Задачи и назначение диагностики
БИЛЕТ № 1
Задачи и назначение диагностики
Процесс определения технического состояния объекта с определенной точностью (объекты диагностирования — машина или ее составная часть), т.е. процесс, включающий измерения, анализ результатов измерений, постановку диагноза и принятие решения — диагностирование.
Кроме того, диагностика позволяет контролировать качество технического обслуживания и текущего ремонта и прогнозировать ресурс исправной работы узлов, агрегатов и автомобиля в целом.
Диагностика подразделяется на два вида: общую Д-1 и поэлементную (углубленную) Д-2. Кроме того, для обнаружения и устранения неисправностей в процессе технического обслуживания и текущего ремонта на постах ТО и TP должны использоваться диагностические средства Др.
Основная задача диагностики Д-1 состоит в определении технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (тормозные системы, рулевое управление, приборы освещения и сигнализации, стеклоочистители).
Общую диагностику производят перед каждой постановкой автомобиля на первое техническое обслуживание.
В процессе Д-1 выполняют необходимые регулировочные работы узлов и механизмов (без демонтажа).
Основной целью поэлементной диагностики Д-2 является выявление неисправностей автомобиля, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости и которые нерационально совмещать с работами второго технического обслуживания. Такие неисправности должны устраняться до ТО-2 в зоне текущего ремонта.
В процессе Д-2 определяют конкретные неисправности агрегатов, узлов и систем автомобиля, их место, характер и причины, выявляют объем регулировочных и ремонтных работ, которые целесообразно совмещать с ТО-2.
Диагностику Д-2 выполняют за один-два дня до второго технического обслуживания.
Для диагностики автомобилей автотранспортное предприятие должно иметь посты (линии) общей диагностики автомобилей; посты поэлементной (углубленной) диагностики; отдельное диагностическое оборудование и приборы, используемые непосредственно на рабочих местах технического обслуживания и ремонта.
Бестормозные методы диагностирования
Бестормозные методы широко применяют при диагностировании дизелей. Наиболее простой вариант бестормозной проверки мощности дизеля — использование потерь в выключенных цилиндрах в качестве нагрузки работающих цилиндров. Мощность отдельных цилиндров, работающих в режиме перегрузки, определяют по частоте вращения коленчатого вала. Номинальную частоту вращения коленчатого вала устанавливают экспериментально с использованием счетчиков оборотов.
Возможность этого метода может быть расширена при применении догрузочных устройств, которые позволяют бесступенчато регулировать нагрузки. Догружать работающие цилиндры до максимальной подачи топлива можно путем дросселирования цилиндровых газов на выпуске.
Достоинство метода в его малой трудоемкости, недостатком является сложность аппаратуры и малая точность.
Двигатели с шестью цилиндрами проверяют при двух работающих цилиндрах с дополнительной догрузкой, чтобы вывести их на номинальный скоростной режим. Для догрузки можно использовать шестеренный гидронасос путем дросселирования масла в гидросистеме подъемного механизма трактора либо его можно догрузить за счет дросселирования выпускных газов, установив специальную заслонку на выпускной трубе. Противодавление на выпуске должно быть в пределах 0,06...0,08 МПа.
БИЛЕТ № 2
Диагностические нормативы
Диагностические нормативы — это количественная оценка технического состояния диагностируемой системы. К ним относятся:
· начальное значение диагностического параметра
· его предельное значение, при достижении которого возникает существенная вероятность появления отказа
· упреждающее или допустимое значение при заданной периодичности диагностирования
Определение технического состояния системы в данный момент и прогнозирование ее работоспособности в период предстоящей наработки выполняются путем сравнения измеренного значения диагностического параметра с его допустимым значением.
БИЛЕТ № 3
Система диагностирования
Система технического диагностирования (контроля ТС)– это совокупность средств, объекта и исполнителей, необходимая для проведения диагностирования (контроля) по правилам, установленным в технической документации.
В зависимости от степени автоматизации различают системы диагностирования (контроля ТС):
– автоматизированную – систему диагностирования (контроля), обеспечивающую проведение диагностирования (контроля) с применением средств автоматизации и участием человека;
– автоматическую – систему диагностирования (контроля), обеспечивающую проведение диагностирования (контроля) без участия человека.
В зависимости от вида диагностирования различают системы: тестового диагностирования; рабочего (функционального) диагностирования.
Системы тестового диагностирования необходимы для следующего:
проверки исправности; проверки работоспособности;поиска дефектов, нарушающих исправность или работоспособность объекта.
Системы рабочего (функционального) диагностирования необходимы:
для проверки правильности функционирования; поиска дефектов, нарушающих правильное функционирование объекта.
