Эксперименты, проводимые с целью получения исходных данных для производства атэ
Определение темпа движения потерпевшего.
Материальное обеспечение: секундомер, рулетка, мелкие вешки.
7. Для определения темпа движения потерпевшего перед наездом на него транспортного средства выбирается участок местности, идентичный месту ДТП (если нет условий провести эксперимент на месте ДТП), дублер (испытуемое лицо) по возрасту, телосложению, физическому состоянию должен соответствовать потерпевшему. Одежда и обувь должны быть такими, которые были на потерпевшем на момент ДТП.
8. По свидетельским показаниям моделируйте скорость движения потерпевшего при движении дублера на данном участке дороги.
9. Рулеткой отмеряется отрезок дороги (площадки) длиной в 10 м и при прохождении дублера с указанным темпом линии «старт» включается секундомер, а при достижении линии «финиш» секундомер выключается.
Эксперимент повторяется не менее 3-х раз.
Показания секундомера с точностью до 0,1 сек. при каждом эксперименте заносятся в протокол.
В протоколе делается запись о том, что:
темп движения потерпевшего на экспериментальном участке длиной 10 м составляет:
- при первой попытке - .....с.;
- при второй попытке - .....с.;
- при третьей попытке - .....с.
Следственная практика показывает, что при тщательной подготовке эксперимента разность показаний секундомера отдельных попыток не превышает +- 0,1 с.
Определение времени нахождения транспортного средства, создавшего опасную обстановку для движения другому транспортному средству в опасной зоне.
Материальное обеспечение: секундомер, мел или вешки, рулетка.
Эксперимент производится на месте ДТП с соблюдением мер предосторожности.
13. По свидетельским показаниям или на основании следов, зафиксированных в протоколе осмотра места ДТП, моделируется траектория движения данного ТС и обозначается на дороге мелом или вешками.
14. Определяется скорость движения транспортного средства перед ДТП и характер движения.
Если ТС перед ДТП двигалось без остановки, то оно отводится на расстояние 150-200 м и водитель с этого места с заданной скоростью преодолевает участок.
15. При достижении ТС линии «Старт» включается секундомер, а при достижении линии «Финиш» секундомер выключается.
16. Если ТС перед ДТП в опасной зоне начало движение с места, то эксперимент начинается с места «старта» в момент начала движения ТС. Перед производством эксперимента необходимо коротким пробегом около 1 км привести механизмы ТС в рабочее состояние.
17. Показания секундомера при всех попытках (не менее 3-х) заносятся в протокол с точностью до 0,1 с., при этом 1-2 попытки могут быть пробными, а показания секундомера в данном случае в протокол не заносятся.
Контрольное торможение.
Материальное обеспечение: секундомер, рулетка, мел, вешки.
Контрольное торможение производится с целью определения эффективности действия рабочей тормозной системы ТС, а также при исправном тормозе для определения замедления на месте ДТП (наледь, талый снег, грязный и мокрый асфальт, грунтовая дорога).
18. Перед контрольным торможением производится сверка показаний спидометра ТС с фактической скоростью движения.
Для этой цели отмеряется участок длиной 100 м и обозначается вешками.
19. Автомобиль с расстояния 300-400 м до линии «старт» начинает движение и на установившейся скорости проходит расстояние за границу финиша.
При прохождении передним бампером ТС линии «старт» включается секундомер, а при прохождении линии «финиш» секундомер выключается.
В протоколе фиксируется время прохождения участка длиной 100 м с точностью до 0,1 с.
20. Для определения эффективности действия тормозной системы выбирается ровный сухой участок асфальта и со скоростью 40 км/час производится экстренное торможение автомобиля.
После остановки автомобиля замерить след юза до оси задних колес и его длину заносят в протокол.
При торможении все колеса должны затормаживаться одновременно, автомобиль должен двигаться прямолинейно.
Для определения величины замедления при торможении на данной дороге можно использовать технически исправный автомобиль, не участвовавший в ДТП. Порядок проведения эксперимента аналогичен вышеизложенному.
Определение видимости с места водителя в темное время суток.
Различаются два вида видимости - видимость общая и видимость конкретного предмета или конкретная видимость.
