Основные технические данные тележек грузовых вагонов, их узлов и деталей
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящий Руководящий документ «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами» РД 32 ЦВ 052-2009, далее Руководство, распространяется на ремонт двухосных и четырехосных тележек грузовых вагонов, приведенных в Приложении Е. ( ИЗВЕЩЕНИЕ 32 ЦВ 69 - 2012, утверждено: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 6-7 мая 2013г. №58)
Руководство определяет порядок проведения плановых видов ремонта, а также устанавливает нормы и требования, которым должны удовлетворять тележки при выпуске из деповского и капитального ремонтов вагонов. Требования к тележкам при выпуске из текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов содержатся в "Руководстве по текущему отцепочному ремонту" РД 32 ЦВ-056-97.
1.2 Ремонт тележек должен производиться на вагоноремонтных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование, квалифицированный персонал и имеющих право на проведение указанных работ.
1.3 Материалы, полуфабрикаты, запасные части и комплектующее оборудование, применяемые при ремонте тележек грузовых вагонов, должны отвечать установленным стандартам и техническим условиям, и выполнены в климатическом исполнении УХЛ категории 1 согласно ГОСТ 15150-69 [19]. Запасные части и комплектующее оборудование, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, должны пройти процедуру подтверждения соответствия в установленном порядке.
Составные части и детали тележки должны иметь знаки и клейма, установленные соответствующими чертежами и стандартами, а также коды железнодорожных администраций государств СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики согласно альбому "Знаки и надписи на вагонах грузового парка колеи 1520 мм" N 632-2011 ПКБ ЦВ. ( ИЗВЕЩЕНИЕ 32 ЦВ 38 - 2013, утверждено: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 6-7 мая 2014г. №60)
(Пункт 1.3. дан с изм. и доп., утв. на 56, 60 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.4 Размеры тележек, их составных частей и деталей должны соответствовать установленным настоящим Руководством нормам, а также чертежам завода - изготовителя.
1.5 Ремонт тележек на вагоноремонтных предприятиях железных дорог устанавливается в соответствии с национальным законодательством стран СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики. ( ИЗВЕЩЕНИЕ 32 ЦВ 38 - 2013, утверждено: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 6-7 мая 2014г. №60).
Изготовление и сборка тележки и ее узлов регламентируется технологическими процессами этих предприятий, техническими требованиями, предъявляемыми к тележкам при изготовлении и другой действующей нормативной документацией.
1.6 Перечень средств измерений, применяемых при контроле технического состояния узлов и деталей тележек, правила пользования ими определяется Руководящим документом «Методика выполнения измерений надрессорной балки, боковых рам, пружин и рессорного комплекта при проведении плановых видов ремонта тележек 18-100» РД 32 ЦВ 050-2005.
1.7 Тележки моделей 18-100, 18-1750.0, 18-1750.0-01 и 18-9770 оборудуются износостойкими элементами по проектам М 1698 ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» « Износостойкие элементы для установки в узлы тележки типа 2 грузовых вагонов» или по проекту С 03.04 Укрзализныци «Инструкции по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колёс с ремонтным профилем ИТМ-73» и должны ремонтироваться по утвержденной нормативной документации.
Все износостойкие элементы, устанавливаемые на тележку, должны иметь маркировку – условный номер предприятия – изготовителя и дату изготовления. Маркировку производит предприятие - изготовитель на каждой детали в местах, указанных в конструкторской документации.
Устанавливать в тележку износостойкие элементы с не читаемыми клеймами запрещается. ИЗВЕЩЕНИЕ 32 ЦВ 52 - 2012, утверждено: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от16-17 октября 2013г. №57)
Смешанная установка износостойких элементов по проектам М 1698 и С 03.04 не допускается.
