Количество ездок по направлениям перевозок
Законченный цикл транспортного процесса при перевозке грузов на автомобильном транспорте принято называть ездкой. Ввиду дискретности транспортного процесса, ездка должна иметь целое значение.
Количество ездок по i-тому направлению (nеi) определяется по формуле:
(2.15)
где Qi - объем перевозок в i-м направлении,т;
gj - коэффициент использования грузоподъемности для груза в j-м пункте.
Количество ездок округлить до целого числа.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 – Распределение количества ездок по направлениям движения
Пункты | Наименование перевозимого груза | Коэффициент использования грузоподъем-ности | Грузоподъемность автомобиля, т | Объем перевозок, т | Количест-во ездок | ||
отправления | назначения | номиналь ная | факти-ческая | ||||
А | В | Торф в брикетах | 0,85 | 7,65 | |||
С | |||||||
В | А | Опилки древесные | 0,6 | 5,4 | |||
С | |||||||
С | А | Галька | 9,0 | ||||
В |
2.4.3 Составление вариантов маршрутов движения
При перевозке грузов автомобили могут перемещаться по различным схемам движения. Необходимо рассмотреть несколько вариантов маршрутов движения автомобилей. В одном варианте предусматриваются только маятниковые маршруты, в других вариантах - разное сочетание маятниковых и кольцевых маршрутов.
Методика составления маршрутов показана ниже на конкретном примере. Наметим три варианта маршрутов. При составлении маршрутов необходимо руководствоваться следующими условиями:
- в первую очередь рассмотреть маршруты наиболее рациональные, т.е. с груженым пробегом на всем маршруте, а затем спланировать маршруты по перевозке остатков грузов с частичным использованием пробега;
- учесть, что маршрут должен начинаться с пункта погрузки;
- обязательным условием законченности маршрута является возвращение автомобиля (автопоезда) в первоначальный пункт, т.е. пункт первой погрузки.
Первый вариант маршрутов движения:
1 маршрут: в пункте А автомобиль загружается в объеме и движется в пункт В (АВ). В пункте В автомобиль разгружается и вновь загружается в объеме . Затем возвращается в пункт А (ВА). Здесь автомобиль разгружается и ставится под погрузку следующего оборота.
2 маршрут: в пункте А автомобиль загружается в объеме и движется в пункт С (АС). В пункте С автомобиль разгружается и вновь загружается в объеме . Затем возвращается в пункт А (СА), где разгружается и ставится под погрузку следующего оборота.
3 маршрут: в пункте В автомобиль загружается в объеме и движется в пункт С, где автомобиль разгружается и вновь загружается в объеме и возвращается в пункт В, где разгружается.
4 маршрут: в пункте В автомобиль загружается в объеме и перемещается в пункт А. Здесь он разгружается и возвращается без груза в пункт В.
5 маршрут: в пункте С автомобиль загружается в объеме и перемещается в пункт А, где автомобиль разгружается и возвращается без груза в пункт С.
6 маршрут: в пункте С автомобиль загружается в объеме и движется в пункт В, где он разгружается и возвращается без груза в пункт С.
Для того чтобы выполнить первое условие - на маршруте груженые ездки в обе стороны (обратная ездка - груженая) на маятниковом маршруте или все ездки - груженые на кольцевом маршруте, необходимо спланировать количество ездок из каждого пункта по минимальному количеству ездок на рассматриваемом маршруте. Например, на маятниковом маршруте АВ-ВА из пункта А в пункт В для перевозки 100 т грузов с учетом коэффициента использования грузоподъемности (0,85), нужно будет сделать 13 ездок, а для перевозки 108 т из пункта В в пункт А необходимо сделать 20 ездок (таблица 2.2). Для первого маятникового маршрута примем 13 оборотов. При этом будет перевезено из А в В 100 тонн груза и обратно из В в А 70,2 тонн. При этом оставшийся груз в п. В будет перезен на маятниковом маршруте с обратным не груженым пробегом ВА-АВ(0).
Второй вариант маршрутов движения:
1 маршрут: в пункте А автомобиль (автопоезд) загружается в объеме и движется в пункт В (АВ). В пункте В автомобиль разгружается и вновь загружается в объеме , затем возвращается в пункт А (ВА). Здесь автомобиль разгружается, затем ставится под погрузку следующего оборота.
2 маршрут: в пункте А автомобиль (автопоезд) загружается в объеме и движется до пункта С (АС). Здесь он разгружается и загружается в объеме другим грузом и возвращается в пункт А (СА), где и разгружается.
2 маршрут: автомобиль (автопоезд) загружается в пункте В и движется с грузом в пункт С (ВС). Здесь он разгружается, вновь загружается другим грузом и движется в пункт В (СВ), где разгружается.
3 маршрут: автомобиль (автопоезд) загружается в пункте С и движется в пункт В (СВ), здесь он разгружается, загружается другим грузом и движется в пункт А (ВА). В пункте А автомобиль (автопоезд) разгружается и перемещается к месту погрузки в пункт С (АС) без груза.
4 маршрут: автомобиль (автопоезд) загружается в пункте С и перемещается в пункт В (СВ). Здесь он разгружается и возвращается в пункт С (ВС) без груза.
5 маршрут: автомобиль (автопоезд) загружается в пункте С и с грузом перемещается в пункт А (СА). Здесь он разгружается и возвращается без груза в пункт С (АС).