Системы неразрушающего контроля (дефектоскопии) являются классом систем тестового диагностирования.
БИЛЕТ № 4
БИЛЕТ № 5
БИЛЕТ № 6
БИЛЕТ № 7
БИЛЕТ № 8
БИЛЕТ № 9
БИЛЕТ № 10
Газоанализаторы
газоанализатор для автомобиля используется при измерении количества вредных выбросов в выхлопных газах ДВС, работающих на бензиновом, дизельном и газообразном топливе: оксида углерода (CО), диоксида углерода (СО2), углеводородов и других соединений.Диагностика двигателей, регулировка и ремонт карбюраторов, газового оборудования, наладка систем впрыска топлива - вот далеко не полный список работ, выполнение которых практически невозможно без применения автомобильных газоанализаторов. Регулировка расхода топлива - это особо востребованная в наши дни услуга, когда стоимость топлива растёт изо дня в день.
В зависимости от конструктивного устройства автомобильные газоанализаторы могут измерять один или несколько компонентов выхлопных газов (однокомпонентные и многокомпонентные). Одно- или двухкомпонентными газоанализаторами можно измерять количество вредных примесей в отработанных газах автомобилей (СО, окислы азота), не оборудованных катализаторами. Некоторое время назад наиболее распространёнными были однокомпонентные газоанализаторы для определения содержания оксида углерода СО. Введение норм выбросов по экологическим стандартам ЕВРО не только СО, но и других составляющих отработанных газов стимулировало выпуск и использование многокомпонентных газоанализаторов для оценки их состава. При помощи обычных автомобильных газоанализаторов можно выполнять диагностику и регулировку либо бензиновых, либо дизельных двигателей. Универсальные газоанализаторы позволяют диагностировать и выполнять регулировку и бензиновых, и дизельных ДВС.
Простой автомобильный однокомпонентный газоанализатор предназначен для измерения содержания в выхлопных газах только оксида углерода СО, главным образом использует способ дожигания не полностью сгоревших компонентов в выхлопных газах. Дожигание СО выполняется в измерительной камере прибора при помощи специальной нагретой нити, при этом изменение температуры нити и характеризует содержание СО в газах. Точность показаний такого газоанализатора невелика и зависит во многом от содержания ещё одного компонента - углеводорода СН.
БИЛЕТ № 11
БИЛЕТ № 12
Требования к диагностическим параметрам
Для обеспечения надлежащей достоверности и экономичности диагностирования диагностические параметры должны обладать чувствительностью, однозначностью, стабильностью, информативностью.
Под чувствительностью диагностического параметра понимают отношение приращения параметра к соответствующему изменению структурного параметра.
Чем больше значение этой величины, тем чувствительнее диагностический параметр к изменению структурного параметра.
Однозначность диагностического параметра определяется его монотонно возвращающей или убывающей зависимостью от структурного параметра в диапазоне от начального до предельного изменения структурного параметра.
Стабильность диагностического параметра определяется дисперсией его начения при многократных измерениях в неизменных условиях на объектах, имеющих одно и то же значение структурного параметра.
Информативность диагностического параметра является главным критерием, положенным в основу определения возможности применения параметра для целей диагностирования, и характеризует достоверность диагноза, получаемого в результате измерения значений параметра.
Кроме указанных требований, предъявляемых к диагностическим параметрам их качество оценивается также по затратам на диагностирование и по технологичности диагностирования , основанного на применении данного параметра. Перечисленные требования обуславливают выбор диагностических параметров при разработке методов, средств и процессов технического диагностирования.
БИЛЕТ № 13
1. Специфические особенности горной местности, влияющие на надежность автомобилей. Эксплуатация автомобилей в горной и особенно в высокогорной местности имеет особенности и определяется рядом специфических трудностей. Основными из них являются сложные дорожные условия, резкое изменение температуры и атмосферных явлений, а также понижение плотности окружающего воздуха по мере подъема над уровнем моря. При среднем уклоне дороги 2 – 4° на отдельных участках уклоны достигают 9 – 12°. Длина затяжных подъемов доходит до 10 – 20 км. Подъемы и спуски на дорогах в горной местности составляют в среднем 9 – 18% от протяженности маршрута. Горная местность характеризуется наличием резко пересеченного рельефа с крутыми и обрывистыми склонами, извилистыми и глубокими ущельями с большим количеством оврагов и водотоков (рис. 35), ограниченной шириной проезжей части дороги, большим количеством крутых поворотов малого радиуса (8 – 10 м) и мостов (рис. 36), а также наличием размытых участков дороги и завалов. Дороги, проходящие через горные хребты и перевалы, изобилуют петлями и серпантинами, наиболее тяжелыми для движения машин. ороги, проходящие через перевалы, большую часть года покрыты снегом, на них часто бывают опасные обвалы, осыпи и снежные лавины.