(Пункт дан с изм. и доп., утв. на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.8 Износостойкие элементы по проекту M l698 ПКБ ЦВ, применяемые при ремонте тележек: клин фрикционный чугунный чертеж М 1698.00.003 ИЗВЕЩЕНИЕ 32 ЦВ 30 - 2013, утверждено: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 19-20 ноября 2013г. №59); планка фрикционная неподвижная толщиной 10 мм чертеж M l698.02.001; планка подвижная толщиной 6 мм чертеж М 1698.02.004; прокладка в подпятник чертеж M l698.01.005; прокладка сменная чертеж М 1698.02.100 СБ на опорную поверхность буксового проема боковой рамы (чертеж 100.00.002-1 или чертеж 100.00.002.-2) прокладка сменная чертеж М 1698.03.100 СБ на опорную поверхность буксового проема боковой рамы (чертеж 100.00.002-3, 100.00.002-4, ЧЛЗ-100.00.002-05 или чертеж N 578.00.019-0) - должны изготавливаться в соответствии с ТУ 32 ЦВ 2459-2007 ПКБ ЦВ ОАО "РЖД" "Износостойкие элементы для установки в узлы тележки типа 2 грузовых вагонов"; ТУ 3183-234-011124323-2007 "Клин фрикционный из серого чугуна для тележек грузовых вагонов", ТУ У 35.2-01124454-028-2004 ПКБ ЦВ УЗ.
(Пункт дан с изм. и доп., утв. на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.9 Настоящий Руководящий документ вводится взамен "Инструкции по ремонту тележек грузовых вагонов" РД 32 ЦВ 052-2002. (ИЗВЕЩЕНИЕ 32 ЦВ 30 - 2013, утверждено: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 19-20 ноября 2013г. №59)
1.10 На основании требований настоящего Руководства на всех вагоноремонтных предприятиях, производящих ремонт с установкой износостойких элементов, должен быть разработан технологический процесс.
(п.1.10. введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.11 При плановых видах ремонта тележек грузовых вагонов должны соблюдаться "Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в вагонном хозяйстве железных дорог".
(п.1.11. введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.12 Организация рабочих мест на участке ремонта тележек, выполнение всех видов работ, а также требования по охране труда исполнителей должны соответствовать "Правилам по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава ПОТ РО 32 ЦВ 400-96" на вагоноремонтных предприятиях.
Для всех видов работ при ремонте тележек должны быть разработаны местные инструкции по охране труда с учетом вышеуказанных правил национальных стандартов и СНиПов.
При ремонте тележек должны выполняться требования ГОСТ 12.3.002.
Проходы и транспортные проезды должны быть свободными и иметь полосы безопасности.
(п.1.12. введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.13 Запасные части и материалы доставлять на производственный участок в производственной таре, отвечающей требованиям ГОСТ 12.3.010, а перемещать грузы должны в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020.
(п.1.13. введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.14 Применяемые при ремонте приспособления, инструмент, механизмы должны быть исправны. При выполнении наплавочных и сварочных работ применять средства индивидуальной защиты ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.218-99, ГОСТ Р 12.4.230.1-2007 и ГОСТ Р 12.4.238-2007.
(п.1.14. введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.15 При выполнении наплавочных и сварочных работ должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.003, ГОСТ 12.1.004.
(п.1.15. введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.16 Приточно-вытяжная вентиляция, вентиляционные установки участка ремонта тележек должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.021, а также состояние воздушной среды на производственных участках должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.
(п.1.16. введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
1.17 Мероприятия по ограничению шума должны отвечать требованиям ГОСТ 12.1.003.
(п.1.17. введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПРИ ПЛАНОВЫХ ВИДАХ РЕМОНТА
4.1 Контроль технического состояния узлов тележек производится после постановки вагонов на ремонтные позиции, при этом проверяется:
- наличие дефектов и износов колесных пар;
- положение деталей пружинно - фрикционного рессорного комплекта, завышение опорной поверхности фрикционного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки, наличие свободного перемещения фрикционного клина и пружин рессорного комплекта до подъемки вагона;
- состояние деталей тормозной рычажной передачи;
- зазоры между скользунами тележки и рамы вагона.
4.2 После выкатки тележки проверяют состояние узла пятник - подпятник.
4.3 Результаты обследования тележек заносятся в дефектную ведомость формы ВУ-22 и используются при ремонте деталей и узлов, сборке и подкатке отремонтированной тележки под вагон.
4.4 Проверяют срок службы литых деталей тележки.
