Причины и последствия создания гостиничных цепей.
ПЛАН:
1 Франчайзинг как условие распространения гостиничных цепей.
2 Формы мест размещения в международном туризме.
3 Современные модели гостиничных ТНК.
Рекомендуемая литература
1 Харрис, Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке / Г. Харрис. – М.: «Финансы и статистика», 2000. – С. 10–13.
2 Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / под ред. А.Д. Чудновского. – М., 2000. – С. 76–77.
3 Шматько, Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство / Л.П. Шматько. – Ростов н/Д: «Март», 2003. – С. 23–25.
1 Гостиничный бизнес, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения казны иностранной валютой. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых. В международном туризме процессы интеграции традиционно рассматриваются на примере сектора размещения. В индустрии гостеприимства особенности ТНК проявляются наиболее отчетливо. Они принимают вид гостиничных цепей, превратившихся в заметное явление международной жизни. Гостиничная цепь представляет собой группу отелей, имеющих общее руководство, концепцию продвижения продукта и торговую марку. Формы присоединения отелей к цепи различны. Это может быть покупка предприятий размещения гостиничной компанией, заключение с ними франшизных договоров или контрактов на управление.
Существует 2 вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, который объединяет независимые отели. Наиболее консолидированными и мощными считаются интегрированные гостиничные цепи, состоящие из предприятий – полноправных корпоративных членов. Интегрированные гостиничные цепи производят и продают продукт, который последователен и однороден. Они управляются прямо или косвенно через франчайзинг или по контракту на управление. Все гостиницы в цепи имеют название и знак. Франшиза, по существу, означает прокат торговой марки. Гостиничная корпорация предоставляет предпринимателю право вести собственное дело под её вывеской, но по единым стандартам. Она оказывает содействие франшизополучателю в осуществлении этой деятельности и контролирует её в целях сохранения своей репутации.
Основные интегрированные цепи действуют в США: «Хоспиталити Франшиз Системс», «Холидей Инн Уорвайд». К крупным цепям относятся также французская группа «Аккор», занимающая четвертое место в мире, и британская группа «Форте», находящаяся на 9-м месте. Любая концепция группы «Аккор» в отношении жилья развивалась как отдельная концепция, нацеленная на специфические вкусы потребителя. Другая крупная гостиничная цепь Франции – «Клаб Медитиран» относится к рынку отдыха. Большая часть её фонда номеров сконцентрирована в деревнях и на виллах в основном в странах, специализирующихся на туризме отдыха. В Европе находится ¾ от общего фонда гостиничных номеров.
Такая система была создана на базе концепции нового туристского продукта, которая заключается в отвлечении отдыхающих от повседневной жизни в местах с высококачественным оборудованием, наилучшим снабжением и большим размахом развлекательной деятельности с помощью профессионального персонала и постоянного поиска обновления.
В последнее время активно развивается американская концепция курортных клубов «САНДАЛС» с безупречным уровнем сервиса, когда в стоимость тура включены абсолютно все услуги. Эти клубы сосредоточены в Карибском бассейне, на Багамских островах, острове Ямайка. В Великобритании основные гостиничные цепи составляют 25 % гостиничной индустрии. Один из факторов, привлекающих иностранных инвесторов в эту страну, – низкий уровень заработной платы по сравнению с континентальной Европой. НА европейском рынке также представлены крупнейшие в США лидеры гостиничного бизнеса. Такие известные гостиничные цепи, как «Хилтон Отель Корпорэйшн», «Шератон Корпорэйшн», «Мариотт Корпорэйшн».
2 Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны интегрированных и франчайзинговых цепей, независимые гостиницы объединяются в гостиничные консорциумы.
Гостиничный консорциум выигрывает от экономии в масштабе при маркетинге, приобретении оборудования, объединении в компьютерную систему бронирования, которая позволяет агентам забронировать номер прямо с экрана компьютера.
Концепция гостиничного консорциума в последние годы стала очень популярной, и число консорциумов значительно возросло. Самый крупный гостиничный консорциум в мире – американская цепь «Бест Вестерн Интерненэшнл», насчитывающая 3 350 гостиниц и 270 тыс. номеров. Стоимость членства в этом международном гостиничном консорциуме составляет 1 % оборота после уплаты налогов.
В Европе Франция является самым крупным владельцем гостиничных консорциумов, самый известный из них «Ле ложе де Франс». В Великобритании объединенные в консорциумы гостиницы обеспечивают 60 % общего предложения гостиничных номеров.
Помимо объединения в консорциумы и интегрированные цепи гостиницы создают различные семейства. Качество предоставляемых услуг в них контролируется независимыми комиссиями.
К другим видам предлагаемого жилья относятся так называемые вторичные резиденции, полностью принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом проживания, и вторичные резиденции с общими удобствами – это квартиры в блоках, которые обслуживаются управленческой компанией и имеет прачечную, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы. Этот вид предлагается в США, Франции и Испании в основном на горных курортах и побережье.