В ущельях и долинах ветер разрушает гравийные и щебеночные покрытия, выдувая из них мелкие составляющие частицы.
Резкое изменение температуры окружающего воздуха в течение суток, а также изменение ее по мере подъема вызывает выпадение осадков, что приводит к обледенению дороги, появлению густых туманов. В летнее время в течение суток температура в горах может колебаться днем до плюс 35 – 40°С, ночью до минус 2 – 7°С. Температура воздуха в горах понижается до 0,5 – 0,7 ° на каждые 100 м подъема. На северных и северо-восточных склонах гор температура воздуха ниже и дороги покрыты снежным покровом более продолжительное время.
Количество осадков в горах возрастает по мере подъема. Приращение количества осадков на каждые 100 м высоты в среднем составляет 40 – 60 мм. Максимальное количество осадков выпадает на высоте 1500 – 2500 м.
Общее количество осадков зависит от географического положения горного района. На склонах хребтов, обращенных к ветрам, дующим с моря, выпадает больше осадков, чем на обратных склонах хребта. В долине количество осадков значительно больше, чем на плоскогорьях и водоразделах.
В летние месяцы в горах часто бывают ливни, вызывающие большой поток воды и размыв дорог.
БИЛЕТ № 14
Требования, предъявляемые к диагностическим параметрам
Для обеспечения надлежащей достоверности и экономичности диагностирования диагностические параметры должны обладать чувствительностью, однозначностью, стабильностью, информативностью.
Под чувствительностью диагностического параметра понимают отношение приращения параметра к соответствующему изменению структурного параметра.
Чем больше значение этой величины, тем чувствительнее диагностический параметр к изменению структурного параметра.
Однозначность диагностического параметра определяется его монотонно возвращающей или убывающей зависимостью от структурного параметра в диапазоне от начального до предельного изменения структурного параметра.
Стабильность диагностического параметра определяется дисперсией его начения при многократных измерениях в неизменных условиях на объектах, имеющих одно и то же значение структурного параметра.
Информативность диагностического параметра является главным критерием, положенным в основу определения возможности применения параметра для целей диагностирования, и характеризует достоверность диагноза, получаемого в результате измерения значений параметра.
Кроме указанных требований, предъявляемых к диагностическим параметрам их качество оценивается также по затратам на диагностирование и по технологичности диагностирования , основанного на применении данного параметра. Перечисленные требования обуславливают выбор диагностических параметров при разработке методов, средств и процессов технического диагностирования.
БИЛЕТ № 15
Мотор-тестеры
Мотор-тестеры это универсальные электронные приборы, предназначенные для проведения измерений параметров работы двигателя. Параметры измеряются с помощью специальных датчиков и пробников, входящих в комплект прибора. Как правило, мотор-тестеры позволяют измерять следующие параметры:
- частота вращения коленчатого вала;
- температура масла;
- напряжение аккумулятора;
- напряжения в первичной и вторичных цепях системы зажигания;
- пульсации напряжения генератора;
- ток стартера;
- ток генератора;
- угол замкнутого состояния контактов;
- время накопления и ток размыкания в первичной цепи катушки зажигания;
- частоту, длительность и скважность импульсов,
- угол опережения зажигания;
- величину разряжения/давления во впускном коллекторе.
Обычно мотор-тестер в своём составе имеет цифровой осциллограф, представляющий измеряемые величины (ток, напряжение, частота вращения коленчатого вала, разряжение и т.д.) в графическом виде, а также в виде гистограмм. Некоторые мотор-тестеры имеют возможность записи кадров изображения в память прибора для последующего сравнения и анализа. Настройка параметров развёртки осциллографа производится автоматически при выборе режима измерений. Цифровой осциллограф - это мощный инструмент в руках опытного диагноста. Например, по форме осциллограммы во вторичной цепи зажигания можно выявить неисправные элементы тракта (свечи зажигания, высоковольтные провода, крышка распределителя…) и даже отклонения состава смеси в цилиндрах.
На некоторых мотор-тестерах (DSN-PRO) реализован также режим имитации сигналов датчиков.
БИЛЕТ № 16
БИЛЕТ № 17
БИЛЕТ № 18
БИЛЕТ № 19
БИЛЕТ № 20
Экспресс-диагностирование
Экспресс-диагностика, или общая диагностика (Д-1). Она предназначена рдя определения технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (ОБД), — тормозной системы, рулевого управления, шин, внешних приборов освещения и сигнализации, отказы которых могут вызвать аварийные ситуации. Экспресс-диагностика проводится только для определения работоспособности автомобиля и качества выполненных работ при ТО-1, ТО-2 и TP узлов ОБД.