4.5 Входной контроль деталей тележек может осуществляться на автоматизированных измерительных комплексах типа "СПРУТ".
4.6 При входном контроле проверяются геометрические размеры износостойких элементов и деталей (М 1698.01.005, М 1698.02.001, М 1698.02.004 (ИЗВЕЩЕНИЕ 32 ЦВ 52 - 2012, утверждено: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от16-17 октября 2013г. №57), М 1698.00.003, М 1698.02.100 СБ, М 1698.03.100 СБ или С 03.04) материалы, из которых они изготовлены, твердость на рабочих поверхностях и другие параметры на соответствие указанным в проекте М 1698 ПКБ ЦВ, С 03.04 и настоящем Руководстве.
Твердость измеряется твердомерами по ГОСТ 9012-59 или ГОСТ 9013-59.
(Пункт введен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
РАЗБОРКА ТЕЛЕЖЕК
5.1 Разборка двухосной тележки начинается перед моечной машиной, когда рама тележки снимается с колесных пар грузоподъемным механизмом, а колесные пары передаются на колесно-роликовый участок для ремонта.
После очистки раму тележки перемещают на позицию поточной линии или устанавливают на специализированную ремонтную позицию.
5.2 Разборка рамы двухосной тележки производится в следующей последовательности в соответствие с рисунками 5.1, 5.2, 5.3:
- выбить чеки и снять тормозные колодки 17, предохранительные скобы 4;
- снять шплинты 7, 10;
- снять шайбы 9, выбить валики 8, снять вертикальные рычаги 5 и распорную
тягу 2;
- выбить шплинты 15, снять шайбу и валики 14, снять серьгу мертвой точки 6, после удаления шплинта 11, шайбы 12 и валика 13;
- вынуть проволоку-фиксатор предохранительной скобы валика подвески башмака, снять шайбы;
- выбить шплинт 13 оси (валика) 16 и оси (валики) 16, опустить триангель 1 на предохранительные полочки боковин рамы;
- снять подвески 3 тормозного башмака, снять триангель 1 (одновременно снимают и второй триангель и передают на позицию их ремонта);
- вынуть шкворень 18, приподняв краном или пневматическим подъемником с кантователем надрессорную балку 19, снять клинья фрикционные 20, снять пружинные комплекты 21;
- удалить шплинт 23, свинтить гайку 24 с болта 25 и вынуть его, снять резинометаллический комплект 26, балку опорную 34;
- снять контактную планку 27, регулировочную планку 28;
- удалить шплинт, свинтить гайку 29, снять шайбу 31, болт 32, снять колпаки 33;
- боковины рамы тележки при помощи подъемников с кантователями снимаются с надрессорной балки;
- надрессорная балка остается на подъемнике - кантователе.
5.3 Разборка четырехосной тележки производится в следующей последовательности:
- снимается шкворень;
- расшплинтовываются валики, снимают шайбы и валики верхнего горизонтального рычага тормозной передачи;
- при помощи крана снимается соединительная балка;
- снимается «нижний» горизонтальный рычаг тормозной передачи;
- освободившиеся двухосные тележки передаются на участок ремонта и разбираются в порядке, указанном в п.п. 5.1 - 5.2.
РЕМОНТ БОКОВЫХ РАМ
8.1 Боковые рамы перед ремонтом и дефектацией очищают от грязи, отслоившейся ржавчины и разрушившегося лакокрасочного покрытия, обмывают в моечной машине, осматривают на возможность обнаружения трещин, отколов и износов. Особо тщательное внимание уделяют зонам А и Б, указанным на рисунке 8.1.
8.2 При капитальном или деповском ремонтах под вагон подкатывают тележки с боковыми рамами, с установленными износостойкими элементами по проекту М 1698 ПКБ ЦВ или по проекту С 03.04.
Оставшийся срок службы боковых рам должен быть не менее чем до следующего капитального или деповского ремонта вагона соответственно.
8.3 Не допускается ремонт боковой рамы, у которой в буксовом проёме опорная поверхность имеет местный, канавкообразный износ более 2 мм в тело рамы (максимальная ширина канавки 20 мм, максимальная длина канавки равна ширине опорной поверхности).
