Анализ и обобщение педагогического эксперимента по формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
На третьем этапе нами был проведен контрольный эксперимент по выявлению эффективности проведенной работы по формированию коммуникативных способностей у детей .
Для определения эффективности предложенных направлений коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных способностей у детей после завершения обучающего эксперимента был осуществлен контрольный эксперимент.
В ходе обследования применялись методики, аналогичные используемым на этапе констатирующего эксперимента. Это дало возможность получить сравнительные данные, свидетельствующие о результатах педагогической работы по формированию коммуникативных способностей.
Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»(Р.С.Немов)
В ходе анализа мы выявили, что у испытуемых в ходе экспертной оценки родителями преобладает средний уровень коммуникативных способностей, чему свидетельствуют следующие результаты:
Так очень низкий уровень выявлен у 2 испытуемого, а это 13%;
Средний уровень выявлен у 9 испытуемых, а это 60 %
Высокий уровень выявлен у 4 человек, что тоже составляет 27%.
Примечательно, что на данном этапе эксперимента очень низкого уровня не выявлено. Результаты в табличном виде представлены в приложение 5.
Наглядно это представлено на рисунке 5.
Рис.5 Уровни развития коммуникативных способностей по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова (контрольный эксперимент)
В ходе анализа опросника на этапе контрольного эксперимента мы так же выявили, что у детей такой критерий коммуникативных качеств личности ребенка, как доброта отмечен у 8% детей, внимательность к людям у 7%,правдивость, честность у 6%,вежливость, так же у 8%,шедрость у 6%, отзывчивость, готовность прийти на помощь, у 6% детей, справедливость- 6%,жизнерадостность у 6%,ответственность -7%.
Примечательно, что такой критерий как общительность, имеет больший процент, а именно 8%.
Наглядно это представлено на рис.6
Рис.6 Критерии развития коммуникативных способностей по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова (контрольный эксперимент)
Далее нами была проведена диагностика коммуникативных способностей с взрослыми по методике «Диагностика форм общения ребенка с взрослым по Е.О. Смироновой».
В ходе анализа диагностики по методике диагностики форм общения ребенка с взрослым по Е.О. Смироновой, мы получили следующие результаты, а именно:
Очень низкий уровень не выявлен ни у одного испытуемого; низкий уровень выявлен у 3 испытуемых, а это 20% детей; 67% детей имеют средний уровень, а это 10 человека. Высокий уровень выявлен у 2 испытуемых, что составляет 13%. Наглядно это представлено на рис.7
Рис.7 Уровни развития коммуникативных способностей ребенка с взрослым по методике Е.О. Смирновой (контрольный эксперимент)
Далее анализируя данные по преобладания одной из трех форм общения (ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной), мы выявили, что в группе детей на контрольном этапе преобладает внеситуативно-познавательная форма общения- 66%, и внеситуативно-личностная форма общения – 73 %, процент ситуативно-деловой формы общения в среднем по группе составляет –53%.
Далее нами была проведена диагностика коммуникативных способностей со сверстниками для этого нами были использована методика “Сделаем вместе” по Р.С. Немову. Результаты в табличном виде предложены в приложение 7.
В ходе контрольного эксперимента мы получили следующие результаты:
Ø средний уровень коммуникативных способностей выявлен у 8 (53%) детей;
Ø высокий уровень был выявлен у 7 дошкольников(47%);
Ø низкий уровень коммуникативных способностей на данном этапе исследования отсутствовал.
Рис. 7 Уровни коммуникативных способностей по методике «Сделай сам» (контрольный эксперимент)
Повышение уровня коммуникативных способностей, проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности.
Анализ полученных результатов показал, что у всех детей по окончании формирующего эксперимента отмечался высокий или средний уровни развития коммуникативных способностей по всем методикам.
Большинство детей этой группы овладели умением ориентироваться в типовых ситуациях общения, использовать необходимые вербальные и невербальные средства общения, об этом свидетельствовало сокращение числа неадекватных высказываний, расширение спектра эмоциональных проявлений, установление устойчивого визуального контакта, увеличение количества высказываний, характеризующихся сильной коммуникативной направленностью (высказываний объяснений и сообщений, вопросительных и оценочных высказываний.
Вывод к главе 2.
В развитие у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей, в основное значение имеет система занятий и упражнений, особое значение в этой работе отводиться сюжетно-ролевым играм, а для этого необходимо умелое руководство со стороны педагогов.