В результате проведения экспресс-диагностики выдается заключение в форме автомобиль “годен” или “не годен” к дальнейшей работе без регулировочных работ и ремонтных воздействий.
Силовые тормозные стенды
Силовые тормозные стенды (рисунок 2.31) предназначены для имитации движения автомобилей и измерения при этом параметров эффективности их тормозов. Из назначения стенда следует, что он должен включать в себя опорно-приводное и измерительное устройства.
Технология диагностирования на силовом тормозном стенде следующая. Автомобиль устанавливают колесами одной из осей на ролики стенда, включают приводные двигатели и, вращая колеса роликами стенда, постепенно нажимают на тормозную педаль. Возникающие при этом тормозные силы Рт измеряют по величине реактивных моментов на статорах электродвигателей. Одновременно измеряют ряд других диагностических параметров: зависимость изменения тормозной силы (рисунок 2.32) от силы давления на педаль (при гидравлическом приводе) силу и постоянство сопротивления незаторможенного колеса; время срабатывания тормозных механизмов и др. Измеренные величины диагностических параметров сопоставляют с нормативами.
БИЛЕТ № 21
БИЛЕТ № 22
Диагностические нормативы
Диагностические нормативы — это количественная оценка технического состояния диагностируемой системы. К ним относятся:
· начальное значение диагностического параметра
· его предельное значение, при достижении которого возникает существенная вероятность появления отказа
· упреждающее или допустимое значение при заданной периодичности диагностирования
Определение технического состояния системы в данный момент и прогнозирование ее работоспособности в период предстоящей наработки выполняются путем сравнения измеренного значения диагностического параметра с его допустимым значением.
Силовые тормозные стенды
Силовые тормозные стенды (рисунок 2.31) предназначены для имитации движения автомобилей и измерения при этом параметров эффективности их тормозов. Из назначения стенда следует, что он должен включать в себя опорно-приводное и измерительное устройства.
Технология диагностирования на силовом тормозном стенде следующая. Автомобиль устанавливают колесами одной из осей на ролики стенда, включают приводные двигатели и, вращая колеса роликами стенда, постепенно нажимают на тормозную педаль. Возникающие при этом тормозные силы Рт измеряют по величине реактивных моментов на статорах электродвигателей. Одновременно измеряют ряд других диагностических параметров: зависимость изменения тормозной силы (рисунок 2.32) от силы давления на педаль (при гидравлическом приводе) силу и постоянство сопротивления незаторможенного колеса; время срабатывания тормозных механизмов и др. Измеренные величины диагностических параметров сопоставляют с нормативами.
БИЛЕТ № 23
БИЛЕТ № 24
БИЛЕТ № 25
БИЛЕТ № 1
Задачи и назначение диагностики
Процесс определения технического состояния объекта с определенной точностью (объекты диагностирования — машина или ее составная часть), т.е. процесс, включающий измерения, анализ результатов измерений, постановку диагноза и принятие решения — диагностирование.
Кроме того, диагностика позволяет контролировать качество технического обслуживания и текущего ремонта и прогнозировать ресурс исправной работы узлов, агрегатов и автомобиля в целом.
Диагностика подразделяется на два вида: общую Д-1 и поэлементную (углубленную) Д-2. Кроме того, для обнаружения и устранения неисправностей в процессе технического обслуживания и текущего ремонта на постах ТО и TP должны использоваться диагностические средства Др.
Основная задача диагностики Д-1 состоит в определении технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (тормозные системы, рулевое управление, приборы освещения и сигнализации, стеклоочистители).
Общую диагностику производят перед каждой постановкой автомобиля на первое техническое обслуживание.
В процессе Д-1 выполняют необходимые регулировочные работы узлов и механизмов (без демонтажа).
Основной целью поэлементной диагностики Д-2 является выявление неисправностей автомобиля, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости и которые нерационально совмещать с работами второго технического обслуживания. Такие неисправности должны устраняться до ТО-2 в зоне текущего ремонта.
В процессе Д-2 определяют конкретные неисправности агрегатов, узлов и систем автомобиля, их место, характер и причины, выявляют объем регулировочных и ремонтных работ, которые целесообразно совмещать с ТО-2.
Диагностику Д-2 выполняют за один-два дня до второго технического обслуживания.
Для диагностики автомобилей автотранспортное предприятие должно иметь посты (линии) общей диагностики автомобилей; посты поэлементной (углубленной) диагностики; отдельное диагностическое оборудование и приборы, используемые непосредственно на рабочих местах технического обслуживания и ремонта.