Третий вариант маршрутов движения:
1 маршрут: в пункте А автомобиль (автопоезд) загружается и перемещается в пункт В (АВ), здесь он разгружается, затем загружается другим грузом и перемещается в пункт С (ВС). Здесь автомобиль (автопоезд) перегружается и движется в пункт А (СА). После разгрузки в пункте А автомобиль начинает новый оборот.
2 маршрут: автомобиль (автопоезд) загружается в пункте А и перемещается в пункт С (АС), после перегрузки перемещается в пункт В (СВ) и после перегрузки возвращается в пункт А (ВА).
3 маршрут: после погрузки в пункте С автомобиль (автопоезд) перемещается в пункт В (СВ), откуда после перегрузки перемещается в пункт А (ВА) и далее из пункта А в пункт С (АС) движется без груза.
4 маршрут: из пункта С после погрузки автомобиль (автопоезд) перемещается в пункт А(СА), где автомобиль разгружается и возвращается для новой загрузки в пункт С (АС).
5 маршрут: из пункта С автомобиль (автопоезд) с грузом перемещается в пункт В (СВ) и далее, после разгрузки возвращается в пункт С (ВС) для новой загрузки.
Показатели составленных маршрутов оформить в таблицу. Количество ездок и объем перевозок по маршрутам для нашего примера распределяется следующим образом (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Распределение объема и количества ездок по маршрутам
№ варианта | № маршрута | Направление перевозок | Объем перевозок, т | Количество ездок | Направление перевозок | Объем перевозок, т | Количество ездок | Направление перевозок | Объем перевозок, т | Количество ездок |
I | АВ АС ВС ВА СА СВ | 37,8 | ВА СА СВ АВ АС ВС | 70,2 | - - - - - - | - - - - - - | - - - - - - | |||
II | АВ АС ВС СВ СВ СА | ВА СА СВ ВА ВС АС | 70,2 37,8 | - - - АС - - | - - - - - | - - - - - | ||||
III | АВ АС СВ СА СВ | ВС СВ ВА АС ВС | СА ВА АС - - | - - | - - |
2.4.4 Выбор вариантов маршрутов
Для оценки и выбора варианта маршрутов необходимо определить средние значения груженного и общего пробега за ездку на каждом маршруте.
Длина оборота l0 на каждом маршруте определяется по формуле:
км, (2.16)
где - расстояние между пунктами маршрута, км.
В качестве примеров рассмотрены отдельные маршруты второго варианта, а, именно, маятниковый груженый в обе стороны, маятниковый с обратным холостым пробегом и кольцевой, груженый не на всех участках пробега.
Для первого маршрута 2 варианта:
км.
Для четвертого маршрута 2 варианта:
км.
Для пятого маршрута 2 варианта:
км.
Средняя длина ездки на каждом маршруте определяется по формуле:
, км, (2.17)
где - количество груженых ездок за оборот.
Примеры - Для первого маршрута 2 варианта длина ездки равна:
км, т.к. ;
для четвертого и пятого маршрутов 2 варианта:
км; км, т.к. , .
Среднее значение груженого пробега за ездку на каждом маршруте определяется по формуле:
, км, (2.18)
где lОГ – общее расстояние груженого пробега за оборот, км.
Пример -
км; км;
км; км;
км; км.
Коэффициент использования пробега по каждому маршруту βi подсчитывается по формуле:
(2.19)
Примеры - Для первого, четвертого и пятого маршрутов второго варианта коэффициенты использования пробега соответственно равны:
; ; .
Средняя величина коэффициента использования пробега по каждому варианту подсчитывается по формуле:
, (2.20)
где nQj – количество ездок для вывоза всего груза на j-м маршруте.
Результаты расчетов по всем маршрутам сведены в таблицу 2.4.
Все варианты сравниваются по средней величине коэффициента использования пробега. Предпочтение отдается варианту с большим значением коэффициента использования пробега .
Пример - Для второго варианта маршрутов движения:
4
В нашем примере значения коэффициента использования пробега для 2 и 3 вариантов практически равны. В этом случае следует выбрать второй вариант маршрутов. Все маршруты этого варианта, кроме четвертого, маятниковые. А маятниковые маршруты самые простые в организации.
Сделать обоснование выбора варианта маршрутов движения автомобилей.
В дальнейшем расчеты технико-эксплуатационных показателей производятся только для маршрутов выбранного варианта.
Таблица 2.4 – Характеристика маршрутов движения
Номер варианта | Номермаршрута | Длина оборота, км | Количе-ство ездок за оборот, nео | Средняя длина за ездку, км | Количе ство ездок на маршру-те, nQ | Коэффициент использования пробега | |||
груженной части, lог | общая, lо | гружен ного пробега, lег | общего пробега, lе | на маршру-те, bср | общий по варианту, bобщ | ||||
I | 1,0 1,0 1,0 0,5 0,5 0,5 | 0,764 | |||||||
II | 17,5 | 22,5 | 1,0 1,0 1,0 0,78 0,5 0,5 | 0,834 | |||||
III | 17,5 | 22,5 | 1,0 1,0 0,78 0,5 0,5 | 0,834 |
В графической части проекта необходимо представить варианты маршрутов движения автомобилей по перевозке грузов (таблица 2.3), оценку вариантов маршрутов движения(таблица 2.4), схемы маршрутов движения автомобилей по выбранному варианту, с нанесением на них эпюр грузопотоков по направлениям маршрута.