Общая видимость - это расстояние от передней части ТС по направлению его движения, на котором начинают различаться элементы дорожной обстановки (граница проезжей части, линии разметки, указатели и т.п.) и препятствия, обозначенные светотехническими приборами.
Определение общей видимости необходимо при каждом ДТП в ночное время, т.к. по величине общей видимости определяется наличие возможности у водителя при минимальном значении времени реакции водителя (= 0,3 с.), обеспечить безопасность движения в данных дорожных условиях.
То есть остановочный путь автомобиля при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, равной скорости ТС, не должен превышать расстояние общей видимости.
Чем больше видимость и лучше дорога, тем безопаснее водитель может двигаться с большей скоростью.
Для проведения эксперимента автомобиль устанавливается на передней части вдоль дороги, вблизи правой обочины.
При работающем двигателе на средних оборотах коленчатого вала включается нужный свет фар, а понятые вместе с водителем наблюдают из кабины, как статист с указкой со световозвращателем (катафотом) движется от автомобиля, пронося указку с катафотом в 20 см от земли.
При этом катафот поворачивается видимой стороной и тыльной через шаг.
В момент выхода статиста за пределы видимости катафота подается сигнал его остановки и устанавливается точная граница видимости, от которой замеряется расстояние до передней части ТС.
Это расстояние заносится в протокол.
Конкретная видимость - это расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя препятствие может быть опознано по его характерным признакам.
Это расстояние зависит не только от света фар (дальнего или ближнего), но и света фар встречного ТС, контрастности препятствия, погодных условий.
Исходя из данных условий эксперимент на видимость, особенно в условиях снегопада, дождя, тумана, нужно проводить сразу по прибытию на место ДТП, так как подобные условия видимости в последствии невозможно будет воспроизвести.
Определение видимости неподвижного препятствия при отсутствии света фар встречных машин и наезда на него без торможения.
21. На месте наезда установить объект (предмет) по цвету, форме и размерам соответствующий объекту наезда.*
При наезде ТС на лежащего человека, на место наезда в таком же положении и аналогичной одежде размещают манекен.
22. Транспортное средство (ТС-1), которое совершило наезд, или его дублер устанавливают на таком удалении, с которого препятствие (потерпевший) не видны.
23. На транспортном средства (ТС-1) запускается двигатель, устанавливается режим его работы, соответствующий скорости ТС-1 перед наездом, включается свет фар и при движении со скоростью не более 3-4 км/час автомобиль перемещается к месту наезда до момента четкой видимости объекта.
24. После остановки рулеткой замеряют расстояние от передней части автомобиля и до манекена (объекта), а затем данные заносят в протокол.
Примечание: из кабины водителя вместе с водителем автомобиля наблюдают двое понятых, зрение которых должно соответствовать требованиям, предъявляемым к зрению водительского состава.
Эксперимент по определению видимости из кабины ТС-1 при наезде без торможения на движущееся препятствие при отсутствии света фар встречного транспортного средства (ТС-2).
25. При подготовке к выполнению эксперимента моделируют темп движения потерпевшего (повозки, велосипедиста, трактора) по свидетельству участников ДТП и секундомером определяют время прохождения контрольного участка. Длина контрольного участка должна быть для человека - 10 м, велосипедиста, повозки - 50 м.
26. Определяется из таблицы 1 для ТС-1 расстояние пробега за время 1 с. в зависимости от скорости его движения с точностью до 1 м.
27. Проводится разметка экспериментального участка, согласно схемы.
- наносится мелом (указкой) место наезда;
- наносится полоса движения и направление движения потерпевшего;
- от места наезда вдоль обочины отмеряется 5 отрезков длиной, соответствующих длине пути автомобиля за 1 секунду (a);
- от места наезда отмеряется 5 участков длиной, соответствую- щих длине пути пешехода (велосипедиста и т.п.) за 1 с. (в).
28. ТС-1 устанавливается на занимаемую полосу так, чтобы его передняя часть была на уровне отметки «5a»; задняя часть препятствия - на уровне отметки «5в».
29. Включается свет фар и при работающем двигателе в установленном режиме наблюдатели устанавливают наличие видимости объек- та с данной точки.
