Элементы автобусной остановки
На автомобильных дорогах I - III категорий в состав автобусной остановки входят следующие элементы:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- площадка ожидания (для дорог I - III категорий);
- переходно-скоростные полосы;
- заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог);
- разделительная полоса (для дорог I - III категорий);
- тротуары и пешеходные дорожки (для дорог I - III категорий);
- пешеходный переход;
- автопавильон;
- скамьи;
- туалет (для дорог I - III категорий);
- контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна);
- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
- освещение (на остановках в пределах населенных пунктов).
Остановочная площадка
Остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров.
Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м.
Посадочная площадка
Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус.
Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки.
Поверхность посадочной площадки должна иметь покрытие по всей длине на ширину не менее 2 м и на подходе к автопавильону.
Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара.
Площадка ожидания
Площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв. м.
Переходно-скоростные полосы
Переходно-скоростные полосы устраивают с двух сторон остановочных площадок на дорогах I-б - IV категорий, на дорогах I-а категории в местах съезда на остановку и выезда на основную дорогу.
Размеры переходно-скоростных полос должны соответствовать требованиям СНиП 2.05.02-85.
Заездной карман
Заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением.
Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.
Разделительная полоса
Разделительная полоса служит для отделения остановочной площадки и переходно-скоростных полос от основных полос проезжей части.
Разделительную полосу устраивают на дорогах I-б - III категорий по всей длине остановочной площадки и в обе стороны за ее пределами на расстоянии 20 м.
Ширина разделительных полос для дорог I-б и II категорий должна составлять 0,75 м, а для дорог III категории - 0,5 м.
Тротуары и пешеходные дорожки
Тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.
Ширину тротуаров или пешеходных дорожек принимают не менее 1,5 м.
Пешеходный переход
Пешеходный переход размещают между автобусными остановками перед посадочными площадками по ходу движения. Пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные) устраивают на дорогах I категории при интенсивности пешеходного движения 100 чел./ч и более и на дорогах II категории - при интенсивности 250 чел./ч и более.
Ширину наземного пешеходного перехода устанавливают с учетом интенсивности пешеходного движения из расчета 1м на каждые 500 пешеходов в час,но не менее 4 м.
При организации пешеходного перехода на дорогах с разделительной полосой на разделительной полосе устраивают пешеходный накопительный островок, ширина которого должна быть не менее ширины пешеходного перехода. Поверхность накопительного островка должна иметь покрытие и быть приподнята на 0,2 м над поверхностью проезжей части.
Автопавильон
Автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).
На дорогах IV категории допускается установка павильона с одной стороны дороги.
Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Закрытый павильон должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон. Открытый павильон имеет стены, не доходящие до перекрытия, или не более двух стен.
Выбор конструкции павильона осуществляют в зависимости от климатических условий района размещения автобусной остановки.
Размер автопавильона определяют с учетом количества одновременно находящихся в час пик на автобусной остановке пассажиров из расчета 4 чел./кв. м.
Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
Станции технического обслуживания автомобилей следует проектировать из расчета один пост на 200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, га, для станций:
на 10 постов ............................ 1,0
" 15 " ............................ 1,5
" 25 " ............................ 2,0
" 40 " ............................ 3,5
Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливо-раздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, га, для станций:
на 2 колонки .......................... 0,1
" 5 " ......................... 0,2
" 7 " ......................... 0,3
" 9 " .......................... 0,35
" 11 " .......................... 0,4
Внешний транспорт.
Железнодорожный транспорт.
Железнодорожные узлы классифицируются по ряду признаков: эксплуатационных, экономико-географических и геометрическому начертанию.
Узлы с одной станцией образуются участковой станцией с 3-4 подходами, которые характерны для малых и средних городов и обычно не препятствуют развитию города.
Линейные, вытянутые в длину узлы возникают в городах с линейным развитием. Линейные узлы дают возможность рассредоточить складские и промышленные районы.
Треугольные узлы характерны наличием подходов линий к узлу в трех пунктах . такая схема приемлема лишь при размещении его вне города, чтобы не расчленять территорию города.
Крестообразные узлы образуются при пересечении двух железнодорожных линий под углом, близким к прямому. Размещение прямоугольного узла , как и треугольного в черте города- недопустимо.
Сложные узлы имеют несколько станций. По геометрическому начертанию они могут быть кольцевыми, полукольцевыми и тангециальными.
Комбинированные узлы представляют собой сочетание простых и сложных схем.
Пассажирские вокзалы (железнодорожного, автомобильного, водного транспорта и аэровокзалы) следует размещать, обеспечивая транспортные связи с центром города, между вокзалами, с жилыми и промышленными районами. Допускается предусматривать объединенные или совмещенные пассажирские вокзалы для двух и более видов транспорта.
