Краткая характеристика состояния проблемы
Транспорт в России – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, ее структурной перестройки, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспорта с развитием других отраслей хозяйства и социальной сферы, которая не только определяет требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности его развития, поскольку от объемов перевозок зависят доходы транспортных организаций, являющиеся в современных условиях основным источником инвестиций.
В силу этой зависимости удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту подвижности населения и улучшению условий его жизни.
Таким образом, развитие и модернизация транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных хозяйственных связей.
Развитие транспорта будет способствовать также повышению конкурентоспособности российского транспорта на международном рынке транспортных услуг и реализации значительного транзитного потенциала отечественной транспортной системы.
Для реализации стимулирующего воздействия транспорта на ход экономических и социальных процессов в Программе Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу его развитие отнесено к приоритетным задачам государственной деятельности.
Россия располагает развитой сетью транспортных коммуникаций общего пользования – железных и автомобильных дорог, воздушных линий, внутренних водных путей и морских сообщений.
Удовлетворяя, в основном, платежеспособный спрос на перевозки грузов и пассажиров, транспорт пока не обеспечивает надлежащих условий для эффективного социально-экономического развития страны. Неадекватный уровень транспортных тарифов сдерживает развитие внутренних и внешних экономических связей, ограничивает подвижность населения. Слабо используются выгоды географического положения России для получения доходов от экспорта транспортных услуг.
В период экономических реформ на всех видах транспорта были разработаны федеральные и отраслевые целевые программы их развития, реализация которых должна была обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров в рыночных условиях.
В 1997 г. Правительством Российской Федерации одобрена Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации на период до 2010 гг., содержащая конкретные установки по стратегии развития и основным вопросам развития и работы транспортной отрасли в новых хозяйственных условиях, предназначенные для внедрения современных экономических механизмов на рынке транспортных услуг, а также для обеспечения согласованности деятельности всех федеральных и территориальных органов государственной власти, местного самоуправления, транспортных организаций и других коммерческих структур на транспорте.
Наряду с изменением отношений собственности и формированием рынка транспортных услуг в годы реформ осуществлялось совершенствование системы управления транспортом и законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность.
Однако эти меры в должной мере не улучшили ситуацию. Перевод транспортной отрасли на коммерческую основу и сокращение выделяемых ей государственных инвестиций существенно обострили проблемы развития отрасли.
Уменьшение доходов транспортных организаций из-за резкого спада объемов перевозок при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния.
Федеральные целевые программы по видам транспорта, разработанные без должной увязки друг с другом и не обеспеченные ресурсами, выполняются с большим отставанием.
Износ основных производственных фондов транспортных отраслей достиг 55-70% и продолжает нарастать. В парках транспортных средств много устаревшей и изношенной техники, значительная часть которой работает за пределами нормативного срока службы. Неудовлетворительно состояние и многих инфраструктурных объектов.
Недостаточно используются современные информационные технологии.
Слабо реализованы значительные потенциальные возможности участия России в интеграционных процессах по обеспечению международных транспортных связей.
Все это, являясь одной из причин высокой ресурсоемкости перевозок, их низкого качества и нарушения экологических требований, приводит к существенному росту транспортных издержек и требует принятия неотложной мер по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.
Такие меры необходимы, прежде всего, в области технического перевооружения транспорта, которое в сложившихся условиях является ключевой задачей и без которого нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала страны и эффективного обслуживания экономики и населения, а также более полного удовлетворения требований по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
Обновление и пополнение парков подвижных средств транспорта предпочтительно осуществлять за счет техники отечественного производства, что необходимо для обеспечения национальной безопасности страны и уменьшения ее зависимости от закупок технических средств транспорта за рубежом.
В связи с этим решение рассматриваемой задачи выходит за рамки транспорта и требует соответствующих мероприятий в отраслях промышленности, обеспечивающих транспорт подвижными средствами и другой необходимой ему техникой.
При этом наряду с поставками уже освоенных отечественной промышленностью прогрессивных типов транспортных средств необходимо также продолжить разработку и обеспечить серийное производство новых перспективных типов транспортных средств, более эффективных по коэффициенту полезного действия, потреблению энергоресурсов, весовым показателям, трудоемкости обслуживания, и более полно удовлетворяющих требования по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
Необходимо обновить парки подвижных средств всех видов транспорта, пополнить их прогрессивными типами локомотивов, вагонов, автомобилей, морских и речных судов, самолетов и привести в соответствие с ожидаемыми потребностями в перевозках. При этом важно обеспечить и рациональную структуру этих парков по мощности, грузоподъемности, пассажировместимости, специализации, виду потребляемого топлива и другим параметрам.