8.4 Трещины, на боковых рамах тележки, кроме указанных на рисунке 8.2 не допускаются.
Указанные на рисунке 8.2 дефекты в боковой раме разрешается устранять сваркой и наплавкой при плановых видах ремонта согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
8.4.1 Трещину направляющего буртика для фрикционного клина дефект 1 разрешается заваривать в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
8.4.2 Трещину в кронштейне подвески триангеля длиной не более 32 мм дефект 2 разрешается заварить соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
8.4.3 Продольную трещину в стенке прилива для валика подвески триангеля дефект 4 разрешается заварить соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
8.4.4 Откол направляющего буртика для перемещения фрикционного клина и фрикционных планок дефект 3 ремонтируется приваркой нового в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
8.4.5 Откол «ушек» в местах крепления фрикционных планок дефект 5 разрешается ремонтировать приваркой нового «ушка». Разрешается приваривать не более двух «ушек», расположенных по диагонали в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
8.5 До постановки фрикционных планок измеряют расстояние между стенками рессорного проема боковой рамы и наружными челюстями буксовых проемов. Разница между ними для одной боковой рамы не должна превышать 3 мм. При большей разнице соответствующие буксовые челюсти наплавить с последующей механической обработкой до чертежных размеров, при условии, что ширина буксового проема не более 342 мм при деповском, а при капитальном ремонте 335 мм.
8.6 При плановых видах ремонта в узел подвески тормозного башмака установить новые волокнитовые или фенопластовые втулки диаметром (45, 46 и 47 мм) в зависимости от внутреннего диаметра кронштейна на боковой раме.
8.7 Износ направляющих плоскостей для букс допускается по ширине буксового проема не более 4 мм при деповском ремонте, а при капитальном не допускается. Размеры боковых рам грузовых тележек, которым они соответствуют при изготовлении, и с которыми при плановых видах ремонта допускается выпускать их без ремонта, приведены на рисунках 8.3, 8.4.
Ремонт корпусов букс должен проводиться согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" и инструкции, разработанной ВНИИЖТ ТИ-05-02-Б-2010 "Техническая инструкция по ремонту сваркой и износостойкой наплавкой корпуса буксы". Наружные изношенные поверхности корпуса буксы (опорная и боковые) восстанавливаются до чертежных размеров.
(Абзац дан с изм. и доп., утв. на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
8.8 Изношенные вертикальные направляющие плоскости в буксовом проеме (упорные поверхности) восстанавливаются износостойкой наплавкой с обеспечением твердости 240 … 300 НВ с последующей станочной обработкой до чертежных размеров (335 мм).
8.9 При поступлении в ремонт боковых рам, изготовленных по чертежам УВЗ 100.00.002-3 и 100.00.002-4 с приваренными планками на опорных поверхностях, планки удаляют на станке и после дефектоскопирования боковых рам на их опорные поверхности устанавливают сменные прокладки в соответствии с конструкцией боковой рамы.
8.10 При комплектации тележек новыми боковыми рамами приливы на опорных плоскостях в буксовых проёмах обработать на станке до остаточной высоты не более 3 мм. У ремонтируемых боковых рам приливы в буксовых проёмах обработать на станке на максимальную величину износа. При этом остаточная высота приливов должна быть не более 3 мм.
Ремонт корпусов букс должен проводиться согласно "Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" и инструкции, разработанной ВНИИЖТ ТИ-05-02-Б-2010 "Техническая инструкция по ремонту сваркой и износостойкой наплавкой корпуса буксы". Наружные изношенные поверхности корпуса буксы (опорная и боковые) восстанавливаются до чертежных размеров.
(Абзац дан с изм. и доп., утв. на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
При установке боковой рамы на станок в качестве базовой поверхности
принимается опорная поверхность в рессорном проеме.
Все боковые рамы при плановых видах ремонта оборудуются износостойкими элементами по проекту М 1698.
При комплектовании тележек новыми или отремонтированными рамами с обработанными приливами на величину максимального износа, при остаточной высоте прилива более 3 мм, прокладки сменные не устанавливаются.
