II. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории Озерского городского округа
2.1. Прогноз социально-экономического развития
Озерского городского округа
При анализе показателей текущего уровня социально-экономического и градостроительного развития Озерского городского округа, отмечается следующее:
- транспортная доступность населенных пунктов округа высокая;
- в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26 марта 2014 года № 1949 Озерск отнесен к числу наиболее вероятных точек роста промышленности региона и определен зоной опережающего инновационного развития Челябинской области;
- наличие трудовых ресурсов позволяет обеспечить потребности населения и расширение производства.
Развитие расселения населения в перспективе предусматривается за счет:
● формирования системы расселения на базе опорного центра системы города Озерска с усилением его организационно-хозяйственных и социально-культурных функций;
● совершенствования сельского расселения с целью обеспечения полноценного жизненного уровня, культурно-бытового обслуживания в единой системе городского и сельского расселения.
В целом по округу предполагается стабилизация, а затем и увеличение численности населения. Прирост намечается за счет изменения демографического состава (увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости), а также в результате развития отраслей экономики, создания новых рабочих мест и, как результат, приток населения со стороны.
2.2. Прогноз транспортного спроса, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта, имеющегося на территории Озерского городского округа
Потенциально возможно незначительное изменение количества грузового автотранспорта, что связано с планируемой реализацией масштабных инвестиционных проектов при присвоении Озерскому городскому округу статуса территории опережающего социально-экономического развития.
В целом, с учетом сложившейся экономической ситуации, характер и объемы передвижения населения и перевозки грузов вряд ли претерпят значительные измения.
2.3 Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
В период реализации Программы транспортная инфраструктура по видам транспорта не претерпит существенных изменений. В границах «домашнего региона» преобладающим останется автомобильный транспорт как в формате общественного транспорта, так и личного транспорта граждан. Для целей обслуживания действующих производственных предприятий сохранится использование грузового транспорта.
2.4. Прогноз развития дорожной сети Озерского городского округа.
Реализация Программы позволит сохранить существующую сеть автомобильных дорог за счет качественного содержания, осуществления контроля за перевозкой грузов, инструментальной диагностике технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, повысить качественные характеристики дорожных покрытий и безопасность дорожного движения за счет проведения целевых мероприятий по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции автомобильных дорог, применения новых технологий и материалов, разработки и обновлению проектов организации дорожного движения.
В результате реализации Программы планируется достигнуть следующие показатели (таблица № 10):
- количество проектов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов транспортной инфраструктуры: 7 ед.;
- протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения: 281,0 км.;
- протяженность построенных, реконструированных и капитально отремонтированных автомобильных дорог: 8,544 км.;
- количество установленных дорожных знаков с повышенной яркостью: 279;
- количество обустроенных пешеходных переходов: 36 шт.;
- количество установленных дублирующих дорожных знаков: 36 шт.
Существующие риски по возможности достижения прогнозируемых результатов:
- риск ухудшения социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита, сокращения объемов финансирования дорожной отрасли;
- риск превышения фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым, ускоренный рост цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.
2.4. Негативное воздействие транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения
Увеличение количества транспортных средств ведет к увеличению уровня воздействия вредных веществ на здоровье человека и загрязнению окружающей среды.
С 1 июля 2016 года на всей территории Российской Федерации вступил в силу запрет на оборот моторного топлива экологическим классом ниже Евро-5 (стандарт регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах). Таким образом, предполагается сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, несмотря на постепенное увеличение количества транспортных средств.
Для снижения негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду в зимний период предполагается внедрение новых способов содержания автомобильных дорог, позволяющих уменьшить отрицательное влияние противогололедных материалов.
III. Принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненная оценка по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта
Анализируя сложившуюся ситуацию можно выделить три принципиальных варианта развития транспортной инфраструктуры:
- оптимистичный – развитие происходит в полном соответствии с положениями Генерального плана Озерского городского округа с реализаций всех предложений по реконструкции и строительству;
- реалистичный – развитие осуществляется на уровне необходимом и достаточном для обеспечения безопасности передвижения и доступности, сложившихся на территории Озерского городского округа центров тяготения. Вариант предполагает реконструкцию существующей улично–дорожной сети и строительство отдельных участков дорог;
- пессимистичный – обеспечение безопасности передвижения на уровне выполнения локальных ремонтно–восстановительных работ.
Работы по моделированию функционирования транспортной инфраструктуры Озерского городского округа, оценке вариантов транспортного спроса и установленных целевых показателей (индикаторов) развития транспортной инфраструктуры, а также сравнение целевых показателей (индикаторов) развития транспортной инфраструктуры каждого варианта с базовыми показателями не проводились.
В рамках реализации Программы, предлагается принять второй вариант как наиболее вероятный в сложившейся ситуации.
