Оптимизация маршрутов по нулевому и холостому пробегам
Нулевым Lо называется пробег автомобиля из АТП до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до АТП. Время, затраченное на нулевой пробег, входит во время пребывания автомобиля в наряде. Для определения количества оборотов за рабочий день, необходимо рассчитать время работы автомобиля на маршруте:
(2.23)
где ТН – время работы автомобиля (автопоезда) в наряде, ч;
ТМ – время работы автомобиля (автопоезда) на маршруте, ч;
Т0 – время нулевого пробега, ч.
На практике взаиморасположение АТП и пунктов погрузки и разгрузки как правило известно, а расстояние между ними учитывается уже на стадии планирования маршрутов. В курсовом проекте маршруты были составлены без учета нулевого пробега. При его определении необходима корректировка маршрутов с целью минимизации непроизводительных пробегов: исключение холостых и уменьшение нулевых пробегов, т.е. .
Рисунок 2.4 - Схема для оценки расстояния от АТП до пунктов погрузки и разгрузки
Расстояния от АТП до пунктов погрузки и разгрузки необходимо определить графически (рисунок 2.4). Для этого, по расстояниям между грузопунктами построить треугольник, применив необходимый масштаб. Считать расположение АТП в центре этого треугольника, который получается при пересечении медиан. Расстояния от вершин треугольника до центра, которые и являются нулевым пробегом, пересчитать в принятом масштабе.
При известных расстояниях от АТП до пунктов погрузки, необходимо скорректировать маятниковые и кольцевые маршруты, груженные по всему пробегу, исходя из минимального нулевого пробега, и рассчитать время нулевого пробега по формуле:
, ч, (2.24)
где lо1 и lо2 – пробег автомобиля от АТП до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до АТП. Для данных маршрутов lо1 = lо2.
На маятниковых маршрутов с обратным не груженым пробегом необходимо исключить холостой пробег на последнем обороте автомобиля, т.к. автомобиль, разгрузившись в последнем пункте разгрузке, может сразу следовать в АТП. Таким образом, время не затраченное на холостой пробег, может быть учтено:
, ч, (2.25)
где lх – холостой пробег за оборот.
Для кольцевых маршрутов, груженых не на всем пробеге, следует выполнить анализ, решая следующее уравнение:
(2.26)
Принимается такой вариант, при котором получается минимальное значение непроизводительного пробега.
Далее при расчетах технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей использовать маршруты, скорректированные по нулевому пробегу.
Для нашего примера – lАТП-А = 5,5 км, lАТП-В = 11 км, lАТП-С = 9 км. Поэтому третий маршрут, скорректированный по нулевому пробегу будет начинаться с погрузки в пункте С, т.е. маршрут СВ-ВС.
В графической части курсового проекта необходимо на схемах маршрутов движения автомобилей показать нулевые пробеги.