8.11 При поступлении в ремонт боковых рам, на опорных поверхностях которых в буксовых проёмах были установлены прокладки сменные по черт. M 1698.02.100 СБ или M 1698.03.100 СБ, прокладки снимают, боковые рамы дефектоскопируют.
При капитальном ремонте на опорные поверхности устанавливают новые прокладки сменные чертёж М 1698.02.100 СБ или
M 1698.03.100 СБ.
При деповском ремонте допускается повторная установка прокладок сменных не имеющих:
- трещин на корпусе прокладки или на износостойкой пластине;
- отколов на износостойкой пластине;
-трещин сварного шва между износостойкой пластиной и корпусом прокладки;
-неравномерного износа опорной поверхности износостойкой пластины относительно неизношенной её части поверхности более 2 мм.
При повторном использовании проверяется твёрдость изношенных поверхностей. Твёрдость измеряется твердомером типа ТЭМП 3 по
ГОСТ 9012-59 или ГОСТ 9013-59.
8.12 Неровности в переходе от обработанной поверхности к необработанной по радиусу 55 мм зачистить.
8.13 Для установки на боковую раму износостойкую прокладку плотно прижимают к опорной поверхности с помощью струбцины или специального приспособления. Более длинные лапки корпуса прокладки располагают против технологических отверстий на стенках боковой рамы. Указанные «лапки» сгибают на цилиндрической оправке (монтировке) и затем заправляют в технологические отверстия ударами молотка. Короткие «лапки» корпуса загибают по полке боковой рамы ударами молотка через оправку.
После загиба «лапок» перемещения прокладки вдоль боковой рамы должны быть не более ±10 мм, а поперек боковой рамы не более ±5 мм.
8.14 Тележки, оборудованные износостойкими прокладками, должны взаимодействовать с корпусами букс, восстановленными до чертежных размеров.
8.15 Комплектацию тележек одного вагона производить боковыми рамами со сменными прокладками во всех буксовых проемах при остаточной высоте прилива не более 3 мм.
8.16 Фрикционные планки боковой рамы тележки толщиной 16 мм независимо от их технического состояния, заменяют на составные по проекту
М 1698 ПКБ ЦВ, состоящие из планки неподвижной толщиной 10 мм
М 1698.02.001 и планки подвижной толщиной 6 мм М 1698.02.004 или по проекту С 03.04.
8.17 Разница в размерах боковых рам одной тележки допускается не более 2 мм.
Фактически измеренные величины баз по каждой боковой раме записываются в журнал тележечного отделения.
8.18 После ремонта проверяют размеры боковых рам тележки показанные на рисунках 8.3, 8.4.
8.19. пункт исключен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
8.20. пункт исключен на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
РЕМОНТ НАДРЕССОРНЫХ БАЛОК
9.1 Надрессорные балки перед ремонтом и дефектацией очищают от грязи, отслоившейся ржавчины и разрушившегося лакокрасочного покрытия, обмывают в моечной машине, осматривают на возможность обнаружения трещин, отколов и износов. Опорную поверхность подпятника балки очищают до металлического блеска.
9.2 При осмотре и дефектации надрессорной балки определяют целостность верхних, нижних поясов, вертикальных стенок и колонки при её наличии, опорной части подпятника, исправность приливов для колпаков скользунов и износы трущихся поверхностей.
Поперечные трещины во внутренней колонке, расположенные не ниже 250 мм от зоны внутренней поверхности нижнего пояса надрессорной балки, независимо от их длины ремонту не подлежат. Внутреннюю поверхность балки осматривают с подсветкой через технологические окна верхнего и нижнего поясов.
9.3 При капитальном или деповском ремонтах под вагон подкатывают тележки с надрессорными балками, с установленными износостойкими элементами по проекту М 1698 ПКБ ЦВ или по проекту С 03.04 Укрзализныци.
Оставшийся срок службы надрессорных балок должен быть не менее чем до следующего капитального или деповского ремонта вагона соответственно.
9.4 Ремонт подпятника надрессорной балки.
9.4.1 После определения объема ремонта все дефекты подпятника надрессорной балки должны быть отремонтированы.
