Колея. Понятие о ширине колеи, её разновидности. Соотношения рельсовой колеи и ходовых частей подвижного состава.
Рельсовая колея-это две параллельные рельсоые нити расположенные на определённом расстоянии друг от друга. Это расстояние называется шириной колеи и оно равно в прямом участке 1520 мм, в кривых R от 350 до 300 -1530 мм и R менее 300-1535мм. В соответствии с ПТЭ верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должны находиться на одном уровне. На всем протяжении прямых участков пути разрешается сооружать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой. При строительстве пути стыки на обеих рельсовых нитях располагают точно один против другого по наугольнику, что по сравнению с расположением стыков в разбежку уменьшает число ударов колесных пар о рельсы.
В кривых участках устройство пути имеет ряд особенностей, основными из которых являются возвышение наружного рельса над внутренним, наличие переходных кривых, уширение колеи при малых радиусах, применение укороченных рельсов на внутренней рельсовой нити, усиление пути. Величина возвышения (мм) зависит от массы поезда, скорости движения и радиуса кривой:
h = 12,5ν2 / R .
Согласно ПТЭ максимальное возвышение наружного рельса в кривой составляет 150 мм.
Единая транспортная система (ЕТС), её характеристика
Единая транспортная система (ЕТС)— технологически и экономически сбалансированная совокупность видов транспорта, выполняющих внегородские перевозки. В ЕТС входит железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. С ЕТС взаимодействуют различных виды городского пасс, и промышленного транспорта. Развитие видов транспорта как составных частей ЕТС позволяет наиболее полно использовать технико-экономических особенности каждого из них и тем самым обеспечивает наиболее эффективное решение транспортных проблем страны. Единство транспортной системы требует согласованного развития всех видов транспорта, координации их эксплуатационных деятельности, взаимной увязки некоторых параметров подвижного состава, согласования тарифов и организационных мер. Особенностью транспортной системы России является большой уд. вес в ней железнодорожного транспорта, обеспечивающего большинство наиболее важных межрайонных связей, соединяющего разобщённые морские и речные бассейны, принимающего грузы с автомобильного и трубопроводного транспорта, резервирующего при необходимости др. виды транспорта. Прямое ж.-д. сообщение осуществляется практически между всеми районами России, за исключением районов азиатского севера и северо-востока. На большинстве межрайонных направлений имеются двухпутные линии.
Другая существенная особенность ЕТС России — большая степень концентрации перевозок на высокооснащённых магистралях при относительно небольшой по сравнению с др. развитыми странами густоте путей сообщения.
Железнодорожный транспорт. Достоинства и недостатки
+-наиболее приспособлен к перевозкам грузов на дальние расстоянии
-сооружается на любой сухопутной территории
-высокая пропускная способность
-высокая безопасность движения.
— большие капиталовложения, затраты.
Морской транспорт. Достоинства и недостатки.
+ -возможность массовых межконтинентальных перевозок.
-низкая себестоимость
-регулярность перевозок
-более высокая скорость чем на речном
—не обеспечивается ритмичная работа из-за погодных условий.
Речной транспорт. Достоинства и недостатки
+ большая пропускная способность
-невысокая себестоимость
-небольшие удельные затраты и расход металла
— несовпадение направления рек с основными грузопотоками.
-нерегулярность перевозок
-мелкая скорость доставки
-большой путь движения.
Трубопроводный транспорт. Достоинства и недостатки.
+-повсеместная прокладка
-расстояния доставки короче, чем на других видах транспорта
-низкая себестоимость
-полная герметизация процесса транспортировки
-автоматизация.
— ограниченное число видов груза.
8) Автомобильный транспорт. Достоинства и недостатки. |
+-широкая манёвренность, доставка до дома
-более высокая скорость на маленьких расстояниях
-регулярность перевозок
— большая себестоимость.
Воздушный транспорт. Достоинства и недостатки
+- высокая скорость доставки
- безопасность перевозки
—высокая стоимость
- зависимость от погодных условий.