Новые сортировочные станции общей сети железных дорог следует размещать за пределами городов, а технические пассажирские станции, парки резервного подвижного состава, грузовые станции и контейнерные площадки железнодорожного и автомобильного транспорта — за пределами селитебной территории. Склады и площадки для навалочных грузов долговременного хранения, расположенные в пределах селитебной территории, подлежат переносу в коммунально-складские зоны.
В пригородных зонах крупных и крупнейших городов для пропуска транзитных поездов следует предусматривать обходные линии с размещением на них сортировочных и грузовых станций общеузлового значения. На головных участках железных дорог при интенсивности пригородного и внутригородского пассажирского движения более 10 пар поездов в час следует предусматривать дополнительные пути, а при необходимости — устройство в городах глубоких железнодорожных вводов или диаметров с обеспечением их взаимодействия с городским скоростным транспортом.
Пересечения железнодорожных линий между собой в разных уровнях следует предусматривать для линий категорий: I, II- за пределами территорий поселений; III , IV- за пределами селитебной территории.
Водный транспорт.
Схемы морских и речных портов зависят от производственной деятельности порта и естественно-топографических условий побережья рассматриваемого района.
Морские и речные порты обеспечивают обработку (погрузку-разгрузку) транспортных судов и взаимодействие с сухопутными видами транспорта, преимущественно с железнодорожным и автомобильным.
Основные портовые устройства состоят из акваторий (входных каналов, внешних и внутренних рейдов, оперативных бассейнов-гаваней, оградительных сооружений (молов, волноломов), причального фронта и территории на которой размещаются перегрузочное оборудование, площадки для погрузочно-разгрузочных операций, склады, железнодорожные устройства, автомобильные проезды,пассажирские устройства, служебно вспомогательные здания.
Морские и речные порты следует размещать за пределами селитебных территорий на расстоянии от жилой застройки не менее 100 м.
Расстояния от границ специализированных районов новых морских и речных портов до жилой застройки следует принимать, м, не менее:
от границ районов перегрузки и
хранения пылящих грузов....................................................... 300
от резервуаров и сливоналивных устройств
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей
на складах категорий:
I .................................................................................................. 200
II и III ........................................................................................ 100
от границ рыбного района порта (без
рыбообработки на месте) ........................................................ 100
Ширину прибрежной территории грузовых районов следует принимать, м, не более: для морского порта — 400, речного — 300, пристаней — 150, специализированных речных портов, предназначенных для перегрузки массовых грузов с организацией межнавигационного хранения — 400.
Воздушный транспорт.
В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок.
При планировке города решаются следующие задачи для обеспечения его воздушным транспортом: защита населенных мест и зон массового отдыха от шума, действия электромагнитных излучения; организация сети и размещение городских аэровокзалов, пассажирских агенств; размежение вертолетных станций в городе; организация удобной связи между городом и аэропортом.
В зависимости от объема пассажиропотоков аэропорты подразделяются на классы:
внеклассные | Более 10000 тыс.чел. в год |
I класса | 7000-10000 тыс.чел. в год |
II класса | 4000-7000 тыс.чел. в год |
III класса | 2000-4000 тыс.чел. в год |
IV класса | 500 -2000 тыс.чел. в год |
V класса | 100-500 тыс.чел. в год |
неклассифицированные | Менее 100 тыс.чел. в год |
Размер территории, необходимой для создания аэропортов, в зависимости от их класса следует принимать для аэропортов:
I класса- 1050 га, II класса- 600га, III класса-350га, IV класса-280 га, V класса-250 га.
Аэродромы и вертодромы следует размещать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.08-85 на расстоянии от селитебной территории и зон массового отдыха населения, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиционного шума в соответствии с ГОСТ 22283-76 и электромагнитного излучения, установленные санитарными нормами.
Аэропорт (от аэро... и порт), транспортное предприятие, обеспечивающее регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты средствами воздушного транспорта. Аэропорты гражданской авиации подразделяются на: международные, общероссийские и местного значения. В зависимости от оборудования и объёма авиатранспортных перевозок аэропорты делятся на классы. Наиболее крупные аэропорты называются внеклассными, самые малые — неклассифицированными.
Одним из самых первых аэропортов мира стал Кёнигсбергский аэропорт Девау, открывшийся в 1919 году.
С ростом протяжённости воздушных трасс и освоением новых типов самолётов повышаются требования к оборудованию и оснащению аэропортов. Современные аэропорт представляет собой сложный комплекс инженерных сооружении и технических средств, для размещения которого требуется территория, измеряемая в отдельных случаях тысячами гектаров (например, московский Аэропорт Домодедово, нью-йоркский аэропорт Кеннеди).