Необходимо также улучшить состояние и техническую оснащенность инфраструктурных объектов, привести их в соответствие с современными требованиями, ликвидировать имеющиеся на ней «узкие места», увеличить пропускную и провозную способность звеньев, ограничивающих перевозки, создать условия для полной реализации технических возможностей современных подвижных средств. Комплекс дополнительных работ на отечественной транспортной сети необходимо выполнить в связи с формированием на территории России международных транспортных коридоров.
На железнодорожном транспорте предстоит продолжить электрификацию участков, работающих на тепловозной тяге, усилить подходы к морским портам, на ряде магистральных направлений выполнить работы, связанные с включением их в состав международных транспортных коридоров.
Исключительно большие работы предстоят на сети автомобильных дорог. Чтобы полностью реализовать возможности автомобильного транспорта и улучшить обслуживание экономики и социальной сферы, а также в связи с формированием международных транспортных коридоров, предстоит реконструировать многие автомобильные магистрали с улучшением их дорожных покрытий, строительством обходов населенных пунктов, развязок в разных уровнях и различных объектов дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.
Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные реструктуризация и модернизация объектов ее наземной производственной базы, развитие и оснащение этой базы современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами.
На внутренних водных путях нуждаются в срочном оздоровлении устройства и оснащения судоходных шлюзов на многих гидротехнических сооружениях Волжско-Камского бассейна и сибирских реках, необходимо увеличить объемы путевых работ по поддержанию судоходных условий на эксплуатируемых реках, повысить перерабатывающую способность ряда устьевых портов.
Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузо-разгрузочного оборудования в этих портах.
Наряду с совершенствованием перевозочного процесса, выполняемого по традиционной технологии, должны получить широкое применение новые прогрессивные технологии перевозок, использующие последние достижения науки и техники.
Для обеспечения и согласованного функционирования всех видов транспорта важное значение будет иметь повышение уровня информатизации транспортной отрасли, включающей системы информационного обеспечения функций государственного управления транспортом, информационного сопровождения перевозок, информационного обслуживания пользователей транспорта, информационного взаимодействия транспорта с нетранспортными ведомствами и ряд других структур.
Меры по повышению технического уровня транспорта дополнены и подкреплены мероприятиями организационного, экономического и административного характера, позволяющими улучшить управление перевозочным процессом и другой деятельностью транспортныхорганизаций, для чего предусматривается соответствующая нормативно-правовая база.
Большое значение будут иметь указанные мероприятия в решении таких общетранспортных проблем как повышение безопасности работы транспорта, формирование на территории России международных транспортных коридоров.
Они необходимы также и для успешного решения рассмотренных выше задач по техническому перевооружению транспорта, которое связано с крупными капиталовложениями и требует максимальной мобилизации и эффективного использования инвестиционных ресурсов, концентрации их на решающих направлениях.
Значительная роль в техническом перевооружении и повышении эффективности транспортной системы принадлежит научному обеспечению.
Для выбора перспективных типов транспортных средств, более совершенных в конструктивном отношении и в то же время более полно отвечающих эксплуатационным и социальным требованиям предстоит выполнить большой комплекс исследований по обоснованию рациональных параметров этих средств.
Систематические исследования необходимы и для прогнозных оценок спроса на перевозки грузов и пассажиров, являющегося основой для большинства решений по развитию транспорта, а также для обоснования многих экономических и организационных мероприятий, связанных с реформированием транспорта и его работой в рыночных условиях.
Таким образом, содержанием проблемы модернизации транспортной системы России является широкий круг взаимосвязанных технических, экономических и организационных вопросов, решение которых должно опираться на научные разработки и обеспечить:
- соответствие развития транспорта общим направлениям социально-экономического развития страны, что необходимо для своевременного удовлетворения спроса на перевозки пассажиров и грузов;
- опережающее развитие транспортной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики, что позволит смягчить ограничения, накладываемые транспортом на производство, сферу обращения и социальную сферу;
- согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования, обеспечивающее их гармоничное сочетание на рынке транспортных услуг и рациональное участие в перевозках, что должно обеспечить снижение транспортных издержек;
- учет общих закономерностей формирования транспортных систем (пропорциональность в развитии транспортного хозяйства каждого вида транспорта, рациональные схемы транспортной сети, оптимальные режимы работы и т.д.), что обеспечивает высокую эффективность инвестиций.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Модернизация транспортной системы относится к приоритетным задачам государственного регулирования в Российской Федерации и должна обеспечить благоприятные условия экономической и социальной деятельности, эффективное функционирование производства и рынка, снижение транспортных издержек, создать необходимые предпосылки для интеграции России в международное производственное, информационное, транспортное и торговое сообщество.