При плановых видах ремонта разрешается заваривать трещины (1-8) в подпятнике надрессорной балки, согласно рисунку 9.1 в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов». Суммарная длина трещин в подпятнике допускается не более 250 мм, если трещины кольцевые прерывистые, расположенные в разных секторах, на расстоянии от центра не ближе 80 мм.
Ранее установленные в подпятник износостойкие кольца (полукольца) удалить станочной обработкой.
Диаметр подпятника определять от верхней горизонтальной поверхности наружного бурта на глубине 10 мм с учетом конусности 1:12,5 (4 градуса 36 минут).
У надрессорной балки выпуска до 1986 года и с 1986 года диаметр подпятника - 302,5 +1,5 мм.
9.4.2 У надрессорной балки, изготовленной до 1986 г. с глубиной подпятника 25 мм («М» рисунок 9.4) изношенные опорная поверхность, наружный и внутренний бурты подпятника восстанавливают согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» и ТИ-05-01-06/НБ износостойкой наплавкой с обеспечением твёрдости 240 … 300 НВ, с последующей станочной обработкой подпятника до чертёжных размеров с обеспечением конусности внутренней поверхности наружного бурта 1:12,5 и диаметром 302,5+1,5 мм на глубине 10 мм («И» рисунок 9.4).
9.4.3 У надрессорной балки, изготовленной с 1986 г., с глубиной подпятника 30 мм («М» рисунок 9.4) с изношенными опорной поверхностью, наружным и внутренним буртами подпятника, наружный и внутренний бурты наплавляют износостойкой наплавкой согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» и ТИ-05-01-06/НБ с обеспечением твердости 240 … 300 НВ.
Подпятник растачивается на глубину 36±1 мм с обеспечением конусности внутренней поверхности наружного бурта 1:12,5 и диаметром 302,5+1,5 мм на глубине 10 мм («И» рисунок 9.4).
На станочно обработанную плоскую опорную поверхность подпятника устанавливается прокладка по чертежу М 1698.01.005 диаметром 298-1,3 мм фаской вниз или по проекту С 03.04.
9.4.4 При поступлении надрессорной балки с установленной ранее прокладкой, подпятник с глубиной 36±1 мм, имеющий износы на наружном и внутреннем буртах, выработки наружного бурта от прокладки, наплавляются согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» и ТИ-05-01-06/НБ износостойкой наплавкой с обеспечением твердости 240 … 300 НВ с последующей станочной обработкой согласно чертежа М 1698.01.000 СБ и обеспечением конусности внутренней поверхности наружного бурта 1:12,5 с последующей постановкой прокладки по чертежу М 1698.01.005 или по проекту С 03.04.
9.4.5 Оставшаяся толщина опорной поверхности подпятника не менее
18 мм определяется ультразвуковыми толщиномерами типа УТ-93П,
А 1207, А 1208, ТУЗ-1, ТУЗ-2 или другого типа.
9.4.6 При станочной обработке подпятника в месте сопряжения наружного бурта с плоской опорной поверхностью подпятника должна быть обеспечена галтель радиусом 3 … 4 мм. Отсутствие галтели не допускается.
9.4.7 Прокладка (диск) по чертежу М 1698.01.005 или проекту С 03.04 диаметром 298-1,3 мм свободно устанавливается фаской вниз на опорную поверхность подпятника надрессорной балки, изготовленной после 1986 года и расточенной на глубину 36+/-1 мм.
(Пункт дан с изм. и доп., утв. на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
9.4.8 Разрешается производить ремонт отверстия подпятника под шкворень («Л» рисунок 9.4 и таблица 9.9) с восстановлением внутреннего бурта («К» рисунок 9.4 и таблица 9) и постановкой втулки, изготовленной из стали типа Ст3, с приваркой её по наружному периметру сплошным швом в соответствии с требованиями ТК-231. Внутренний бурт подпятника восстанавливается наплавкой до чертежных размеров.
Верхняя кромка внутреннего бурта или втулки должна располагаться от плоской опорной поверхности на высоте:
- 5 мм у подпятника глубиной 25 или 30 мм;
- 11 мм у подпятника расточенного на глубину 36±1 мм.