При выборе месторасположения аэропорта учитываются удобства и быстрота сообщения с городом, возможность отчуждения вблизи города значительных земельных площадей и перспективного развития аэропорта, пригодность рельефа, грунтовые и гидрогеологические условия, высотные препятствия вблизи аэропорта и на воздушных подходах и др.
Аэропорт состоит из аэродрома и комплекса зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания перевозимой летательными аппаратами полезной нагрузки: пассажирского и грузового комплексов.
В соответствии с документами, регламентирующими деятельность аэропортов, принятыми в установленном порядке, для выполнения услуг аэропорт должен иметь:
- аэродром;
- аэровокзал;
- склад горяче-смазочных материалов;
- грузовой склад;
- здания, сооружения и другие объекты технического обслуживания воздушных судов;
- административно-бытовые и производственные помещения;
- спецтранспорт и средства механизации.
Аэродром- комплекс зданий, сооружений и различных технических средств, предназначенных для обеспечения взлёта, посадки, маневрирования, стоянки, обслуживания летательных аппаратов (ЛА).
Аэродром- включает лётное поле, на котором располагаются лётные полосы, рулёжные дорожки, места стоянки самолётов, концевые и боковые полосы безопасности. Количество лётных полос и их расположение в плане устанавливается в зависимости от пропускной способности аэропорта и рельефа местности. На лётной полосе выделяется рабочая площадь, в пределах которой размещаются аэродромное покрытие. Взлётно-посадочные полосы соединяются с перронами и местами стоянок самолётов рулёжными дорожками. Для регулярности полётов и безопасной посадки самолётов лётное поле оборудуют инструментальной, радиотехнической системой захода на посадку и сигнальной системой огней высокой интенсивности. К лётному полю примыкает служебно-техническая зона.
Служебно-техническая зона состоит:
-пассажирский комплекс (аэровокзал, взлётно-посадочные полосы с искусственными покрытиями (перроны, привокзальная площадь, гостиница и т. д.);
-грузовой комплекс (грузовой вокзал с перроном и двором);
-здания и сооружения радионавигационной службы, авиатопливоснабжения, технического обслуживания самолётов и подсобно-производственного назначения.
В крупных аэропортах возводят несколько аэровокзалов (московские аэропорты Внуково и Шереметьево, международный аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке и др.). В аэропорту имеется здание управления воздушным движением (командно-диспетчерский пункт), в котором размещены диспетчерская, штурманская, метеослужба и пр. Техническое обслуживание самолётов (предполётное и послеполётное) проводится на местах стоянок. Т. н. периодические регламенты технического обслуживания выполняются в ангарных корпусах авиационно-технических баз. Заправку самолётов авиатопливом производят самоходными авиатопливозаправщиками или стационарной системой централизованной заправки самолётов.
Аэропорт имеет базы механизации и транспорта, технические и хозяйственные склады, различные служебные здания и комплексы инженерных сетей и сооружений, обеспечивающих его водоснабжение, канализацию, тепло- , газо- и электроснабжение.
Для работников аэропорта и их семей сооружается комплекс жилых и культурно-бытовых зданий в виде отдельного посёлка, размещаемого обычно на расстоянии 3—5 км от аэропорта.
В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее 2 млн. чел. в год и удаленными более чем на 15 км от проектной границы городской застройки, следует создавать городские аэровокзалы, а в остальных случаях — агентства воздушных сообщений или пункты отправления и прибытия авиапассажиров.
Размеры участков городских аэровокзалов ориентировочно могут быть приняты при пропускной способности аэровокзала:
1200-1500 пасс/ч | 3,5 – 5.0 га |
800-1200 пасс/ч | 2.2- 3.5 га |
350- 800 пасс/ч | 1.5- 2.5 га |
200-350 пасс/ч | 1.0 -2.0 га |
50- 150 пасс/ч | 1.0 га |
В пределах территории поселений пересечения железных дорог в одном уровне с улицами и автомобильными дорогами,а также с линиями электрического общественного пассажирского транспорта следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП П.39-76 и СНиП на транспортные сооружения.
Санитарно защитные зоны.
В соответствии с выделяемыми вредностями промышленные предприятия разделяются на классы, для каждого из которых установлена ширина разрыва от селитебной территории,м
I класс - 1000
II класс - 500
III класс - 300
IV класс - 100
V класс - 50
Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50 % площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и требованиями разд. 9 настоящих норм, но не менее; до жилой застройки 100 м, до садоводческих товариществ 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.
Районы речного порта, предназначенные для размещения складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, следует располагать ниже по течению реки на расстоянии не менее 500 м от жилой застройки, мест массового отдыха населения, пристаней, речных вокзалов, рейдов отстоя судов, гидроэлектростанций, промышленных предприятий и мостов. Допускается их размещение выше по течению реки от перечисленных объектов на расстоянии, м, не менее, для складов категорий; 1 — 5000, II и III— 3000.