Стабилизация перевозок пассажиров общественным автобусным транспортом объясняется ожидаемым дальнейшим ростом автомобилизации страны и увеличением доли перевозок личным автотранспортом.
Дальнейшее увеличение объемов внешнеторговых и транзитных грузовых, а также международных пассажирских перевозок будет определяться темпами экономического роста и структурных преобразований в экономике, техническим уровнем транспортной системы и качеством предоставляемых услуг.
В соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу рост объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом будет продолжаться, хотя его темпы будут несколько ниже достигнутых в последние годы.
Намечаемые тенденции роста доли перерабатывающих областей в структуре промышленного производства приведут к дальнейшему увеличению удельного веса Европейского региона. Доля грузов топливно-энергетического и рудно-металлургического комплексов в общероссийском отправлении в перспективе снизится с 57% в 2000 г. до 50-52% к 2010 г.
Практически весь прирост перевозок нефтегрузов, как и угля (90% и выше), обусловлен ростом потребления на внутреннем рынке страны в основном за счет выведения НПЗ на экономически эффективный среднеотраслевой уровень загрузки мощностей по переработке нефти (80-85% против 60% в настоящее время).
Общее увеличение отправления рудных грузов составит к 2005 г. 12 млн. т и к 2010 г. – 32 млн. т по сравнению с 2000 г. Рост погрузки обусловлен в основном освоением нового Чинейского месторождения в зоне БАМа (Читинская обл.) и строительством Яковлевского рудника в Белгородской области, а также увеличением производства железорудного сырья на Качканарском ГОКе и предприятиях КМА – Лебединском и Стойленском ГОКах.
Увеличение отправления цветной руды в значительной степени связано со строительством Средне-Тиманского комплекса в Республике Коми в составе ГОКа и глиноземного завода.
Основную долю прироста отправления металла в рассматриваемой перспективе обеспечат металлургические предприятия Урала, при этом доля 2-х гигантов отрасли -Нижнетагильского и Магнитогорского комбинатов - возрастет с 50% в настоящее время до 60% в 2010 г.
Нарастающая тенденция увеличения прироста заготовок деловой древесины находит свое отражение в такой же тенденции роста отправления лесных грузов. Рост отправления лесных грузов к 2005 г. составит 15 млн. т, к 2010 г. – 20 млн. т по отношению к 2000 г.
Основной прирост отправления минеральных строительных материалов и прочих грузов приходится на железные дороги Европейской части России.
На период 2001-2005 гг. прирост общего объемов внутренним водным транспортом прогнозируется в 4-4,5% ежегодно, что соответствует прогнозу социально-экономического развития страны на этот период. В Европейской части России по северо-западному направлению ЕГС (Волго-Балтийскому водному пути) прогнозируется рост перевозок грузов с 15 млн. т в 2000 г. (10 млн. сухогрузов, 5 млн. наливных) до 18 млн. т в 2005 г. (соответственно 13 и 5 млн. т).; по южному направлению (Волго-Донскому судоходному каналу и участках Н. Дона) с 4,5 млн. т в 2000 г. до 6 млн. т в 2005 г. (4 млн. сухогрузов, 2 млн. т наливных); по Волге с 37 млн. т в 2000 г. до 46 млн. т в 2005 г., в том числе 9 млн. т нефтеналивных, 37 млн. т сухогрузов.
В перспективе объемы перевозок грузов в районы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока будут расти в связи с постепенным наращиванием добычи углеводородного сырья, освоением новых месторождений, переводом скважин на механизированный способ добычи нефти и вахтовый метод их обслуживания. Прогнозируется к 2010 г. прирост грузопотоков до 8 млн. т сырой нефти, нефтепродуктов и других грузов из месторождений Западной Сибири, Красноярского края, Якутии, а также до 8-10 млн. т перевозок нефти в Новый Порт и Игарку для перевалки в морские суда для транспортировки по Северному морскому пути. Увеличится до 2 млн. т подвоз лесных грузов с внутренних пунктов реки Енисей для перевалки на морские суда в порту Игарка.
Объем перевозок грузов морским флотом, контролируемым Россией, возрастет к 2010 г. до 147 млн. т против 125,1 млн. т в 2000 г. или в 1,17 раза. При этом в морских портах будет введено в эксплуатацию новых и реконструировано старых перегрузочных комплексов производственной мощностью 262 млн. т в год. Предусмотрено строительство 266 судов транспортного флота суммарным дедвейтом 7,6 млн. т.
Прогнозные оценки объемов российской внешней торговли приняты в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», разработанными Центром стратегических исследований и одобренными Правительством Российской Федерации в июле 2000 г. (табл. 3.5)
Таблица 3.5.
(млрд. долл. США)
Отчет | Оценка | Прогноз | ||||||||||
Экспорт | 72,9 | 103,0 | 81,2 | 83,8 | 86,4 | 88,7 | 91,3 | 93,9 | 96,5 | 99,0 | 101,6 | 104,2 |
Импорт | 30,3 | 33,9 | 54,0 | 59,9 | 65,1 | 70,7 | 74,8 | 78,9 | 83,0 | 87,1 | 91,2 | 95,3 |
ВСЕГО | 103,2 | 136,9 | 135,2 | 143,7 | 151,5 | 159,4 | 166,1 | 172,8 | 179,5 | 186,1 | 192,8 | 199,5 |
При прогнозировании перевозок морским и внутренним водным транспортом учтены ожидаемые объема транспортировки углеводородного сырья трубопроводным транспортом. Предполагается увеличение пропускной способности нефтепровода «Дружба» и создание новых трубопроводов, в том числе Балтийской трубопроводной системы, Каспийского трубопроводного консорциума, трубопроводов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ожидается, что к 2010 г. объем внешней торговли России в стоимостном выражении возрастет по сравнению с уровнем 2000 г. на 45%, а объемы перевозок экспортно-импортных грузов – на 18 - 27%.
Объем перевозок внешнеторговых грузов составит (млн. т):
Таблица 3.6.
Минимальный вариант | |||||
Максимальный вариант |
Из общего объема экспортно-импортных перевозок в 2010 г. экспортные грузы составят 605 – 646 млн. т и импортные – 100 – 120 млн. т.
Размер транзитных перевозок грузов возрастет в 2,9 – 3,0 раза и достигнет 58–60 млн. т.
Перевозки транзитных грузов в контейнерах на основных широтных направлениях возрастут до 250 – 300 тыс. единиц и на направлении «Север – Юг» - 80 - 100 тыс. единиц.
Таблица 3.7.
Распределение перевозок российских внешнеторговых и международных транзитных
грузов между видами транспорта в 2010 г. (по максимальному варианту)
Виды транспорта | Объем перевозок грузов, млн. тонн | |||
Морской | ||||
Трубопроводный | ||||
Железнодорожный (в прямом сообщении) | ||||
Автомобильный | ||||
Внутренний водный | ||||
Воздушный | 0,4 | |||
ВСЕГО | ||||
Перевозки пассажиров в международном сообщении к 2010 г. возрастут по сравнению с 2000 г. в 1,4 – 1,5 раза и составят 22 – 24 млн. человек. Из этого объема 12 – 13 млн. чел. будет приходиться на граждан России, совершающих поездки в страны дальнего зарубежья и 10 – 11 млн. чел. на иностранных граждан, посещающих Россию.
Кроме того, 14 - 16 млн. человек проследует по транзитным международным воздушным трассам (в основном по кроссполярным и трансполярным маршрутам).