Среднее значение коэффициента использования грузоподъемности автомобиля на маршруте
Использование грузоподъемности подвижного состава оценивают коэффициентами использования грузоподъемности статическим и динамическим.
Статический коэффициент использования грузоподъемности равен отношению массы фактически перевезенного груза за определенный период к номинальной грузоподъемности автомобиля. Динамический коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением фактически выполненных т-км к числу т-км, которые могли быть выполнены при полном использовании грузоподъемности автомобиля. В случае, когда автомобили работают на одном и том же маршруте, перевозя каждый раз разное количество груза, или перевозят одинаковое количество груза на разные расстояния, значения статического и динамического коэффициентов использования грузоподъемности одинаковы.
Использование грузоподъемности автомобиля зависит от многих факторов, одним из которых является класс перевозимого груза.
На всех маршрутах, за исключением маятниковых с обратным холостым пробегом, перевозятся грузы разных классов, т.е. с разной величиной коэффициента использования грузоподъемности. При расчете производительности автомобиля на маршруте в этом случае следует принимать среднее значение коэффициента использования грузоподъемности, которое определяется по формуле:
. (2.31)
В примере для первого маршрута получим:
Часовая производительность автомобиля
Часовая производительность автомобиля – это количество перевезенного груза в тоннах или объем выполненной или планируемой транспортной работы в тонно-километрах за час рабочего времени, которая определяется по формулам, соответственно:
т/ч;(2.32)
ткм/ч.(2.33)
Производительность автомобиля на первом маршруте примера составит:
т/ч; ткм/ч.
Дневная производительность автомобиля на маршруте
Дневная производительность автомобиля – это количество перевезенного груза в тоннах или объем выполненной или планируемой транспортной работы в тонно-километрах за рабочую смену.
Дневную производительность автомобиля (автопоезда) можно определить по продолжительности работы на маршруте или по количеству ездок, выполненных автомобилем на маршруте. В курсовом проекте необходимо сделать расчет по следующим формулам:
т/день; (2.34)
ткм/день; (2.35)
или:
, т/день; (2.36)
, ткм/день. (2.37)
Для нашего примера -
т/день;
т×км/день.
Расчет парка подвижного состава
Общие положения
Для исполнения перевозочного процесса транспортные организации имеют автомобили, тягачи и прицепы. Их общее количество принято называть парком подвижного состава.
Для полного удовлетворения грузоотправителей в перевозках АТП должно иметь достаточный парк подвижного состава. А для эффективного использования автомобилей необходимо организовать их работу таким образом, чтобы дневная производительность была возможно максимальной для данного маршрута.