Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов

Содержание

1. Профессиональный модуль 04: Выполнение работ по рабочей профессии 16275 Осмотрщик – ремонтник вагонов 3

2. Профессиональный модуль 01: Эксплуатация и техническое

обслуживание подвижного состава 10

3. Профессиональный модуль 02: Организация деятельности

коллектива исполнителей 26

4. Профессиональный модуль 03: Участие в конструкторско – технологической деятельности 36

5. Профессиональный модуль 01: Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава 46

6. Список использованных источников 49

ПМ.04Выполнение работ по рабочей профессии 16275 Осмотрщик-ремонтник вагонов.

Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов.

Обмер колесных пар производят при их осмотре под вагонами, обыкновенном и полном освидетельствовании, а также при ремонте.

Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов - student2.ru

Рисунок 1 Абсолютный шаблон

Прокат измеряют абсолютным шаблоном (рис. 1) на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса, т.е. в наиболее изнашиваемой части. Для определения размера проката шаблон накладывают на профиль поверхности катания колеса до совмещения вертикальной грани шаблона с внутренней гранью колеса, опорная скоба при этом опирается на вершину гребня. Опустив измерительную ножку 2 до соприкосновения с поверхностью катания 1 размер проката прочитывают на вертикальной шкале и шкале нониуса (рис. 1) шаблона.

Определение величины проката производят в соответствии с рисунком

путем подсчета количества целых делений по шкале движка до первой риски

на правой шкале нониуса, затем определяют, какие риски на обеих шкалах совпадают, и подсчитывают окончательную величину дефекта. Цена деления шкалы нониуса — 0,1 мм. На рис.1 величина проката равна нулю, а рядом

— 2.6 мм.

При наличии неравномерного проката на поверхности катания колеса его измеряют в нескольких местах по диаметру колеса и учитывают максимальное значение, а также разницу между максимальным и минимальным значениями.

Этим же шаблоном измеряют ползун на поверхности катания. Для этого шаблон устанавливают так же, как и при измерении проката. Измерительную ножку шаблона опускают по вертикали над самым глубоким местом ползуна. Глубину ползуна определяют как разницу между углублением и прокатом. При этом измерительная ножка должна оставаться на неизменном расстоянии от внутренней грани обода колеса.

Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов - student2.ru

Толщину гребня измеряют абсолютным шаблоном (рис. 2) на расстоянии 18 мм от его вершины с помощью горизонтального движка 1 шаблона, перемещая его до соприкосновения с гребнем или наложением браковочного выреза шаблона шириной 25 мм.

Рисунок 2 Абсолютный шаблон

Гребень может иметь большой вертикальный износ (подрез), который определяют по отсутствию зазора между вертикальной гранью движка специального шаблона ВПГ (рис. 3) и гребнем колеса на высоте 18 мм. Для контроля вертикального подреза шаблон опорными ножками угольника 1 прижимают плотно к внутренней грани колеса. Движок 2 вплотную подводится к гребню колеса и закрепляется стопорным винтом. Подрез считается недопустимым, если рабочая поверхность основания движка соприкасается в верхней части на высоте 18 мм с поверхностью гребня.

Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов - student2.ru
Рисунок 3 Шаблон ВПГ

Толщину обода колеса измеряют толщиномером (рис. 4) в наиболее изнашиваемом месте по кругу катания. Поэтому измерительную ножку 3 шаблона также устанавливают на расстоянии 70 мм от линейки 1 соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.

Размер толщины обода колеса определяют по шкале линейки 1. Шаблон линейки плотно прижимают к внутренней грани обода колеса, а выступ в нижней части линейки при этом заводят под внутреннюю поверхность обода и затем измерительную ножку подводят до соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.

Толщиномером можно измерить также глубину ползунов, выщербин, высоту наваров. Размеры этих дефектов определяют как разницу между толщиной обода в местах расположения этих дефектов и толщиной обода на таком же расстоянии от внутренней грани обода колеса, но в том месте, где их нет.

Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов - student2.ru

Рисунок 4 Толщеномер

Измерение расстояния между внутренними гранями колес выполняют штангеном РВП (рис. 5), на штанге 3 которого одна ножка 4 закреплена неподвижно, а другая 1 может перемешаться и стопориться винтом 2.

Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов - student2.ru

Рисунок 5 Штанген РВП

При измерении расстояния между внутренними гранями колес обе ножки подводят к внутренним граням и по шкале на штанге 4 определяют контролируемый размер.

Измерение диаметров по кругу катания и определение разности диаметров колес на одной оси выполняют скобой ДК (рис. 6). Для выполнения измерений необходимо ослабить стопорный винт 1 подвижной бабки 2 и прижать скобу опорными поверхностями 3 к внутренней грани обола колеса, подвижную бабку 5 фиксируют стопорным винтом 1. Считывание показаний проводится по основной шкале и нониусу.

Наконечники бабок 4 и 5 следует подвести до соприкосновения с поверхностью колеса и в положении максимального диаметра. Измерение диаметров колес производится не менее трех раз для каждого колеса в разных диаметральных сечениях. За действительное значение диаметра колеса принимают среднее арифметическое значение трех измерений.

Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов - student2.ru

Рисунок 6 Скоба ДК

При ТО и TP вагонов удобно использовать малогабаритный автоматизированный прибор для измерения колес МАИК (рис. 7). МАИК предназначен для измерения диаметра и толщины гребня колес.

Выполнение обмеров измерительными инструментами деталей и узлов вагонов - student2.ru

Рисунок 7 прибор для измерения колес МАИК

В устройство прибора МАИК входит: 1 — скоба измерителя; 2— шток измерителя диаметра; 3 — измеритель толщины гребня; 4 — крышка батарейного отсека; 5 — кронштейны с роликами; 6 — тумблер включения питания; 7— разъем кабеля блока сопряжения; 8— электронный блок.

Он позволяет проводить измерения без выкатки колесных пар из под вагона, автоматически вычисляет разность диаметров колес на колесной паре.

Применение МАИК позволяет повысить точность измерений благодаря конструкции, обеспечивающей правильное позиционирование измерителя на колесе, и автоматическому усреднению результатов измерений в нескольких точках колеса. Масса прибора 2,8 кг. Точность измерения +0,5 мм.

Наши рекомендации