Показатели эффективности применения технических средств.
Применение эффективности технических средств при управлении дорожным движением в общем основными показателями являются производительность транспортного процесса и безопасность движения.
Для разных систем управления дорожным движением могут быть различные показатели: число и тяжесть ДТП, пропускная способность, транспортные задержки, число остановок транспортных средств, длина очередей перед перекрестками, время выполнения поездки, скорость сообщения, степень загазованности окружающей среды и уровень шума, создаваемого транспортными средствами. Все показатели взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому для определения эффективности применения технических средств необходимо учитывать множество показателей. Наиболее приемлемым показателем, определяющим движение через перекрестки является средняя задержка автомобиля. Задержку определяют экспериментами и расчетным" путем. Но средняя задержка не отражает степень безопасности движения. Снижение задержки уменьшает раздражительность и утомляемость водителя, что может отразиться на вероятность возникновения ДТП. Отсюда, снижая задержки, снизить числа ДТП невозможно. Поэтому, принимая задержки за основной показатель, необходимо учитывать и другие показатели.
С интенсивным развитием автомобильного транспорта особенно в крупных городах возникают проблемы по совершенствованию и улучшению организации дорожного движения. Особенно остро проявляется транспортная проблема в узловых пунктах улично-дорожной сети, на которых увеличиваются задержки, заторы и очереди проезда автомобилей, что вызывают снижение скорости движения, перерасход топлива, повышенный износ деталей и агрегатов транспортных средств, а также увеличивается вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Перекрестки улиц городов, где наблюдаются чистые остановки и скопления автомобилей, всегда являются причинами повышенного загрязнения воздушного бассейна города продуктами сгорания топлива, а также население города постоянно подвержено воздействию шума.
Интенсивность транспортных и пешеходных потоков непосредственно сказывается на безопасность дорожного движения. Так, свыше 60% всех ДТП приходится на города и другие населенные пункты, при этом более 30% всех ДТП совершаются на перекрестках городов и других населенных пунктов, при этом более 30% всех ДТП совершаются на перекрестках, городов и других населенных пунктов.Лекция № 13 ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
Дорожные знаки применяются на автомобильных дорогах и улицах с целью выполнения схемы организации движения и обеспечения безопасности движения. Они устанавливают порядок движения и информируют водителей и пешеходов об условиях движения.
На основании конвенции о дорожных знаках и сигналах в нашей стране принято семь групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации.
Знаки предупреждающие, информационно-указательные информируют о дорожных условиях, объектах на дороге или вблизи нее. Запрещающие, предписывающие и знаки приоритета вводят определенные ограничения, которые распространяются на отдельные или группу участников дорожного движения.
Дорожные знаки имеют различной формы. Предупреждающие знаки в основном имеют треугольную форму (бывают прямоугольные). Запрещающие и предписывающие знаки имеют форму круга, информационно-указательные и знаки сервиса форму квадрата и прямоугольника. Знаки приоритета могут иметь форму прямоугольника, треугольника и круга.
Независимо от дорожных условий, формы знака и времени суток должно быть обеспечено доступность информации водителю, излагаемой знаком. Качество восприятия информации знака зависит от времени, в течении которого водитель видит знак, и его углового размера а:
(1)
где: - размер одной из сторон Лп или диаметр круга в м;
- расстояние на котором знак опознается водителям.
Процесс восприятия водителем знака зависит не только от скорости движения, но и от размера знака и углового порогового размера
(2)
где: - модельное значение углового порога опознания знака днем, мин.;
- средняя скорость движущегося автомобиля км/ч; h3n - сторона знака, мм.
На восприятии знака кроме размера и формы имеет значение цвет фона. Запрещающие и предупреждающие знаки, в основном, имеют белый фон, предупреждающие, информационно-указательные и знаки сервиса - синий. Фон знаков информации зависит от категории дороги, по которым осуществляется движение. Так, зеленый фон принят для магистралей, белый - для дорог в пределах населенных пунктов и синий – в остальных случаях.
Стандартом предусмотрено 4 типоразмера дорожных знаков приведенных в таблице.
Таблица 1
Условия применения знака | |||||
Типоразмер | вне населенного пункта | в населенном пункте | сторона D, мм | Ш круга и сторона , мм | Сторона –мм |
I | Дороги с 1-ых полос | Улицы местного значения | 600x900 | ||
II | Дороги с 2 и 3-мя полосами | Магистральная улица | 700x1050 | ||
III | Дороги с 4-мя и более полосами | Скоростные дороги | 900x1350 | ||
VI | Участки магистральные, где производятся ремонтные работы; опасные участки на других дорогах |
Знаки приоритета имеют цвет фона: желтый, красный и синий.
Все дорожные знаки подразделяются на следующие виды: с внешним освещением и внутренним, и световозвращением.
К первому виду относят знаки с внешним индивидуальным освещением наружным источником света или внутренним источником света. Обычно для лучшей видимости знаков, используют световозвращающие материалы. Знаки с внутренним освещением имеют автономный источник освещения, расположенный в корпуса знака.
Знаки бывают управляемые и неуправляемые. Неуправляемый знак имеет постоянный символ и информация может быть изменена в случае замены этого символа на другой. Управляемый имеет несколько символов, из которых действует только один. При необходимости этот символ может заменен на другой.
Форма, размер цвет и символы, а также способ установки и условия применения дорожных знаков определяются госстандартами «Знаки дорожные».
Согласно ГОСТу каждый дорожный знак имеет свой номер, состоящий из трех цифр: 1-ая цифра — номер группы; вторая - номер знака в группе, третья - разновидность знака.