серьёзные проблемы дорожному движению, как по пропускной способности, так и по безопасности.
18) Так как в системе есть исчерпывающая информация о всех участниках движения, а система предупреждает о всех потенциальных опасностях, то виновник ДТП определяется ещё до того как ДТП физически произошло. Это позволит организовать эффективный контроль за уровнем квалификации водителей. Сейчас [отсутствие ступенчатой системы допуска для молодых водителей, которая применяется во многих странах и запрещает неопытным водителям выезжать на скоростные дороги]. Если же ДТП всё-таки произошло, то виновник известен сразу же. Поэтому дорога разблокируется через несколько минут после ДТП, а оперативные службы мгновенно получают достаточно информации о тяжести происшествия и количестве пострадавших.
19) Система может обеспечить движение всего транспорта в максимально экономически выгодном безостановочном движении в режиме зелёной волны. Подробнее «безостановочное движение» и «дуамобиль».
20) Система обеспечивает безопасный переход дорог пешеходами обычными светофорами система безопасный пешеходный переход. Это позволит сделать все пешеходные переходы регулируемыми и безопасными.
21) Система обеспечивает безопасность безсветофорного проезда слепых перекрёстков в посёлках и внутри кварталов.
22) Система запрещает необоснованные транзитные проезды через кварталы (поворот Ленина - Гагарина) и жилые посёлки. Сейчас эти меры носят декларативный характер, так как нет возможности определить сквозной проезд штраф за [Сквозной проезд через жилую зону и стоянка в ней более пяти минут с включенным двигателем – 3 000 руб].
23) Система СПРУТ позволяет при незначительной модернизации любого автомобиля управлять им дистанционно в полностью автоматическом режиме. Подробнее «Дистанционно управляемый автомобиль (дуамобиль)».
24)На однополосных загородных дорогах без разделительного барьера требовать снижения скорости на 10 кмч и запрет маневрирования при приближении встречного транспорта, тем самым подтверждая контроль над автомобилем. Гарантированно будить водителя, сообщая о приближении встречного транспорта. Подробнее в концепции безопасная однополосная дорога.
25) Система обеспечивает максимально возможную пропускную способность транспортной сети за счёт оптимального регулирования перекрёстков (стрелка должна гореть пока есть поворачивающие машины, а не 15 секунд).
26) Система СПРУТ полностью решает проблему машин с правым рулём.
Таким образом, система СПРУТ не позволяет нарушать правила дорожного движения и полностью исключает аварии из-за недооценки дорожной обстановки. То есть, недооценка переквалифицируется в игнорирование опасности.
Поэтому, внедрение системы СПРУТ ликвидирует причины всех ДТП, не связанных с технически неуправляемым автомобилем, то есть снижает аварийность более чем на 90%, при очень незначительной цене.
При повышении количества камер, систему можно использовать в правоохранительных целях. Для оперативного отслеживания преступников, совершивших преступление типа - вырвали сумочку. Подробнее «Система ПОЛного Контроля Общественного Пространства (СПолКОП)».
Так как полностью отсутствуют нарушения ПДД, то соответственно отсутствуют и штрафы, а следовательно, нет и взяток за их неуплату.
Однако остаются около 10% причин ДТП (Заснул за рулём, сердечный приступ, потерял дорогу, не справился с управлением, отказали тормоза, рулевое управление и так далее.
С этой категорией аварий никакая дистанционно-контролируемая система не справится. Так как события происходят внезапно и слишком быстро, а водитель не в состоянии контролировать автомобиль. Установка ограждений тоже не даёт достаточных гарантий. К сожалению, аварии этой категории являются причиной значительного количества погибших. Поэтому решение этой проблемы должно быть обязательным. Анализ показывает, что практически 100% данных аварий происходят из-за человеческого фактора, то есть сложности управления автомобилем на больших скоростях. Поэтому надо максимально сократить влияние водителя на управление движением. Не надо изобретать велосипед, это рельсовая дорога. Из анализа видно, что практически 100% данных аварий происходит на загородных дорогах, которые характеризуются большой длинной и малой разветвлённостью. Таким образом, осталось решить проблему движения по перекрёсткам. Но эта проблема эффективно решена для классических автомобильных дорог. Поэтому надо создать полный транспортный гибрид, который на длинных расстояниях по прямой едет на большой скорости по рельсам, а на перекрёстках на низкой скорости едет по асфальту. Переход с рельс на дорогу и обратно осуществляется мгновенно, автоматически и безопасно. Такую систему будем называть рельсомобильным транспортом,подробнее в главе «Рельсомобильный транспорт».
Безопасность системы СПРУТ.
Безопасность системы СПРУТ и дистанционного управления транспортом состоит из трёх частей:
1) Надёжность самой системы. Система СПРУТ имеет как минимум двукратное дублирование и программу безопасной остановки в случае нештатной ситуации (компьютерный сбой, потеря связи и так далее). Дополнительно предусмотрено ручное управление человеком-диспетчером. Таким образом, сама по себе система обеспечивает достаточную надёжность.
2) Противодействие вмешательству извне.
А) Всё программное обеспечение компьютеров системы СПРУТ записывается на носители без возможности перезаписи.
Б) Весь обмен данными между частями системы СПРУТ происходит по проводам в кодированном виде.
То есть, дистанционно взломать или перехватить управление системой невозможно. Все провода всегда находятся в поле зрения видеокамер самой системы СПРУТ. Таким образом, незаметно физически заменить электронику практически невозможно.
В) Для связи и управления транспортом используются как минимум 3 различных канала: сотовая связь, вайфай, узконаправленная оптическая система, которую вообще нереально ослепить или заблокировать.
3) Независимый контроль.
Помимо многократного дублирования самой системы. В каждом автомобиле можно устанавливать уже существующие «помощники водителя», аналогичные системе предупреждения столкновений в авиации.
Такое устройство системы СПРУТ, делает взлом системы не только малореальным, но и вообще бессмысленным.