Применение знаков на пересечениях и примыканиях.
В условиях пересечения и примыкания следует информировать водителя о направлениях, приоритете и запрещении проведения тех или иных маневров. Для движения через перекресток необходимо установить знаки непосредственно перед перекрестком, информирующие о порядке переезда перекрестка. К таким знакам следует отнести знаки указывающие порядок движения по направлениям. Приоритет движения на перекрестке обозначают знаками 2.1 (главная дорога) ил 2.3 (пересечение со второстепенной дорогой), 2.4 (уступи дорогу), а при ограниченной видимости вместо знака 2.4, применяют знак 2.5 (движение без остановки запрещено).
Дороги обычно отличаются друг от друга интенсивностью движения, шириной проезжей части, высокой скоростью, протяженностью маршрута, и дороги с такими параметрами обычно считают магистральными. Для информации этого в начале дороги или улицы и при пересечении с второстепенной дорогой применяется знак 2.3 (премыкание второстепенной улицы).
Знаки 2.1 (со знаками 2.4 или 2.5) следует ставить перед перекрестком и при светофорном регулировании, Тем самым предусматривается возможность отключения светофора или работы светофора в режиме «Мигание желтое».
Рисунок 4 Схема установки знаков на кольцевой развязке
|
|
|
|
|
|
|
|
При смене приоритета в движении указанного знаком 2.1 ставится перед перекресток знак 2.2 (конец главной дороги), а затем знак 2.4 или 2.5. Проезд равнозначного перекрестка информирует знак 1.6 (пересечение равнозначных дорог). Непосредственно перед перекрестком устанавливают необходимые запрещающие или предписывающие знаки. Если имеется опасность, что ограничения, вводимые знаками 3.2-3.9 и 4.4 (движение запрещено, запрещение движение различным видам транспорта и 4.4 — движение легковых автомобилей) недостаточно воспринимаются водителями, то применяют повторные знаки перед перекрестком 7.3 (знаки направления движения).
За перекрестком ставятся запрещающие знаки, которые продлевают действия знака, стоящего перед перекрестком. Перед пересечениями с круговым движением устанавливают знак 4.3 (круговое движение), а при приближении к ним - знак 1.7 (в населенных пунктах этот знак применяется при плохой видимости).
С целью повышения пропускной способности пересечения с круговым движением перед выездом на перекресток ставится знак 2.4 (уступи дорогу) или знак 2.5 (движение без остановки запрещено, а на кольце - 2.1 (главная дорога).
Знаки со световозвращением.
Лицевая сторона таких знаков должна иметь световозвращающую поверхность для того, чтобы обеспечить необходимую видимость знака в темное время суток. Световозвращающиеся элементы, освещаемые светом фар автомобиля, отражают пучок света обратно в пределах узкого корпуса. Угол образованный линиями, соединяющий знак с фарой автомобиля и глазом водителя в большинстве случаев не превышает 2°.
Существуют различные системы световозвращателей. Кубические световозвращатели (катафоты) имеют три взаимно перпендикулярные плоскости (рис.1,а). Световой поток последовательно отражается от этих плоскостей и обратно возвращается к источнику.
Для лучшего концентрирования света форму лицевой стороны световозвращателя делают сферической, при этом она может быть монолитной или пленочной.
Монолитные световозвращатели (рис. 1, б, в) изготовляют прессованием и имеют преломляющие выпуклые и отражающие вогнутые сферические поверхности.
Пленочные линзевые световозвращатели (рис. 1, г - е) изготавливают в виде многослойной конструкции, которая содержит стеклосферы (стекло), отражающий слой, слой лака для закрепления стеклосфер, прозрачный цветной слой и промежуточный слой, располагаемый между отражающим слоем и светосферами.
Наибольшее распространение получили световозвращающие пленки. Они обладают по сравнению с другими материалами долговечностью, простотой закрепления на щитке знака, удобства ремонта и содержания. В качестве отражающего слоя используют алюминиевую фольгу, отражающую краску или слой, получены путем вакуумной металлизации.
Основным элементом световозвращающей пленки являются микрошарики, которые изготавливают из высокооптического стекла или сополимера с коэффициентом преломления соответственно около 2,2 и 1,5.
Коэффициент преломления - это показатель оптических свойств прозрачных материалов, который определяется отношением синуса угла падения а к синусу угла
преломления . Если показатель преломления больше 2, точка фокуса располагается внутри шарика, благодаря чему обеспечивается хорошее световозвращение.
При фокус находится за пределами микрошарика и световозвращение ухудшается, поэтому между шариком и отражающим слоем нужно наносить промежуточный слой из прозрачных полимеров с показателем преломления не ниже 1,4 -1,5. Толщина промежуточного слоя определяется по формуле
(4)
где: - показатель преломления материала микрошарика;
- показатель преломления среды над микрошариком (для воздуха );
- показатель преломления, промежуточного слоя;
- радиус микрошарика, мкм.