IV. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры, технико-экономических параметров объектов транспорта, очередность реализации мероприятий (инвестиционных проектов)
4.1. Мероприятия по развитию
транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Изменение транспортной инфраструктуры по видам транспорта на территории Озерского городского округа не предусмотрено.
4.2. Мероприятия по развитию транспорта общего пользования, созданию транспортно-пересадочных узлов
На расчетный период до 2035 года при наличии финансовой возможности планируется приобретение автобусов большой и малой вместимости. На сегодняшний день парк транспортных средств, находящихся в муниципальной собственности, состоит из автобусов в количестве 75 единиц, из них пребывающих в эксплуатации более 10 лет - 35 единиц.
Для поддержания комфортных условий для пассажиров общественного транспорта администрацией округа за счет муниципальной программы «Формирование современной городской среды в Озерском городском округе» на 2018-2022 годы планируется установка новых остановочных комплексов и надлежащее содержание существующих остановочных комплексов.
Создание транспортно-пересадочных узлов по видам транспорта на территории Озерского городского округа не планируется, так как единственным видом транспорта на территории Озерского городского округа является автомобильный.
4.3. Мероприятия по развитию инфраструктуры для легкового автомобильного транспорта, включая развитие единого парковочного пространства
Мероприятия по развитию единого парковочного пространства на территории Озерского городского округа не запланированы.
4.4. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры пешеходного и велосипедного передвижения
Планируемые мероприятия по развитию инфраструктуры пешеходного движения включают в себя проектирование и устройство тротуаров с твердым покрытием при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.
Мероприятия по развитию велосипедного передвижения в рамках данной Программы не планируются, однако возможны к реализации при дополнительных ассигнованиях из бюджета Озерского городского округа или при финансировании из внебюджетных источников.
4.5. Мероприятия по развитию инфраструктуры для грузового транспорта, транспортных средств коммунальных и дорожных служб
Мероприятия по развитию инфраструктуры грузового транспорта, транспортных средств коммунальных и дорожных служб на территории Озерского городского округа не планируются.
4.6 Мероприятия по развитию сети дорог
Генеральным планом Озерского городского округа предусматривается дальнейшее развитие сложившейся структуры улично-дорожной сети округа, строительство новых жилых улиц и дорог в производственных зонах.
Основными принципами, положенными в основу развития улично-дорожной сети Озерского городского округа при всех вариантах развития транспортной инфраструктуры, являются:
- обеспечение связей улично-дорожной сети центральной части города со всеми городскими микрорайонами и кварталами;
- построение дорожной сети с четкой структурой, которая позволит максимально использовать существующие автомобильные дороги;
- выстраивание равномерной плотности магистральной сети улиц;
- создание системы обслуживания автомобильного транспорта.
Генеральным планом запланировано расширение проезжих частей сохраняемых улиц, устройство газонов и тротуаров. Ширина улиц и дорог устанавливается с учетом их категорий, типа застройки селитебной территории, существующих линий застройки, а также действующих норм, определяющих технические параметры профилей улиц.
Первоочередные мероприятия по развитию улично-дорожной сети Озерского городского округа исходят из существующих недостатков дорожной сети округа, из необходимости развития объектов дорожного сервиса и обеспечения безопасных транспортных связей населенных пунктов округа и его объектов рекреации.
Комплекс первоочередных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры сформирован на основе Программы социально-экономического развития Озерского городского округа в увязке с долгосрочными градостроительными преобразованиями, предусмотренными Генеральными планами населенных пунктов округа и Генеральным планом Озерского городского округа.
В целях повышения качественного уровня улично–дорожной сети Озерского городского округа, снижения уровня аварийности, связанной с состоянием дорожного покрытия и доступности территорий перспективной застройки, предлагается в период действия Программы реализовать следующий комплекс мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции дорог:
1) строительство эвакуационной автодороги №9, на продолжении улицы Иртяшская города Озерск. Необходимость строительства обусловлена требованиями гражданской обороны города Озерск. Данная автодорога дополнительно свяжет город Озерск с автодорогой Карабаш – Тюбук и городом Кыштым;
2) разработка проекта и строительство объездной автодороги в обход п. Метлино;
3) строительство технологической объездной дороги в обход селитебной зоны в п. Новогорный;
4) реконструкция железнодорожных переездов через подъездные пути к АТЭЦ, а именно создание нерегулируемого переезда IV категории с дополнительно установленным режимом использования;
5) строительство улиц в новых планировочных районах в г. Озерск, п. Новогорный, п. Метлино;
6) строительство местной загородной автодороги IV категории п. Бижеляк – п. Татыш;
7) реконструкция автодороги Кыштым – Новогорный;
8) капитальный ремонт автодороги «Метлино – Большой Куяш»;
9) капитальный ремонт Озерского, Метлинского и Каслинского шоссе;
10) изменение трассировки участка автодороги Кыштым – Новогорный южнее поселка Татыш, с целью увеличения скоростного режима движения при пересечении данного участка;
11) реконструкция ряда автодорог, расположенных вдоль озера Акакуль, доведение их характеристик до IV технической категории. Данные работы необходимы:
- для повышения скоростного режима движения с учетом требований безопасности движения;
- устойчивого транспортного обслуживания баз отдыха расположенных на берегу данного озера и обеспечение их связью с общей сетью автодорог;
12) обустройство узлов пересечений автодорог в соответствии с интенсивностью движения транспорта;
13) реконструкция существующих улиц, дорог и тротуаров с приведением их в нормативное техническое состояние;
14) развитие дорожного сервиса – строительство автозаправочных станций, станций технического обслуживания на территории поселков Метлино, Новогорный и деревни Селезни.
