Выбор места расположения и площади под отвал
При выборе места расположения отвалов руководствуются следующими положениями: отвалы должны располагаться по возможности ближе к карьеру, чтобы свести к минимуму затраты на перемещение вскрыши из карьера до пункта разгрузки на отвале.
Под отвалами не должно быть запасов полезного ископаемого, пригодных к разработке в ближайшее время. Для складирования пород в первую очередь следует занимать площади не пригодные для использования в сельском хозяйстве. Положение отвалов не должно мешать развитию горных работ на карьере.
Необходимая площадь, отведенная под отвалы Sо, км2, рассчитывается по формуле , (4.1)
где Vвскр – объем пород, удаляемых на отвал при разработке месторождения, м3;
kр – остаточный коэффициент разрыхления пород в отвале (1,15÷1,2);
Ну – высота отвального уступа, м;
η – коэффициент, учитывающий заполнение площади отвала ярусом (0,3÷0,8).
Вскрышные породы отсыпаются во внешний двух ярусный отвал с западной стороны карьера высотой Но max=30 м, два яруса по 15м, с углом откоса равному β=37 .
, м2 ≈49,1 Га.
4.2. Бульдозерное отвалообразование
Бульдозерное отвалообразование при автомобильном транспорте может быть периферийном или площадным. Периферийная схема отвалообразования применяется при складировании скальных пород, площадная схема – при складировании слабых полускальных и глинистых пород.
Таблица 4– Техническая характеристика бульдозеров Komatsu
Модель бульдозера | Мощность двигателя, кВт | Эксплуатационная масса агрегата, т | Максимальная скорость передвижения, км/ч | Тип бульдозерного отвала | Параметры отвала, мм | Расчетный объем призмы, м3 | Габаритные размеры, мм | ||||
вперед | назад | ширина | высота | длина | ширина | высота | |||||
D155A-5 | 36,4 | 11,0 | 13,4 | Полусферический | 8,8 | ||||||
D355A-5 | 53,9 | 12,7 | 12,6 | 15,1 | |||||||
D275A-5 | 48,9 | 11,8 | 14,9 | 13,7 | |||||||
D475A-2 | 95,3 | 10,9 | 14,3 | 25,6 | |||||||
D375A-5 | 66,9 | 11,8 | 15,8 | 18,5 |
Предварительно для отвальных работ выбираем бульдозер Komatsu D275А-5.
Расчет параметров отвалообразования заключается в следующей последовательности.
Высота защитного вала:
, м (4.2)
где – диаметр колеса автосамосвала, м
м м
Среднее число автосамосвалов, разгружающихся на отвале:
, машин (4.3)
где – часовая производительность по вскрыше, м3/ч;
– объем породы, перевозимый за один рейс, м3;
– коэффициент неравномерности работы карьера по вскрыше.
машин/ч
Число одновременно разгружающихся автосамосвалов:
, машин (4.4)
где – время разгрузки одного автосамосвала, мин ( мин)
машины
Длина фронта разгрузки:
, м (4.5)
где м – ширина полосы по фронту отвала, м
, м
Количество участков разгрузки один в связи с малым количеством вскрыши
Объем бульдозерных работ:
м3/ч (4.6)
где – коэффициент заваленности.
Часовая производительность бульдозера:
, м3/ч (4.7)
где – продолжительность заезда, мин
, мин (4.8)
где , – соответственно скорости груженного и порожнего бульдозера
м/мин, м/мин;
, – соответственно длина груженного и порожнего пути, м;
мин – время заполнения лемиха бульдозера, мин;
мин – время остановки бульдозера для переключения на
порожний ход
– коэффициент использования рабочего времени;
– коэффициент наполнения;
– коэффициент разрыхления;
– объем лемиха бульдозера.
мин
м3/ч
Необходимое число бульдозеров:
(4.9)
Необходимое количество бульдозеров:
(4.10)
где – коэффициент готовности
При малом заполнении вскрышного отвала содержание отдельного бульдозера не целесообразно, при заполнении отвала привлекается бульдозер с основных работ.
Результаты расчета параметров бульдозерного отвалообразования сводятся в таблицу
Таблица: 4.1Расчет парка отвальных бульдозеров
Показатели | Ед. изм. |
Годовой объем вскрыши, тыс. м3 | |
Годовой объем бульдозерных работ, тыс. м3 | |
Сменная производительность бульдозера, м3 | |
Бульдозер KomatsuD275A-5. |
4.3. Меры безопасности при отвалообразовании.
Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом. Запрещается складирование снега в породные отвалы. В районах со значительным количеством осадков в виде снега складирование пород в отвал должно осуществляться по проекту, согласованному с территориальными органами Госгортехнадзора России, в котором должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в любое время года. При появлении признаков оползневых явлений работы по отвалообразованию должны быть прекращены до разработки и утверждения специальных мер безопасности. Работы прекращаются и в случае превышения регламентированных инструкциями по отвалообразованию скоростей деформации отвалов. Работы на отвале возобновляются после положительных контрольных замеров скоростей деформаций отвалов с письменного разрешения технического руководителя карьера. Запрещается производить сброс (сток) поверхностных и карьерных вод в отвалы. Высота породных отвалов и отвальных ярусов, углы откоса и призмы обрушения, скорость продвижения фронта отвальных работ устанавливаются проектом в зависимости от физико-механических свойств пород отвала и его основания, способов отвалообразования и рельефа местности. Проезжие дороги должны располагаться за пределами границ скатывания кусков породы с откосов отвалов. На отвалах должны устанавливаться предупредительные надписи об опасности нахождения людей на откосах, вблизи их основания и в местах разгрузки транспортных средств. Автомобили и другие транспортные средства должны разгружаться на отвале в местах, предусмотренных паспортом, вне призмы обрушения (сползания) породы. Размеры этой призмы устанавливаются работниками маркшейдерской службы и регулярно доводятся до сведения лиц, работающих на отвале. На отвалах должны устанавливаться схемы движения автомобилей. Зона разгрузки должна быть обозначена с обеих сторон знаками в виде изображения автосамосвала с поднятым кузовом с указателями направления разгрузки. Площадки бульдозерных отвалов и перегрузочных пунктов должны иметь по всему фронту разгрузки поперечный уклон не менее 3°, направленный от бровки откоса в глубину отвала на длину базы работающих автосамосвалов, и необходимый фронт для маневровых операций автомобилей, автопоездов, бульдозеров и др. Зона разгрузки должна быть ограничена с обеих сторон знаками. По всему фронту в зоне разгрузки должна быть сформирована в соответствии с паспортом породная отсыпка (предохранительный вал) высотой не менее 0,5 диаметра колеса автомобиля максимальной грузоподъемности, применяемого в данных условиях. Предохранительный вал служит ориентиром для водителя. Запрещается наезжать на предохранительный вал при разгрузке. При отсутствии такого вала и его высоте менее требуемой запрещается подъезжать к бровке отвала ближе чем на 5 м или ближе расстояния, указанного в паспорте. Все работающие на отвале и перегрузочном пункте должны быть ознакомлены с данным паспортом под роспись. Высота ограждения загрузочного отверстия приемного бункера должна быть не менее 0,5 диаметра колеса автомобиля. При использовании автомобилей различной грузоподъемности подъезд к приемному бункеру должен быть разбит на секторы с высотой ограждения загрузочного отверстия для автомобилей соответствующей грузоподъемности. Подача автосамосвала на разгрузку должна осуществляться задним ходом, а работа бульдозера - производиться перпендикулярно верхней бровке откоса площадки. При этом движение бульдозера производится только ножом вперед с одновременным формированием перед отвалом бульдозера предохранительного вала в соответствии с паспортом перегрузочного пункта. Расстояние между стоящими на разгрузке и проезжающими транспортными средствами должно быть не менее 5 м. На территории складирования горной массы (пород), на разгрузочных площадках, перегрузочных пунктах (складах) запрещается нахождение посторонних лиц, автотранспорта и другой техники, не связанных с технологией ведения разгрузочно-погрузочных работ. Во всех случаях люди должны находиться от механизма на расстоянии не менее чем 5 м. Геолого-маркшейдерской службой организации должен быть организован систематический контроль за устойчивостью пород в отвале, а при размещении отвалов на косогорах - инструментальные наблюдения за деформациями всей площади отвала. Частота наблюдений, число профильных линий и их длина, расположение, тип грунтовых реперов и расстояние между ними на профильных линиях определяются проектом наблюдательной станции.
Заключение
В данном курсовом проекте используются следующие виды горного оборудования:
1) станки шарошечного бурения СБШ-250 МН – 4шт
2) карьерные экскаваторы ЭКГ-6,3ус емкостью ковша 6,3 м3 – 2 шт.;
3) автосамосвалы БелАЗ 7555ЕEгрузоподъемность 60 т – 29 шт.;
Вскрышные породы отсыпаются во внешний одноярусный отвал с западной стороны карьера высотой Но max=30 м, с углом откоса равному β=37 град. Для выполнения бульдозерных работ выбран бульдозер KomatsuD275A-5.