Индустриальные страны развивают концепцию социального жилья. Это помещения, включающие деревни отдыха, семейные лагеря отдыха, молодежные турбазы, которые предлагаются на неприбыльной основе.
В заключение обзора мест размещения несколько слов о таймшере. Таймшер определяется как покупка места отдыха (квартиры) на одну или две недели. Цена квартиры делится между несколькими совладельцами. США находятся на первом месте по развитию рынка таймшера, Европа – на втором. Здесь крупнейший рынок таймшера расположен в Великобритании.
Наличие крупной гостиничной индустрии играет важную роль в привлечении иностранных туристов. В последнее десятилетие существенно увеличили объемы своих гостиничных секторов страны Юго-Восточной Азии благодаря своим значительным инвестициям и внедрению новых технологий. Эти страны создали транснациональные гостиничные цепи «Мандарин Ориентал» и «Регент», а также поострили обширную маркетинговую сеть по всему миру. Однако большая доля гостиничных номеров от общемирового числа все еще сосредоточена в Европе. Стремительно развиваются страны Карибского бассейна и североафриканские (Тунис и Марокко), что касается увеличения номерного фонда.
3 Современные модели гостиничных ТНК. В настоящее время гостиничное хозяйство мира переживает переломный период. Происходит структурная перестройка сектора, меняются формы организации и управления производством, модели организации транснациональной деятельности. На протяжении 3-х десятилетий самой эффективной моделью считалась американская, которая оказала сильное влияние на развитие гостиничного бизнеса. Она использовала принципы поточно-массового производства. Эта система основана на применении стандартизации, типизации и конвейеризации производственных процессов. В гостиничном хозяйстве американская модель организации поточно-массового производства нашла проявление в высшей степени стандартизированных национально-ориентированных средствах размещения. Их сеть расширялась благодаря таким гостиничным компаниям, как «Холидей Инн», «Бест Уэстерн Мотель», «Ховарл Джонсон».
В новых рыночных условиях американской модели не хватило гибкости. На мировой рынок вышли японские, гонконгские, французские и британские операторы. В отличие от американского европейский подход к организации и ведению гостиничного дела изначально был более мягким и в меньшей степени ориентирован на стандартизацию. Они добились международного успеха благодаря гибкой системе хозяйствования и умению вписаться в инонациональную среду. Третья модель имеет азиатское происхождение и получает в мире все большее распространение с японскими и гонконгскими гостиничными цепями.
Одним из критериев жизнеспособности ТНК и всех предприятий считается гибкость и эффективность функционирования в долгосрочном периоде. В настоящее время отмечается тенденция сближения всех 3-х моделей. Происходит заимствование эффективных управленческих методов, идет обмен инновациями. В этой связи встает вопрос: будет ли американская модель замещена принципиально новой или будет модифицирована. Вопрос остается пока открытым.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1 Чем объясняется широкое распространение системы франчайзинга в международном гостиничном бизнесе?
2 В чем состоит отличие американской модели организации и управления гостиничным бизнесом от европейской и азиатской?
3 Назовите всемирно известные торговые марки на рынке гостиничных услуг.
4 Какое влияние оказывают процессы глобализации на индустрию туриз
ма?
Влияние западноевропейской интеграции на развитие внутрирегионального туризма.
План:
1.Благоприятные факторы развития европейского туризма.
2.Высокий уровень западноевропейской интеграции как ключевой фактор развития внутрирегионального туризма.
3.Развитые виды туризма субрегиона Западная Европа.
Рекомендуемая литература:
1 Сенин В.С. Организация международного туризма./ В.С. Сенин.-М.,- 2003.-С.62-63.
2 Енджейчик И.Б. Современный туристский бизнес./ И.Б. Енджейчик.- М.,-2005.С.17-18
3 Романов, А.А. География туризма : учеб. пособие / А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. – М.: Советский спорт, 2002. – С. 45–46.
1 Главным туристским макрорегионом мира продолжает оставаться Европа, несмотря на некоторое сокращение ее доли на мировом рынке. Можно выделить 5 субрегионов на европейском континенте. Особенно выделяются два ее субрегиона — Западный и Южный. На них приходится свыше 60% всех туристских прибытий в регионе. Здесь формируются главные европейские потоки туристов и сюда же они напрвляются. По данным ВТО доля внутрирегиональных поездок во въездном турпотоке несколько ниже, чем выездном.
Внутрирегиональный характер туризма в Европе выражен ярче, чем в других регионах мира. Большое количество государств на относительно малой площади территории, между которыми существуют тесные экономические, культурные и этнические связи, превосходная сеть наземных транспортных коммуникаций, упрощение туристских формальностей при большом разнообразии природных рекреационных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей и развитой туристской инфраструктуры — все это способствует интенсивному внутриевропейскому тур.обмену. На его долю приходится 4/5 всех прибытий в Европу.