Значимость проблемы определяется необходимостью решения на видах транспорта следующих задач:
нажелезнодорожном транспортепредусматривается:
- внедрение информационно-управляющих систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;
- оптимизация эксплуатационной работы сети и совершенствование управления перевозочным процессом, создание единого центра управления перевозками и 7 региональных центров;
- создание и поставка железнодорожному транспорту подвижного состава нового поколения с улучшенными технико-экономическими показателями, модернизация и техническое переоснащение заводской и линейной ремонтных баз;
- поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов федерального железнодорожного транспорта для ликвидации тенденции нарастания уровня их износа, повышения безопасности движения и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов;
- расширение полигона электрификации с доведением доли грузооборота, выполняемого электротягой, до уровня 80-83%;
- снижение себестоимости перевозок на 10-12% по сравнению с уровнем 2000 г.;
- реконструкция и модернизация железнодорожных линий общим протяжением более 8 тыс. км для организации скоростного движения пассажирских поездов со скоростями 160-200 км/ч;
- реконструкция и развитие пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении и создания условий для проведения пограничного и таможенного досмотра, усиление железнодорожных подходов к существующим и строящимся новым морским портам;
- рационализация взаимодействия с другими видами транспорта, развитие интермодальных перевозок, основанных на логистических принципах и совершенствование информационного обеспечения.
в области модернизацииавтомобильных дорог:
- приоритетное финансирование совершенствования, модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог;
- развитие сети местных автомобильных дорог для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решения социальных проблем сельского населения;
- совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровнях;
- совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;
- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развития отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т.ч. с привлечением к этой проблеме организаций оборонной промышленности;
- совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов;
- повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов управления автомобильными дорогами.
в областигражданской авиации:
- восстановление роли воздушного транспорта в транспортной системе страны, обеспечение надежного авиасообщения между всеми ее регионами и стабильного функционирования воздушных линий в районах слабо обеспеченных другими видами транспорта, увеличение доступности воздушного сообщения для всех слоев населения и использования авиации в отраслях экономики и социальной сфере;
- коренное техническое перевооружение отрасли и, прежде всего, практически полное обновление и оптимизация структуры парка воздушных судов с доведением удельного веса объемов авиаперевозок на новых типах воздушных судов до 80-85%;
- упорядочение развития сети аэропортов гражданской авиации, в том числе международных, осуществление в приоритетных аэропортах глубокой модернизации производственных объектов и доведение их технической оснащенности до 85% от нормативного уровня;
- усиление государственного регулирования функционирования и развития гражданской авиации;
- повышение безопасности деятельности гражданской авиации;
- снижение за счет применения более экономичных двигателей удельного расхода авиатоплива на 22%.
в областиорганизации воздушного движения:
- совершенствование структуры и механизмов управления в системе организации воздушного движения;
- разработка нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность по организации воздушного движения;
- совершенствование существующего механизма финансового обеспечения;
- развитие технического обеспечения аэронавигационного обслуживания, внедрение технологий и технических решений перспективной концепции CNS/ATM ИКАО;
- открытие новых воздушных трасс для полетов воздушных судов отечественных и зарубежных авиакомпаний;
- обеспечение аэронавигационного обслуживания отечественных авиакомпаний при увеличении интенсивности полетов на 3% - 5% в год и иностранных авиакомпаний при увеличении интенсивности полетов на 4% - 6% в год;
- обеспечение безопасности воздушного движения в соответствии с требованиями ИКАО (снижение риска столкновения воздушных судов с 6 · 10-8 на час налета в 2000 г. до 3,0 · 10-8 на час налета в 2005 г. и 1,5 · 10-8 на час налета в 2010 г.);
- сокращение времени доставки пассажиров за счет совершенствования организации воздушного движения на 10%;
- снижение себестоимости аэронавигационного обслуживания к 2005 г. на 12% и к 2010 г. - на 30%.