Развитие коммуникативных способностей по проекту происходит в сюжетно-ролевых играх «Автобус», «Магазин цветов», «Театральный буфет», и «Театр». Сюжетно-ролевая игра «Театр» будет включать все сюжетные линии и станет итогом проекта. Последовательность работы над каждой игрой мы показали на примере игры «Автобус».
ГЛАВА 3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у детей необходимо соблюдать меру. Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.
Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:
§ обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
§ обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
§ своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
§ активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
§ умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. В течение дня в группе возникает несколько игр: «Семья», «Детский сад», «Автобус», «Поезд», «Машина» и другие. Они как бы связаны между собой: на автобусе или машине можно ехать и в детский сад, и домой, и в театр. Дети объединяются небольшими подгруппами, иногда в игре принимают участие все. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Ребята действуют активно, охотно берут на себя роли шофёров, водителей, машинистов.
Пожалуй, самыми любимыми являются игры на бытовые сюжеты. В играх в «семью» наиболее ценным в воспитательном отношении является то, что они дают детям возможность переживать гуманные чувства к родителям, к малышам и своим сверстникам. Дети проявляют живой интерес к младенцам. Но не все дети имеют представления об уходе за малышом, не отражают действий по уходу за маленьким ребёнком, не проявляют заботу о нём. Роль воспитателя здесь заключается в том, чтобы обогатить игру содержанием, оказывающим положительное влияние на развитие ребёнка. Воспитатель предлагает играющим посмотреть за ребёнком, так как его мама ушла на работу. Охотно принимая сюжет игры, дети укладывают куклу спать, готовят еду, гладят её одежду.
Педагогу следует планомерно учить детей действовать с игрушками, брать на себя роль членов семьи, подбирать нужные материалы. Воспитатель знакомит детей с положительными сторонами быта, учитывая при этом, что внутрисемейные отношения они усваивают вне детского сада. Для выявления детского опыта педагог проводит беседы. Тех, у кого есть маленькие братишки и сестрёнки, он просит рассказать, как за ними ухаживают. Стихотворения Е. Благининой «Алёнушка», А. Барто «Машенька» и другие произведения служат образцом для подражания в играх. Беседа даёт толчок детскому воображению, помогает найти разнообразные варианты сюжетов игры в семью.
Для того, чтобы бытовая игра прежде всего оказывала влияние на развитие у детей чувства гуманизма, ответственности, дружелюбия, педагог должен смоделировать и внести в неё необходимые в воспитательном отношении моменты.
Темой многих игр является жизнь детей в детском саду. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы обогащать знания и опыт детей и развивать интерес к выполнению в игре ролей, отражающих труд работников детского сада. Наблюдая игру, воспитатель советует, как лучше выполнить ту или иную роль, обыгрывает вновь вносимые игрушки. В играх детей в «детский сад» с куклами воспитателю следует подсказать, что на занятиях куклам можно читать книги, показывать картинки. Таким образом, у детей расширяется интерес к книге, развивается любознательность. Они приобретают навыки учебной деятельности: учатся внимательно слушать воспитателя, выполнять его указания, обращаться к нему за помощью, оценивать результаты своей работы.
Производственную деятельность людей дети этого возраста отражают в играх в «транспорт», в «машины». В этих играх также необходима роль со стороны воспитателя. Игры с машинами протекают обычно как шумная возня. Воспитатель, развивая игру, старается сделать притягательной роль шофёра, везущего груз из одного пункта в другой. С этой целью он вспоминает экскурсию на стройку, где дети наблюдали, как машины возят стройматериалы, как их разгружают. Впечатления, полученные детьми от экскурсии, воспитатель связывает с их играми в машины.
Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы. Большая роль в развитии сюжетно – ролевой игры принадлежит воспитателю.
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко- доступном для детей месте.
3. Эффективным приемом руководства играми детей дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре.
4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Воспитатель должен уделить внимание:
- обеспечению условий для возникновения и развития игровой деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие);
- знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и приемами это достигается, направление детей на игру.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развивается, получает информацию об окружающем мире, обретает опыт коммуникации. Однако такой мощный воспитательный эффект можно получить только при правильном проведении игр, организации деятельности с игрушками. Поэтому одна из тем консультации для родителей в детском саду должна звучать так «Игра как средство воспитания дошкольников». Представляем примерное содержание такой беседы.
Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:
· расширить кругозор;
· развивать психические процессы;
· удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;
· развивать творческие способности;
· учить взаимодействовать в социуме;
· формировать характер и отношение к действительности;
· вырабатывать трудовые и познавательные навыки.
Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия.
Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны.
Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до выработки устойчивого навыка.
Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Мы пассажиры», «На Дне рождения у подруги», «В гостях у Маши» и т.п. Дети учатся вежливости, быстрее запоминают словесные формулировки, которые используются в тех или иных обстоятельствах.
Играя в такие игры, дети быстро вживаются в роль взрослого и уже сами начинают давать указания игрушкам или товарищам по игре «Не разговаривай за столом», «Уступи место в автобусе» и т.д. Получается, что теперь они стают инициатором выполнения существующих норм и правил.
Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные, так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом у дошкольников формируются модели правильного поведения.
Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в этом отводится подвижным играм. Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.
Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.
Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности.
Использование дидактических игр развивает у дошкольников любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.
Игра подталкивает ребенка к преобразованию существующей реальности, созданию вымышленной новой действительности. Это помогает развивать фантазию, воображение. Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.
Играя в игры, ребенок имеет возможность примерять на себя различные социальные роли. Он отражает модели поведения в различных ситуациях, которые потом сможет использовать в своей взрослой жизни.
В ходе игр у детей развивается умение действовать целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать продуктивные взаимоотношения.
Огромную роль оказывает игровая деятельность на формирование коммуникативных компетентностей. Детям нужно научиться договариваться, правильно формулировать свои мысли, пользоваться готовыми речевыми шаблонами.
Чтобы суметь увлечь ребенка игровой деятельностью, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, представленными на консультации для родителей «Играйте вместе с детьми».
· Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать сюсюканий. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность.
· Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок.
· Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло.
· Старайтесь использовать поменьше запретов.
· Давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность и инициативность.
· Ни в коем случае не исправляйте результаты игровой деятельности ребенка со словами: «Сейчас я тебе покажу, как надо делать».
· Предлагайте различные виды игр.
· Позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.
· Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.
Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.
Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!
Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус.
Игрушки являются моделями тех предметов, строение и назначение которых ребенок хочет познать. Играя с игрушками, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами. На консультации для родителей «Игрушка в жизни ребёнка» даются такие советы.
· Не только покупайте игрушки ребенку, но и делайте их своими руками.
· У малыша должны быть разные игрушки, не ограничивайте их выбор по половой принадлежности ребенка.
· Приобретайте только те игрушки, которые имеют педагогическую и художественно-эстетическую значимость, смысловое наполнение.
· Игрушки для ребенка должны соответствовать его возрасту. Не стоит запасаться игрушками «на вырост». Сначала малыш не поймет ее предназначения, а потом уже потеряет к ней интерес.
· Необходимо иметь игрушки на разную тематику: сюжетные (куклы, фигурки животных, посуда, мебель и т.д.), развивающие (кубики, паззлы, многофункциональные предметы), технические (машинки и модели других видов транспорта, конструкторы), имитирующие орудия труда (ведерко, лопатка, молоток, отвертка, шприц и т.д.), игрушки-забавы, игрушки для подвижных игр.
· У ребенка должны быть игрушки разных размеров. Крупные подходят для игры на полу или на улице, мелкие игрушки нужны для игры за столом.
· Нужно поощрять стремление ребенка превратить обычные предметы в игрушку. Он может из стула сделать кораблик, а под столом обустроить дом и т.д.
Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.
Главное правило в использовании игрушек — они должны способствовать формированию у ребенка правильного представления об окружающем мире.
Выводы к главе 3
Ответственное и правильное отношение родителей и воспитателей к формированию коммуникативных способностей в игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психолого-педагогические основы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста показали, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.
Определено, что коммуникативное общение ребенка 4-7 лет со сверстником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста позволили сделать вывод, что развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая
Определено, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть такими коммуникативными способностями, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Присутствие необходимых коммуникативных способностей у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения.
Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Коммуникативная активность детей старшего дошкольного возраста направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных способностей оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Обозначено значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста, в результате которого пришли к выводу, что в процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры необходимо: договориться об игре; построить яркий ролевой диалог.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста была подобрана диагностика, описанная в мониторинге программы «Детство», целью которой являлось исследование уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование показало, что 30% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, 45%- средний, 25%-низкий.
Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения, как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости.
Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно. В связи с этим возникла потребность в разработке проекта по формированию коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевой игры. Результаты диагностики были учтены при разработке проекта развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Целью проекта является формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр.
Мы рассчитываем на то, что разработанный педагогический проект является эффективным и в результате его реализации, у детей повысится уровень коммуникативных способностей. Количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к развитию коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевых игр, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования.