9.4.9 За базовую поверхность надрессорной балки при установке на станок принимать опорные поверхности, которыми надрессорная балка опирается на пружины рессорных комплектов.
9.4.10 При подкатке тележки под вагон в подпятник закладывается весом до 100 г одна из смазок: графитовая ГОСТ 3333-80, солидол ГОСТ 1033-79 с добавкой графита смазочного ГОСТ 8295-73.
9.5 Ремонт наклонных плоскостей надрессорной балки.
9.5.1 При плановых видах ремонта планки, ранее приваренные на наклонных плоскостях, удалить. Наклонные плоскости, с удаленными планками, или изношенные восстановить износостойкой наплавкой с обеспечением твердости 240…300 НВ, согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» и разработанной ВНИИЖТ Инструкции ТИ-05-01-06/НБ с последующей станочной обработкой до чертежных размеров.
9.5.2 Оставшаяся толщина изношенных наклонных поверхностей надрессорной балки или после удаления планок определяется ультразвуковыми толщиномерами типа УТ-93П, А 1207, А 1208, ТУЗ-1, ТУЗ-2 и должна быть не менее 7 мм.
9.5.3 При любом сверхнормативном износе наклонных плоскостей надрессорной балки (включая провалы и сквозные протёртости), разрешается ремонт методом вварки пластин-вставок согласно «Технологической инструкции на ремонт сваркой наклонных поверхностей» № 542 ПКБ ЦВ.
9.5.4 При капитальном ремонте изношенные наклонные плоскости восстановить износостойкой наплавкой с обеспечением твердости
240…300 НВ согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» и разработанной ВНИИЖТ Инструкцией ТИ-05-01-06/НБ с последующей станочной обработкой до чертежных размеров.
При выпуске из деповского ремонта допускается не восстанавливать наклонные плоскости, если они имеют размер нижней опорной поверхности
надрессорной балки не менее 166 мм и угол 45° («З» рисунок 9.4 и
таблица 9), причем величина суммарного просвета между поверхностью
надрессорной балки и шаблоном по низу должна быть не более 6 мм. Просвет сверху не допускается.
9.5.5 При всех видах ремонта разрешается:
- заварка трещин в углах между ограничительными буртами (дефект 9, рисунок 9.1) и наклонной плоскостью;
- наплавка изношенных буртов при оставшейся толщине не менее 10 мм;
- наплавка или приварка упорных ребер (дефект 10 , рисунок 9.1);
- заварка продольных трещин наклонной плоскости (дефект 8, рисунок 9.1), не выходящих на ограничительные бурты.
9.5.6 При деповском ремонте расстояние между ограничительными буртами для фрикционного клина («е» рисунок 9.4 и таблица 9) при износе более 144 мм восстанавливают наплавкой до чертежных размеров.
При капитальном ремонте расстояние между ограничительными буртами («е» рисунок 9.4 и таблица 9) восстанавливаются до чертежных размеров.
9.5.7 При комплектовании тележек новыми или отремонтированными надрессорными балками, допускается установка износостойких элементов по проекту С 03.04 Укрзализныци в соответствии с «Инструкцией по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колёс с ремонтным профилем ИТМ-73».
9.6 Ремонт скользунов надрессорной балки.
9.6.1 Износы, трещины, изломы в опорах скользунов ремонтировать сваркой в соответствии с «Типовым технологическим процессом ремонта скользунов вагонов» ТК-230 ПКБ ЦВ.
9.6.2 Колпак скользуна, показанный на рисунке 9.2, снимают. Неисправный прилив (опору) для колпака скользуна ремонтируют сваркой согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
Изношенную поверхность прилива для колпака скользуна восстанавливают наплавкой с последующей станочной обработкой до чертежных размеров.
Высота прилива (опоры) для колпака скользуна после станочной обработки определяется расстоянием от нижней плоскости надрессорной балки до верхней опорной поверхности скользуна, должна быть315-6 мм
(Абзац дан с изм. и доп., утв. на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
9.6.3 При капитальном ремонте устанавливают новые колпаки скользунов.
Колпаки скользунов на вагоне должны быть одной модели.
При деповском ремонте допускается установка колпаков скользунов с неравномерным максимальным износом плоской опорной поверхности до 2 мм.
