На чем основан критерий использования грузоподъемности и грузовместимости судна?

Грузоподъемность судна – его способность при допустимой осадке нести на себе определенное количество полезной нагрузки. Численное значение грузоподъемности судна Q определяется как разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу Dс и порожнего судна Dо. Эту разность иногда называют полной грузоподъемностью, или дедвейтом, следовательно:

На чем основан критерий использования грузоподъемности и грузовместимости судна? - student2.ru

В этой формуле буквенные обозначения с индексом «с» относятся к судну с полным грузом до строительной осадки, а с индексом «о» относятся к судну порожнему.

Учитывая, что коэффициент полноты объемного водоизмещения δ с изменением осадки меняется очень мало, с достаточной для практики точностью можно считать δс≈δо≈δ , тогда:

На чем основан критерий использования грузоподъемности и грузовместимости судна? - student2.ru

Полезная грузоподъемность судна, которую также называют чистой грузоподъемностью, всегда меньше дедвейта на величину веса топлива, смазки и судовых запасов.

Для определения весового водоизмещения Dс и полной грузоподъемности Q вытекает, что эти величины слагаются из постоянных грузов (представляющих собою вес корпуса судна, его надстроек, оборудования, механизмов и судовых устройств, составляющих собственный вес судна порожнем), которые постоянно возятся на судне, в силу чего являются для судна мертвым весом, и переменных грузов (вес перевозимых грузов, пассажиров и их багажа, топлива, смазочных масел, запасов пресной воды, веса экипажа и т.п.), которые в своей основе представляют полезную нагрузку.

Мертвый вес судна удобнее всего характеризовать коэффициентом мертвого веса ξ и определять как отношение весового водоизмещения порожнего судна Dо к весовому водоизмещению при его регистровой (строительной) осадке Dс:

На чем основан критерий использования грузоподъемности и грузовместимости судна? - student2.ru

где Тэ – эксплуатационная осадка.

Под грузовместимостью судна понимается его способность вмещать определенное количество груза по объему.

Полный внутренний объем судна по верхнюю палубу вместе с объемом надстроек на этой палубе называется валовой вместимостью судна. Валовая вместимость судна без надстроек определяется приближенной зависимостью:

На чем основан критерий использования грузоподъемности и грузовместимости судна? - student2.ru ,

а судна с надстройкой :

На чем основан критерий использования грузоподъемности и грузовместимости судна? - student2.ru ,

где l, b, h – длина, ширина, высота надстройки, м.

Чистая вместимость судна V нетто всегда меньше валовой и может быть определена путем исключения из валовой вместимости помещений, не используемых для перевозки грузов.

Кроме того, в грузовых помещениях всегда следует предусматривать проходы и объемы, которые невозможно использовать по габаритам грузов.

Чистая вместимость определяется по формуле:

Vнетто=kVвал

Коэффициент к зависит от рода судна и характера перевозимых грузов и может колебаться в пределах 0,9 – 0,7.

Для самоходных и несамоходных грузовых судов различают следующие нормы использования грузоподъемности:

1. норма загрузки судна в тоннах, Qэ. Это то количество груза, которое может быть погружено в судно в определенных условиях.

2. норма нагрузки на одну тонну грузоподъемности судна, Ео.

Загрузка судна зависит от четырех основных факторов:

1. Технико-эксплуатационной характеристики судна – грузоподъемности и грузовместимости.

2. Характеристики грузов - удельный погрузочный объем груза wгр., м3/т, то есть какой объем занимает на судне 1 т груза.

С точки зрения использования транспортных возможностей судна, то есть грузоподъемности и грузовместимости, все грузы делятся на 3 группы:

а. нормальные грузы – это грузы, удельный погрузочный объем которых равен удельной грузовместимости судна (wгр = wс). В случае загрузки судна нормальными грузами обеспечивается одновременно полное использование грузоподъемности и грузовместимости судна.

б. тяжелые грузы – это грузы, удельный погрузочный объем которых меньше удельной грузовместимости судна (wгрwс). В этом случае происходит полное использование грузоподъемности, но не полностью будет использована грузовместимость.

в. легкие грузы – это грузы, удельный погрузочный объем которых больше удельной грузовместимости судна (wгрwс). В этом случае полностью будет использована грузовместимость, но не полностью будет использована грузоподъемность.

3) Габаритов водных путей.

4) Плотности укладки груза на судне.

По всем основным родам грузов и типам судов разработаны технические условия загрузки судов. Так, при определении загрузки судов необходимо учитывать следующее:

1. Загрузка судна не должна превышать его регистровую грузоподъемность.

2. При перевозке лесных грузов необходимо учесть, что часть этого груза помещается на палубу, поэтому eо На чем основан критерий использования грузоподъемности и грузовместимости судна? - student2.ru 0.8

3. При перевозке контейнеров загрузка судна определяется, исходя изегоконтейнеровместимости.

Наши рекомендации