Таким образом, почти все дети экспериментальной группы к концу обучающего эксперимента достигли достаточно высокого уровня развития коммуникативных способностей.
Так у детей наблюдалась эмоциональная направленность «на другого»; пристальное слежение за его действиями; возникновение (хотя и эпизодическое) оценочного отношения к содержанию действий партнера; стремление действовать в одном игровом (смысловом) поле; способность к осуществлению совместно-разделенных действий, которые являются значимым признаком совместности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева, Г. М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №10. - С. 299-303.
1. Аммосова В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 3. – С. 74–78
2. Бабаева Т.И. Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. СПб.: Детство-пресс, 2012.
2. Белешева, А.Д. Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры / А.Д. Белешева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11-6. – С. 24-26.
3. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
4. Борохович Л.Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 64-73.
5. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти. 2011.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение. 2013.
7. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология. М., 2014, с. 294.
8. Герлах, И. В. Сюжетно-ролевая театрализованная игра как средство формирования социально значимых качеств личности / И. В. Герлах // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова . 2010. №3. – С. 221-226.
9. Горбунова, Г. П. Актуальность и Проблемы сюжетно-ролевой игры современных дошкольников / Г.П. Горбунова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - №52. – С. 86-91.
10. Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н.Ф Губанова, М.В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 15.
11. Друппова И.Ю. Дидактические игры В.В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64.
12. Евдокишина, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // МНКО. - 2015. - №2 (51). – С. 205-207.
13. Ермакова, В.А. Особенности развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте / В.А. Ермакова, О.Ю. Зайцева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 4 (7). - С. 20-23.
14. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2014.
15. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М. : Просвещение.2011.
16. Иванова А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр : (из опыта работы логопеда) // Нач. шк. плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 60–63.
17. Иванова, И. С. Ставринова Н. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста / И.С. Иванова, Н. Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - №7-2. – С. 39-48.
18. Игнатенко, И.И. Игровые технологии в свете коммуникативных тенденций XXI века / И.И.Игнатенко // Преподаватель XXI век. - 2015. - Т. 1, № 2. -С. 166-172.)
19. Каверина, Е. М. Мир игр - один из составляющих элементов воспитания ребёнка / Е. М. Каверина, М. А. Лапина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №21. – С. 109-112.
20. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб: Речь, 2013. с.144.
21. Кислова Т.Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т.Р. Кислова, С.В. Королева // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 1. – С. 57–58
22. Клюева Н.В. Общение: дети 5-12 лет. М., 2012.
23. Коваленко, И.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений / И.Г. Коваленко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №7. - С. 229-233.
24. Когут А.А. К вопросу диагностики коммуникативной деятельности старших дошкольников: Человек и образование №4, 2012.
25. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М. 2011.
26. Коссаковская Е.А. Игрушка. М.: Просвещение, 2012.
27. Кочеткова, Т.В. Игровые технологии развития коммуникативных компетенций у старших дошкольников / Т.В. Кочеткова // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - 2015. - № 5 (5). - С. 133-137.
28. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2015.
29. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова . - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2011. - 250, [1] с.; 21
30. Кудрявцева, Е. А. Современные тенденции развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Кудрявцева // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. - Т. 3, № 23. - С. 5-9.
31. Кузнецова, О. Н. Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр / О.Н. Кузнецова // Вестник ПензГУ. - 2015. - №2 (10). – С. 32-36.
32. Лаврухина И.В. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Путь науки. – 2014. – № 6. – С. 106–108
33. Ларских, З.П. Комплексное использование виртуальных и реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления старших дошкольников / З.П. Ларских // Вестник Брянского государственного университета. 2014. №1. – С. 189-183.
34. Левшина Н.И.Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103.
35. Лисина, М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное.М., 2013.
36. Литовкина А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста: Молодой ученый. №21. 2015.
37. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 2013.
38. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. М., 2012.
39. Панина С.Ю. Общение дошкольника через сюжетно-ролевые игры / С.Ю. Панина, Т.А. Бабалова, С.В. Долгова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - Т. 2, № 4 (6). - С. 124-126. (
40. Пахомова Н.А. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка / Н.А. Пахомова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №10. - С. 232-235.
41. Решилова Р.Р. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры/ Р.Р. Решилова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №7. – С. 27-31.
42. Рубинчик Ю. С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста / Ю.С, Рубинчик // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №8. – С. 250-252.
43. Семенюк, Н.М. Роль игр - драматизаций в развитии творческой активности дошкольников / Н.М. Семенюк // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 2-2 (63). - С. 92-96.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.