Например, при и толщина слоя близка к нулю, поэтому светоотражающий слой создают непосредственно на поверхности микрошарика.
При изготовлении пленки на основе алюминиевой фольге на фольгу наносят последовательно промежуточный и фиксирующий слои, затем распределяют микрошарики и закрепляют их замыкающим слоем лака. Фиксирующие, замыкающие и промежуточные слои изготавливают из прозрачных полимеров с . Микрошарики имеют диаметр 40-80 мкм, расход шариков 30-40 тыс.шт на 1 см" пленки.
При использовании алюминиевой фольги применяется крафтбумага, глянцевая бумага, клей, фольга, микрошарики, фиксирующий слой и замыкающий. Замыкающий и фиксирующий слои представляют бесцветный полимер. В замыкающий слой вводят пигменты.
|
Рисунок 5 – Световозвращающие системы
а) - кубические; б,в) -сферические монолитные; г,е) - пленочные; 1-пластический материал; 2-отражающий слой; 3-цветной замыкающий слой; 4-микрошарики; 5-фиксирующий слой; 6-промежуточный слой; 8-глянцевый слой бумаги; 9-крафт-бумаги
При использовании металлизированного отражающего слоя применяются крафтбумага, глянцевая бумага, клей, отражательный слой, шарики, фиксирующий и замыкающий слои.
Разметкой называются линии, надписи и другие обозначения на проезжей части и элементах дорожных сооружений, которые устанавливают порядок и информируют об условиях движения.
Разметка является неотъемлемой частью общей схемы организации дорожного движения и поэтому при нанесении разметки необходимо соблюдать ее соответствие с установленными знаками, светофорами и другими техническими средствами. Лекция № 14. ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА
Разметка делится на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная разметка обычно наносится на дорожное покрытие и к ней относятся продольные, поперечные и другие виды разметки. Как правило, горизонтальная разметка наносится на покрытие дороги (усовершенственное), ширина проезжей части, которая составляет 6 м и более с интенсивностью движения более 1000 ед. в сутки.
Вертикальная разметка наносится на элементы дорожных сооружений, обстановки дорог и различных предметов, представляющих опасность для движения с целью предупреждения столкновения.
Разметка считается самым простым и действенным техническим средством, позволяющая повысить пропускную способность дороги, улучшить видимость проезжей части и т.д.
Заметно, что наличие разметки на проезжей части дороги влияет на эмоциональную напряженность водителя. Это влияет на выбор скорости движения и траекторию движения. Появление разметки, т.е. различных видов линии, заставляет водителя изменить скорость или положение автомобиля на проезжей части. Особенно это свойство разметки проявляется при нанесенных прерывистых продольных линиях. По данным МАДИ большая часть водителей на дорогах с прерывистой линией выбирают такую скорость, при которой частота мельканий штрихов и разрывов не превышает 3 Гц. При этом очень важно соотношение длины штриха к длине разрыва, а также общая длина. Доказано, что большое влияние на режим движения оказывает разметка с соотношением 1:1 и наименьшее - 1:3. Уменьшение общей длины штриха и разрыва ведет снижению скорости. При общей длине штриха и разрыва 14-18 м и их соотношение 1:3 скорость движения не отличается от скорости движения по дороге без разметки.
Отсюда на опасных участках с целью снижения скорости движения увеличивают частоту мелькания как за счет общей длины штриха и разрыва, так и за счет их соотношения.
Сплошную осевую линию наносят на участках, на которых запрещается выезд на полосу встречного направления (в случаях плохой видимости). Это в какой-то степени снижает скорость движения и пропускную способность дороги.
Помимо этого сплошная разметка, находящаяся рядом с водителем способствует развитию его утомляемости. Поэтому разделение проезжей части дороги сплошной линией должно быть обоснованно, особенно при ширине проезжей части дороги 6-6,5 м.
Нанесенная у края проезжей части дороги сплошная линия эффективна в темное время суток, так как облегчает ориентироваться водителю и позволяет не съехать с дороги, при узкой ширине дороги способствует снижению скорости.
Горизонтальную разметку наносят белого цвета, что обеспечивает хорошую видимость в различных дорожных условиях. Линии, указывающие ограничения остановки и стоянки, т.е. наносят краской желтого цвета.
Вертикальная разметка представляет собой сочетание черного и белого цветов, цвет, форма и размеры дорожной разметки принимаются согласно конвенции о дорожных знаках и сигналах. На основании конвенции разработан ГОСТ «Разметка дорожная». Каждому виду разметки присвоен номер. Первая цифра номера обозначает группу, к которой принадлежит разметка; вторая цифра – порядковый номер разметки в группе; третья – разновидность разметки, например 1.14.1 – горизонтальная разметка, порядковый номер – 14, 1 – разновидность[приложение А].