30. Если объект не виден, то ТС-1 перемещается в точку «4a», а объект наезда в точку «4в», и повторяются вышеизложенные действия до получения результата.
31. Для определения расстояния, с которого объект можно опознать по его контуру, предыдущий участок разбивается на более мелкие, либо откатывается автомобиль назад до появления тени и перемещается вперед до момента опознания объекта; устанавливается расположение автомобиля от объекта наезда в момент появления последнего в зоне видимости водителя.
Расстояние от передней части ТС-1 до потерпевшего замеряется рулеткой и заносится в протокол. Это расстояние соответствует расстоянию конкретной видимости.
Общая видимость в этом эксперименте определяется один раз с точки «5a» по вышеизложенной методике.
Определение видимости из кабины ТС-1 при наезде на движущееся препятствие без торможения при наличии света фар встречного автомобиля (ТС-2).
32. По ТС-1 и препятствию производится разметка экспериментального участка.
33. Исходными данными для определения места положения встречного автомобиля является: тип транспортного средства (ТС-2); его удаление от обочины или боковой интервал между ТС-1 и ТС-2; на каком удалении от места наезда разъехались ТС-1 и ТС-2.
34. Определение места расположения передней части ТС-2 в момент столкновения ТС-1 с препятствием, для чего:
- находится время движения ТС-1 от момента его разъезда с ТС-2 и до момента наезда на препятствие.
- находится расстояние, которое проходит ТС-2 за время
- откладывается от места разъезда ТС-1 и ТС-2 в направлении движения ТС-2 расстояние, равное S ТС2, и эта точка обозначается точкой «0» ТС-2.
35. Определяется по таблице 1 в зависимости от скорости движения расстояние, которое проходит ТС-2 за время, равное 1 с. (с точностью до 1 м).
36. От точки «0» ТС-2 в обратном направлении его движения откладывается 5 отрезков, равных L и они обозначаются так, как показано на схеме.
37. Устанавливается ТС-1 и ТС-2 передними частями на уровне отметки «5», также поступают с объектом наезда.
Последовательность действий при производстве эксперимента, требования к транспортным средствам, объекту наезда и участникам эксперимента изложены в предыдущем параграфе
Определение видимости из кабины ТС-1 при наезде на препятствие в процессе торможения при наличии света фар встречного автомобиля.
Эксперимент по определению видимости в указанной ситуации требует проведения необходимых предварительных расчетов со многими переменными. Для его проведения привлекается как правило эксперт или специалист.
Исходные данные задаются следствием.
ИД, относящиеся к ТС-1: тип и марка ТС-1, длина следа торможения (юза) до задних колес; длина следа юза до места наезда или после него; дорожные и метеоусловия, техническое состояние ТС-1 и его загрузка, место наезда и полоса движения относительно границ проезжей части.
ИД, относящиеся к ТС-2: тип (марка) ТС; скорость движения; полоса движения относительно границ проезжей части, место разъезда его с ТС-1 и относительно места наезда ТС-1 на препятствие.
ИД, относящиеся к объекту наезда: характеристика объекта, направление движения, скорость (темп) движения, полоса движения, координата места наезда относительно границ проезжей части, какой частью ТС-1 совершен наезд.
Если наезд произошел на пешехода, вышедшего на проезжую часть из-за заднего борта встречного автомобиля, то дополнительно указывается время задержки пешехода после проезда заднего борта ТС-2 или расстояние от пешехода и до заднего борта ТС-2 в момент начала движения пешехода через дорогу.
Если на месте происшествия эксперт не присутствовал, то предварительные расчеты эксперт может выполнить в экспертном учреждении.
Для этой цели в экспертное учреждение необходимо направить отношение с исходными данными и вопросами:
1. Исходя из длины следов юза ТС-1 и характера ДТП какова скорость ТС-1 в момент применения торможения;
2. Указать на схеме (масштаб 1:100) расстановку транспортных средств (ТС-1, ТС-2) и потерпевшего для проведения следственного эксперимента по определению видимости с места водителя ТС-1 при указанных исходных данных.
3. Каковы особенности проведения вышеуказанного эксперимента.
Используя консультацию специалиста по этим вопросам, следствие может самостоятельно провести эксперимент по определению видимости в заданной ситуации.