наморском транспорте:
- улучшение материально-технической базы отрасли, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и внешней торговли, а также мировыми стандартами за счет обновления и пополнения морского торгового флота, реконструкции существующих и создания новых перегрузочных мощностей в морских портах, развития систем, обеспечивающих навигационное обслуживание и безопасность судоходства, развития учебных заведений на морском транспорте;
- улучшение взаимодействия морского транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами в рамках логистических товаропроводящих систем и международных транспортных коридоров, проходящих по территории России;
- повышение эффективности механизма государственной поддержки и государственного регулирования работы и развития морского транспорта, обеспечивающее реализацию интересов государства и общества без ущемления хозяйственной самостоятельности организаций;
- повышение доли российских морских портов в обеспечении переработки отечественных внешнеторговые грузов;
- повышение доли флота под российским флагом в общем составе флота, контролируемого Россией;
- обеспечение перевозок отечественным флотом не менее 40% российских внешнеторговых грузов.
на внутреннем водном транспорте:
- улучшение материально-технической базы внутреннего водного транспорта, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и внешней торговли и современными стандартами - обновление и пополнение транспортного флота внутреннего и смешанного (река-море) плавания, реконструкция существующих речных и устьевых портов;
- усиление взаимодействия внутреннего водного транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами в рамках логистических товаропроводящих систем и международных транспортных коридоров, проходящих по территории России.
в области модернизациивнутренних водных путей:
- обеспечение стабильного и надежного функционирования внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
- обновление флота государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства для проведения путевых работ, обслуживания судоходной обстановки, обеспечения экологических требований и др.;
- развитие инфраструктуры внутренних водных путей в интересах судоходства, энергетики, водоснабжения городов, населенных пунктов и сельского хозяйства, поддержания экологического равновесия;
- совершенствование систем связи.
наобщественном пассажирском транспортепредусматривается:
- совершенствование структуры парков пассажирских транспортных средств, модернизация и улучшение их технико-эксплуатационных характеристик;
- строительство и совершенствование сервисных объектов и производственно-технической базы;
- модернизация технических устройств метрополитенов, обеспечение высокого уровня надежности функционирования систем безопасности пассажиров и персонала;
- повышение надежности и экономичности транспортных средств за счет сокращения расхода топлива и электроэнергии, снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонта, потребности в запасных частях, увеличения срока службы и межремонтных пробегов;
- совершенствование транспортных технологий, комплексная информатизация на базе использования навигационных и телекоммуникационных систем;
- осуществление энергосбережения путем проведения организационно-технических мероприятий по сокращению потребления энергии, в т.ч. за счет расширенного внедрения альтернативных видов топлива, повышения контроля за качеством поставляемых топливно-смазочных материалов, совершенствования нормирования их расхода;
- осуществление комплекса мер по повышению безопасности движения, уменьшению загрязнения окружающей среды и снижению вредных выбросов в атмосферу.
В областиобеспечения безопасности дорожного движения:
- совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения;
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- совершенствование требований, касающихся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, и механизмов их реализации;
- разработка и применение эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения;
- ликвидация и профилактика возникновения опасных участков на федеральной и территориальной сети дорог;
- совершенствование правового, информационного, организационного и технического обеспечения контрольно-надзорной деятельности;
- повышение эффективности аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Важнейший целевой показатель подпрограммы - это снижение уровня аварийности в городах и на дорогах России и сокращение на 30-40% числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
в области совершенствования системыинформатизации:
- внедрение единых нормативно-юридических и организационно-технических стандартов, правил и систем информационного взаимодействия участников транспортного процесса, органов государственного управления транспортом и органов государственной власти на всех уровнях управления;
- создание системы информационного и технологического взаимодействия отдельных видов транспорта в едином транспортном комплексе страны;
- обеспечение непрерывного мониторинга функционирования и развития транспорта;
- осуществление организационно-технических мероприятий, внедрение информационных систем и систем связи для обеспечения необходимого уровня готовности транспорта к работе в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение прозрачной информационной среды для органов госуправления, инвесторов и участников инновационного процесса на транспорте.
в области формирования международных транспортных коридоров:
- согласованное развитие объектов российской транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евроазиатских транспортных систем и беспрепятственное передвижение через национальные границы пассажиров и грузов;
- освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества;
- привлечение на российские транспортные коммуникации транзитных грузопотоков, в том числе крупнотоннажных контейнеров;
- гармонизация российских законодательных и нормативных актов с международными нормами.
- увеличение к 2010 г. ежегодных доходов России от экспорта транспортных услуг на 2-3 млрд. долл. США.