Основные диагностические параметры эксплуатационных свойств автомобиля

Диагностирование предусматривается:

по параметрам рабочих процессов (например, по расходу топлива, мощности двигателя, тормозному пути), измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям режимах;

по параметрам сопутствующих процессов (например, посторонним шумам, нагреву деталей и узлов, вибрациям), также измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям режимах;

по структурным параметрам (например, зазорам, люфтам), измеряемым у неработающих механизмов.

При диагностировании с помощью контрольно-диагностических средств определяют диагностические параметры, по которым судят о структурных параметрах, отражающих техническое состояние механизма и автомобиля в целом.

Диагностический параметр — это физическая величина, контролируемая средствами диагностирования и косвенно характеризующая работоспособность автомобиля или его агрегатов и систем (например, шум, вибрация, стук, снижение мощности двигателя, давление масла или воздуха).

Диагностические параметры подразделяются по своим значениям:

номинальное значение параметра, которое определяется конструкцией и функциональным назначением механизма. Номинальные значения обычно имеют новые механизмы или механизмы, прошедшие капитальный ремонт;

допускаемое значение параметра — это такое граничное значение, при котором механизм может сохранять работоспособность до следующего планового ТО без каких-либо дополнительных воздействий;

предельное значение параметра — это наибольшая или наименьшая его величина, при которой еще обеспечивается работоспособность механизма. Но при достижении предельного значения параметра механизма дальнейшая его эксплуатация либо недопустима, либо экономически нецелесообразна;

упреждающее значение параметра — это ужесточенное предельно допустимое его значение, при котором обеспечивается заданный уровень вероятности безотказной работы механизма на предстоящем межконтрольном пробеге автомобиля.

Основными диагностическими параметрами эксплуатационных свойств автомобиляявляются: колесная мощность Nк и ее производные; скорость движения Vа, сила тяги Рi, сопротивление движению Pt и выбег Sв; путь Sр, время tр и ускорение jр разгона, удельный расход топлива Q на характерных скоростных и нагрузочных режимах, тормозной путь Pт, тормозные силы Pт,путь S3, время t и величина замедления j3 боковые силы P6, действующие в пятне контакта шин с дорогой, токсичность отработавших газов СО, уровень шума А.

Выявив ухудшение этих показателей по сравнению с установленными нормативами, проводят углубленное (поэлементное) диагностирование с использованием оборудования для диагностирования отдельных агрегатов, узлов и других элементов автомобиля.

3. Диагностирование переднего мостаДиагностирование переднего моста необходимо выполнить до проведения диагностирования ходовой части автомобиля.

Диагностирование в динамике по интегральному параметру.Таким интегральным параметром является боковая сила, дей­ствующая в области контакта колеса автомобиля с дорогой (стендом). Боковая сила главным образом зависит от схождения колес. Влияние развала колес на величину этой силы практичес­ки незначительно, причем по мере увеличения схождения колес это влияние уменьшается. Статистически боковая сила тесно коррелируется с расходом топлива и изнашиванием шин. Одним из важнейших технологических качеств этого диагностического параметра является возможность его измерения в динамике и использования при регулировании схождения колес. Опыт пока­зывает, что в результате применения этого интегрального пара­метра для регулирования схождения колес грузовых автомоби­лей износ шин и расход топлива снижаются на 3—5%.

Общее диагностирование переднего моста автомобиляпо вели­чине боковой силы производится при помощистендов с беговыми барабанами и платформенных стендов.

Стенд с беговыми барабанами предназначен для измерения в динамике боковых сил, возникающих в местах контакта управляемых колес автомобиля с опорной поверхностью барабанов, ре­гулировки величины схождения и получения диагноза: объект исправен, необходимо поэлементное диагностирование, необходим ремонт.

Для измерения боковых сил автомобиль закрепляют на стенде и включают электродвигатели. Затем при помощи рулевого колеса, наблюдая за приборами, добиваются равенства боковых сил на обоих колесах.

Если значения измеренных сил не соответствуют норме, то оператор, не останавливая стенда, регулирует схождение, изменяя 1 длину рулевой тяги. При невозможности отрегулировать схождение до нормы, а также при значительных колебаниях величины боковых сил (что свидетельствует о боковом биении колес больших зазорах в механизмах переднего моста) делается заключение о необходимости поэлементного диагностирования или ремонта.

Платформенный стенд проверки ходовых качеств предназначен для быстрой (инспекторской) оценки схождения управляемых колес автомобиля по величине перемещения платформ под воздействием боковой силы, возникающей при переезде через них управляемых колес автомобиля.

БИЛЕТ № 5

Наши рекомендации