Картина «На капитанском мостике»

Имена существительные: работа, специальность, труд, профессия, капитан, штурман, моряк, мостик (капитанский), судно, штурвал, форма, фуражка.

Глаголы: работать, трудиться, управлять, прокладывать.

Имена прилагательные: интересный, полезный, нужный, необходимый, опасный, трудный, внимательный, смелый, морской, пассажирский, грузовой.

Наречия: умело, ловко, точно.

Проводя занятия по рассматриванию картин и составлению рассказов по ним, педагоги должны помнить о соблюдении структуры этих занятий и определенных методических требованиях.

Структура занятий по обучению рассказыванию по сюжетной картине или серии картин в разных возрастных группах различна, но есть общие требования и общие приемы, объединяющие эти занятия.

Занятие по картине должно обязательно содержать следующие этапы:

• Организационный момент и объявление темы занятия.

• Предварительная беседа. Создание эмоционального фона восприятия картины.

• Рассматривание картины и беседа по ней. Словарная работа.

• Сообщение плана рассказа педагогом или его коллективное составление.

• Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

• Рассказ по картине.

• Оценка работы детей.

Предварительная беседапомогает детям лучше понять содержание картины или серии картин, создает необходимый эмоциональный настрой, позволяет использовать личный опыт детей, оживляет их воспоминания. В предварительной беседе для создания эмоционального настроя целесообразно использовать загадки и стихи. Эмоциональное восприятие картины помогает детям лучше понять ее, более глубоко осмыслить содержание, активизирует речевую деятельность.

Общим приемом для разных возрастных групп являются вопросы педагога, которые способствуют целостному восприятию детьми картины, помога­ют выделить самое главное, сделать правильные выводы. Хочется предостеречь педагогов от использования шаблонного вопроса: «Что нарисовано на картине?» Этот вопрос сразу снижает интерес детей к картине и занятию в целом, ответы детей превращаются в простое перечисление изображенного на картине. Вопросы педагога должны подводить детей к последовательному и осмысленному восприятию содержания картины, учить выделять в ней главное, отмечая яркие детали. Начиная со старшей группы, воспитатель должен задавать такие вопросы, чтобы ребенок отвечал на них развернуто и связно. Следует помнить, что излишне дробные вопросы не позволяют давать развернутые ответы и препятствуют целостному восприятию картины.

Во всех возрастных группах, и это особенно касается логопедических групп, может активно использоваться прием совместных речевых действий. Например, педагог начинает описание, а дети заканчивают его.

При работе над картинами из альбома «Кем быть?» в старшей и подготовительной к школе группах могут использоваться более сложные формы рассказа по картине, например когда дети описывают события, предшествующие изображенным на картине или следующие за ними. Можно использовать прием коллективного составления рассказа и другие приемы, вызывающие проявление у детей инициативы.

Именно в этих возрастных группах усложняется синтаксический строй речи дошкольников. Детей нужно подвести к активному использованию сложных предложений. Педагог должен так строить вопросы, чтобы у дошкольника появилась потребность использовать сложные предложения. Например, задавая детям вопрос, начинающийся со слова почему, нужно объяснить, что начинать ответ со слов потому что не следует; нужно сначала повторить окончание вопросительного предложения, а потом дать объяснение, начав его со слов потому что.

Например, на вопрос: «Как вы думаете, почему капитан смелый!» — следует ответить: «Капитан смелый, потому чтоон управляет большим кораблем, ведет его в море от одного порта к другому и в штиль, и в шторм».

Обучение рассказыванию должно строиться на естественной потребности ребенка высказываться, что-то сказать слушателям. А картины стимулируют желание ребенка делиться с окружающими своими мыслями. Важно, что дети испытывают радость и удовлетворение от этой деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По картине В. М. Каратая «Зима в городе»

В подготовительной к школе группе

Детского сада

Образовательные цели.Сформировать представ­ления о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда. Расширить и уточнить словарь по теме. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

Развивающие цели.Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, пальчиковую моторику, силу голоса.

Воспитательные цели.Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Оборудование.Коврограф, картинка с изображением вьюги, картина «Зима в городе», карточки с наложенными изображениями транспорта.

Предварительная работа.Экскурсия на улицу, наблюдение за работой снегоуборочной техники; формирование представлений о труде людей, управляющих снегоуборочной техникой; расширение и уточнение словаря по теме; сюжетно-ролевая игра «На улице», разучивание подвижного упражнения «Художник-невидимка».

Ход занятия

1. Организационный момент.Объявление темы занятия. Предварительная беседа, создание положительного эмоционального фона. Развитие силы голоса.

Педагог объявляет детям о начале занятия и приглашает их выйти на ковер.

Педагог. Послушайте и попробуйте отгадать загадку.

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Дети. Это вьюга.

Педагог. Правильно. Молодцы. Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?

Дети. Сильный ветер со снегом, метель, буран. Педагог. Верно.

Педагог помещает на наборное полотно, стоящее у ковра, картинку с изображением ветреного зимнего дня.

Педагог. На этой картинке вы видите, какая сильная вьюга началась на улице. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук У то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче вы поете, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается. Пойте звук У очень тихо.

Педагог медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой. Затем педагог убирает картинку.

Педагог. Сегодня мы с вами рассмотрим кар­тину, на которой изображен вьюжный зимний день, вспомним нашу экскурсию на улицу, поговорим о том, как работает снегоуборочная техника, составим рассказ по картине.

2. Рассматривание картины «Зима в городе» и беседа по ней.Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи.

Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед наборным полотном.

Педагог. Посмотрите на картину. Она называется «Зима в городе». Как вы думаете, почему художник так назвал ее?

