Как проводится расчет необходимых судовых запасов на рейс?
Судно может пройти то или иное расстояние в зависимости от массы принятых на него запасов и норм их расхода в рейсе. Чем большую массу запасов судно может принять (не в ущерб грузоподъемности) и чем меньше нормы их расхода в рейсе, тем большее время судно может находиться в море и тем большее расстояние может пройти без захода в порты. Среди запасов основное место занимают запасы топлива.
Расход топлива на судне зависит от типа и мощности судовой энергетической установки, ее технического состояния, вида и сорта топлива, коэффициента использования мощности двигателя и скорости хода судна.
Расход топлива для каждого судна устанавливается по нормам как на ходу, так и на стоянке, разрабатываемым на основе теплотехнических испытаний. Нормы на стоянки устанавливают как при производстве погрузочно-разгрузочных работ, производимых грузовыми средствами судна, так и при грузовых работах, выполняемых береговыми перегрузочными средствами. Они зависят также от климатических условий и времени года. При плавании в Арктике и в холодное время года во всех бассейнах расходуется дополнительное количество топлива на отопление помещений судового экипажа и пассажиров, а также на подогрев грузовых лебедок и других палубных механизмов. Зимние нормы расхода топлива устанавливаются выше летних на 6 - 8 %.
Стояночные нормы расхода топлива судами, когда грузовые работы осуществляют средства судна, более чем в 2 раза выше норм при выполнении таких работ береговыми средствами. Ходовые нормы расхода топлива определяют в зависимости от расстояния, которое судно должно пройти. Кроме того, масса расходуемого топлива находится почти в кубической зависимости от скорости хода судна.
Кроме необходимого на рейс запаса топлива, судно принимает дополнительно так называемый штормовой запас, который составляет примерно 15 - 20 % общего его запаса.
Перед рейсом судно принимает рейсовые запасы топлива, воды, смазочных материалов и продовольствия, масса которых зависит от продолжительности рейса, возможности пополнения запасов в промежуточных портах захода, условий плавания, вида и сорта топлива.
Нормирование. Для расчетов запасов на рейс определяют:
- расстояние между портами отправления и назначения;
- ходовое время в данном рейсе с учетом планируемых задержек:
где l - расстояние между конечными портами;
24v - суточная скорость хода; tЗП - время задержек в пути;
М - нормы грузовых работ в портах.
- стояночное время в портах с учетом времени планируемых вспомогательных операций
где Q - массагруза, принимаемого судном (или выгружаемого с судна);
М, М' - нормы грузовых работ соответственно в порту погрузки и в порту выгрузки.
- запас топлива:
Gт = gтхtxkшт + gтстtст
где gтх , gтст - суточный расход топлива соответственно на ходу и на стоянке;
кшт- коэффициент штормового запаса.
- запас котельной воды:
Gкв = gквхtxkшт + gквстtст
где gквх , gквст - суточный расход котельной воды соответственно и на ходу и на стоянке.
- запас мытьевой воды (если она принимается отдельно):
Gмв = gмвхtxkшт + gмвстtст
где gмвх , gмвст - суточный расход мытьевой воды соответственно на ходу и на стоянке.
- запас питьевой воды на рейс:
Gпв = gпвхtxkшт + gпвстtст
где gпвх , gпвст - соответственно суточный расход питьевой воды на ходу и на стоянке.
- запас смазочных в масленке:
Gсм = gсмхtxkшт + gсмстtст
где gсмх , gсмст - суточный расход смазочных масел соответственно на ходу и на стоянке.
- запас прочих видов снабжения:
Gпр = gпрхtxkшт + gпрстtст
где gпрх , gпрст - суточный расход смазочных масел соответственно на ходу и на стоянке;
- общую массу запасов:
Qз = Qт + Qкв + Qмв +Qпв + Qсм + Qпр