Основные характеристики автомобильных дорог общего пользования до и после реализация проектных предложений представлены в таблице № 7.
Таблица № 7
Изменение характеристик автомобильных дорог общего пользования
после реализации мероприятий Программы
Наименование автодороги | Техническая категория, сущ./ проект. | Административное значение автодороги | Протяженность, км сущ./ проект. |
Озерск – Касли | IV/ III | местного | 5/ 5 |
Озерск – Метлино | IV/ III | местного | 17.3*/ 21.1 |
Кыштым – Новогорный | IV/ IV | межмуниципального | 14.8/ 14.8 |
Новогорный – Бижеляк | IV/ IV | местного | 4.6/ 4.6 |
а/д вдоль оз. Акакуль включая улицу Северный берег | V/ IV | местного | 8.3/ 8.3 |
Подъезд к оздоровительным лагерям и базам отдыха | V/ IV | местного | 2.8/ 2.8 |
* существующая протяженность приведена без учета прохождения автодороги по территории поселка Метлино.
В результате выполнения мероприятий Программы к расчетному сроку изменятся технико-экономические показатели (таблица № 8).
Таблица № 8
Основные технико-экономические показатели
№ | Показатели | Ед. изм. | Состояние на 2017 год | Расчетный срок, 2035 год |
1. | Территория | |||
1.1. | Общая площадь земель округа в установленных границах, в том числе территории: | га | ||
зон инженерной и транспортной инфраструктур | га/% | 263,7/0,4 | 263,7/0,4 | |
1.2. | Из общей площади земель округа территории общего пользования, из них: | га/% | 6536,3/10 | 6679,5/10,2 |
Улицы, дороги, проезды, площади, автостоянки | га/% | 181,4/0,2 | 266,8/0,3 | |
1.3. | Из общей площади земель округа территории, требующие специальных инженерных мероприятий | га/% | 119,57/0,18 | 40/0,06 |
2. | Транспортная инфраструктура | |||
2.1 | Протяженность железнодорожной сети | км | 20.6 | 20.6 |
в том числе: | ||||
федерального значения | –//– | - | - | |
регионального значения | –//– | 14.3 | 14.3 | |
местного значения | –//– | 6.3 | 6.3 | |
2.2 | Протяженность автомобильных дорог - всего | км/ % | 54.05/ 100 | 57.35/ 100 |
в том числе: | ||||
федерального значения | –//– | 0/0 | 0/0 | |
регионального значения | –//– | 14.8/ 27.4 | 14.8/ 25.8 | |
местного значения | –//– | 39.25/ 72.6 | 42.55/ 74.2 | |
2.3 | Плотность транспортной сети: | км/100 км2 | ||
железнодорожной | –//– | 3.2 | 3.2 | |
автомобильной | –//– | 8.3 | 8.8 |
V. Оценка эффективности мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры
Оценка эффективности мероприятий Программы по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры осуществляется ежегодно в течение всего срока ее реализации и по итогам ее реализации согласно Порядку проведения и критериям оценки эффективности реализации муниципальных программ Озерского городского округа, утвержденному постановлением администрации Озерского городского округа.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения ее реализации разработчиком Программы.
VI. Предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на территории
Озерского городского округа
На расчетный период до 2035 года принципиальные предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры отсутствуют.
Вместе с тем необходимо:
- разработать проект организации дорожного движения на территории Озерского городского округа;
- внедрить проект организации дорожного движения на территории Озерского городского округа;
- продолжить паспортизацию и кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них.
VII. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры Озерского городского округа
В приложении 1 к Программе представлен перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, предлагаемых для реализации в период действия Программы, с оценкой объемов финансирования.
Оценка финансовой потребности рассчитана ориентировочно и подлежит уточнению после разработки проектно-сметной документации на каждое из мероприятий.