При износе более 2 мм колпак скользуна заменяют на новый.
9.6.4 Ремонт допустимых трещин в основании опоры скользуна, от технологических окон вдоль балки на наклонных плоскостях, на опорной поверхности подпятника производить по требованию «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
9.6.5 При комплектовании тележек новыми или отремонтированными надрессорными балками, допускается установка скользунов по проекту
С 03.04 Укрзализныци в соответствии с «Инструкцией по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колёс с ремонтным профилем ИТМ-73» при наличии соответствующей ответной части на кузове вагона.
9.6.6 На надрессорные балки устанавливаются износостойкие элементы только по проекту М 1698 или только по проекту С 03.04.
Смешанная установка износостойких элементов не допускается.
Рисунок 9.1 – Дефекты надрессорных балок
Рисунок 9.2 Крепление колпака скользуна тележки модели 18-100
9.7 При деповском ремонте шкворни, имеющие износы по диаметру более 3 мм, восстановить наплавкой в соответствии с «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» с последующей механической обработкой до чертежных размеров. Верхнюю часть шкворня обрабатывают по чертежу ПКБ ЦВ согласно рисунку 9.3.
Вагоны всех типов должны иметь шкворни длиной 440±3 мм.
Отверстия подпятника надрессорной балки под шкворень должны быть при капитальном ремонте 54 мм, а при деповском не более 60 мм.
9.8 При капитальном ремонте шкворни, имеющие механические повреждения, изгибы или износы, заменить на новые.
При деповском ремонте шкворни, имеющие изгибы не более 5 мм разрешается править в нагретом состоянии до чертёжных размеров.
9.9 Разрешается наплавлять разработанные отверстия в кронштейне державки «мертвой точки».
9.10 При сборе тележки проверить размеры надрессорной балки, показанные на рисунке 9.4, которые должны соответствовать требованиям настоящего Руководства.
В таблице 9 указанны размеры для надрессорной балки двухосной трёхэлементной тележки типа 2 по ГОСТ 9246.
.
Таблица 9
Обозначение размера | Размеры надрессорной балки по рабочим чертежам, мм | Размера надрессорной балки, мм | |
При деповском ремонте | При капитальном ремонте | ||
е | 134 | 144,0 | 134 - 138 |
З | 175 | не менее 166,0 | 174 - 179 |
Л | 54 | 60,0 | 53 - 56 |
К | 77 | 72,0 | 77 |
9.11 Дефекты в соединительной балке четырехосной тележки, разрешенные ремонтировать при плановых видах ремонта, приведены на рисунке 9.6.
Очевидно, в тексте документа допущена опечатка. Вместо рисунок 9.6.следует читать рисунок 9.5. - прим.ред.
Ремонт соединительных балок тележек модели 18 - 101 производят в соответствии с «Типовым технологическим процессом на ремонт соединительной балки четырехосной тележки» ТК-232 ПКБ ЦВ.
Рисунок 9.4 Размеры надрессорных балок грузовых тележек
модели 18-100 при их изготовлении и капитальном ремонте
РЕМОНТ УЗЛА «КЛИН – ФРИКЦИОННАЯ ПЛАНКА»
10.1 Узел гасителя колебаний тележки состоит из составной фрикционной планки, фрикционного клина и наклонной поверхности надрессорной балки.
10.1.1 Ремонт наклонной поверхности надрессорной балки изложен в разделе 9 настоящей инструкции.
10.1.2 При плановых видах ремонта во фрикционный узел устанавливается клин рисунок 10.1 из чугуна марки СЧ 35 по чертежу М 1698.00.003 ПКБ ЦВ. (ИЗВЕЩЕНИЕ 32 ЦВ 30 - 2013, утверждено: Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от19-20 ноября 2013г. №59),.
Фрикционный клин по проекту С 03.04 устанавливается только в паре с фрикционной планкой по проекту С 03.04.
Трещины в ребрах жесткости клина не допускаются.
Запрещается установка стальных фрикционных клиньев.
10.2 При капитальном ремонте устанавливаются новые чугунные клинья.
(Пункт дан с изм. и доп., утв. на 56 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)