Дети. Он нарисовал на картине вьюгу на улице города, поэтому так и назвал ее.

Педагог. Что вы можете сказать о вьюге? Какая она?

Дети. Вьюга сильная. Ветер завывает и несет по улице снег.

Педагог. Верно. На улице много снега. Скоро будет не проехать машинам, не пройти про­хожим, поэтому на улицу вышла снегоуборочная техника. Какую технику вы видите на переднем плане? Расскажите, какие это машины. Что они делают? Кто ими управляет?

1-й ребенок. Мы видим желтый снегоуборочный комбайн и оранжевый самосвал.

2-й ребенок. Снегоуборочный комбайн медленно едет по улице и убирает снег.

3-й ребенок. Снег по транспортеру движется в кузов самосвала.

4-й ребенок. В кабине снегоуборочного комбайна сидит шофер. Он управляет своей машиной.

Педагог. Верно. Мы с вами уже наблюдали за тем, как работает шофер снегоуборочного комбайна. Вспомните, почему мы решили, что у него очень трудная работа?

1-й ребенок. Он должен следить за тем, чтобы был убран весь снег.

2-й ребенок. Еще он смотрит за тем, как снег движется в кузов самосвала.

3-й ребенок. Ему нужно вовремя остановить транспортер, когда кузов будет полным.

4-й ребенок. Он должен следить за движени­ем на улице, чтобы не мешать транспорту и пешеходам.

Педагог. Правильно. Как работает шофер?

Дети. Точно и уверенно.

Педагог. Какую машину вы видите на втором плане? Опишите ее.

Дети. Мы видим оранжевую снегоуборочную машину. Она собирает снег и подметает дорогу.

Педагог. За рулем этой машины тоже сидит шофер. Какую работу он выполняет?

Дети. Он выполняет ответственную, важную, нужную работу.

Педагог. Несмотря на то что снег не прекра­щается, вьюга разыгралась не на шутку, скоро улица будет очищена от снега. А что вы видите на заднем плане?

1-й ребенок. На улице стоят высотные дома.

2-й ребенок. Вдоль домов едут фургон и легковые машины.

Педагог. На переднем плане мы видим только одного прохожего. Почему?

Дети. Наверное, на улице очень холодно и ветрено. Прохожий поднял воротник и спрятал руки в карманы.

3. Подвижная игра «Художник-невидимка».Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.

Педагог. Давайте представим, что мы тоже вышли на улицу и озябли. Вспомните упражнение «Художник-невидимка».

Художник-невидимка По городу идет: Дети маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.
Всем щеки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.
Всех за нос ущипнет. Щиплют себя за нос.
А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью Идут на цыпочках друг за другом.
И на окне нарисовал Сверкающие листья. Останавливаются, встают лицом в круг, рисуют воображаемой кистью.

4. Коллективное составление плана рассказа.

Развитие диалогической речи, памяти, мышления, воображения.

Педагог вновь приглашает детей на стульчики к мольберту.

Педагог. Давайте все вместе составим план рассказа по картине. С чего можно начать рассказ? Помните, что мы можем рассказывать и о тех со­бытиях, которые не изображены на картине.

1-й ребенок. Можно рассказать о том, что наступила холодная зима и выпало много снега.

2-й ребенок. А на улицы вышла снегоубороч­ная техника.

Педагог. О чем вы расскажете потом?

3-й ребенок. Мы расскажем о снегоуборочной технике и о людях, которые на ней работают.

4-й ребенок. Потом мы расскажем, что снег на улице убрали, а вьюга затихла.

5-й ребенок. И на улицу вышли ребята из детского сада посмотреть на транспорт.

Педагог. Ну что же? Молодцы! А теперь подумайте и подготовьтесь к рассказу.

5. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

6. Рассказ по картине несколькими детьми.Развитие связной речи, памяти, мышления.

Педагог вызывает четверых детей и, если необходимо, напоминает каждому из них, о чем он должен рассказать.

1-й ребенок. Наступила холодная снежная зима. Каждый день шел снег, дул сильный ветер, и на улицах города вырастали высокие сугробы.

2-й ребенок. Чтобы по улицам мог ехать транспорт, на них вышла снегоуборочная техника.

3-й ребенок. Мы видим снегоуборочный ком­байн. Он убирает снег с проезжей части. Снег по транспортеру движется в кузов самосвала. Шофер комбайна выполняет очень трудную и нужную работу. Мы видим, что он очень внимателен, работает точно и уверенно.

4-й ребенок. Вдалеке мы видим снегоуборочную машину. Она сгребает снег с дороги и подметает ее. Скоро на улице уберут снег, на прогулку выйдут ребята из детского сада и увидят, как поработали взрослые, чтобы на улице стало чисто и транспорт мог ехать по ней.

Педагог. Молодцы! Вы составили очень хороший рассказ.

7. Упражнение «Будь внимательным.Развитие зрительного внимания, профилактика нарушений письменной речи.

Педагог предлагает детям пройти за столы и раз-

дает им карточки с наложенными изображениями различных снегоуборочных машин.

Педагог. Посмотрите на карточки вниматель­но. Расскажите, что вы видите на них.

1-й ребенок. У меня на карточке самосвал и снегоуборочный комбайн.

2-й ребенок. Ау меня — снегоуборочная ма­шина и трактор со щеткой для уборки дороги.

3-й ребенок. Я вижу на картине снегоуборочную машину и бульдозер для уборки снега.

4-й ребенок. А я — снегоуборочный комбайн и роторную снегоуборочную машину.

Педагог. Отлично! Вы справились с моим заданием. После дневного сна вы возьмете карточки, обведете и раскрасите изображение одной из снегоуборочных машин.

Наши рекомендации