Развитие внутрирегионального туризма в Западной Европе объяснсется высоким уровнем интеграции между государствами в различных сферах. С целью подтверждения этого факта достаточно провести небольшой истор. экскурс в отношении западноевропейских государств. Итак, послевоенная Европа 50-у гг. XX века должна была противостоять с одной стороны США, с другой — СССР. → 9 мая 1950 г.французский министр иностранных дел Робер Шуман в своей речи,поддержанной Жаном Монне, предлагает объединить запасы угля и стали Франции и ФРГ в орг-ии, открытой для других европейских стран.
18 апреля 1951 г. - шестерка (Франция, ФРГ, Италия, Бенилюкс) в Париже подписывает договор, учреждающий ЕОУС.
25 марта 1957 г. - Римский договор об учреждении Общего рынка и Евроатома.
Единая Европа строилась постепенно с акцентом на приоритетные области сот-ва, требующиеся для совместной деятельности.
С подписанием Договора об учреждении ЕОУС начался первый этап европейской интеграции, который можно назвать отраслевым.
2.ЭТАПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ:
I. - зона свободной торговли (отмена таможенных квот и других ограничений в торговле между государстами при сохранении их автономии в таможенной и торговой п-ке по отношению к третьим странам)
- с 1951 г. 50-е гг.
- 1957-1968 гг.
II. - таможенный союз (введение общего внешнего таможенного тарифа и переход к единой торговой п-ке в отношении третьих стран).
80 — е гг.
III. - Единый внутренний рынок.Таможенный союз плюс осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (включая свободу их профессиональной деятельности)
1.С 1992 г. - экономический и валютный союз (единый внутренний рынок + гармонизация и координация экономической политики государств -членов на основе совместно принятых решений и контроля за их выполнением, замена национальной валюты единой валютой (евро) и единая валютная и денежная полтика ЕС).
2. Важнейшим условием продвижения к единой Европе стало формирование единой правовой базы и системы общенациональных институтов, имеющих отчасти межгосударственный, отчасти наднациональный характер и наделенных правом принятия обязательных решений и контроля за их выполнением ( иными словами, общим институтом делегирующим полномочия, составляющие часть суверенных прав государств и членов ЕС. )
Европарламент и ЕК — наднациональные органы.
3. 19 июня 1990 г. - подписаны Шенгенские соглашения, устранившие визовые формальности при пересечении границ в пределах ЕС.
Таким образом, можно выделить ряд факторов, способствующих развитию туризма в Западной Европе:
-Культурно-исторические;
-Социально-экономические;
-Политические;
- Западноевропейская интеграция стала мощным катализатором для развития внутрирегионального характера туризма.
1.Межрегиональный туристский обмен развит слабее. США является неевропейской страной, входящей в первую 10 по количесиву прибытий в Европу.
Самая посещаемая туристкая страна Западной Европы и мира — Франция. Она принимает каждого пятого на старом континенте, в основном из стран ЕС. Наиболее интенсивный туристический обмен сущ-ет с Германией, Великобританией и странами Бенилюкса.
2. Самый крупный рынок выездного туризма не только в Европе, но и в мире сложился в Германии. По прогнозам ВТО к 2020 г. объем выездного туризма в Германии составит 163,5 млн. поездок.
3. РАЗВИТЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА СУБРЕГИОНА
Туризм с целью отдыха и развлечений. Самый крупный рынок находится в Западной Европе. Причем 87% европейцев отдыхают в пределах ЕС.
Большая часть туристских потоков со служебными целями напрвляется в Европу.
В структуре деловых поездок на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, интенсив-туры для служащих фирм. Занимая 1 место в мире по количеству прибытий и расходами на деловой туризм, Европа постепенно утрачивает лидирующие позиции в этом сегменте туристкого рынка. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в начале 90-х гг. В условиях экономического спада компании перешли к политике жесткой экономии. Они увеличивали расходы на деловую часть поездки, экономя на организацию отдыха и развлечений бизнесменов.
Типичный турист, путешествующий со служебными целями — это мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный служащий и владеющий английским языком — обязательное условие.
Основной поставщик деловых туристов — Германия. Среди европейских государств, принимающиих деловых туристов, особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС.
Наиболее динамичный сегмент рынка деловых путешествий — конгрессно-выставочный туризм. В мире растет интерес к симпозиумам, конференциям, совещаниям, семинарам, а также — выставкам и ярмаркам.Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Западной Европе являются: Ганновер, Давос, Амстердам, Брюссель, Лондон, Женева, Копенгаген, Страстбург. Эти города имеют соответствующую материальную базу и располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей.
Лечебно-оздоровительный туризм в Западной Европе в основном развит в Германии, Австрии и Швейцарии. Курорты представлены двумя типами: бальнеологические и климатические. Баден-Баден, Висбаден, Багдастайн.
Вид туризма с целью обучения. 29 июня 1999 года 29 странами принята Болонская декларация, необходимая для формирования нового квалификационно-образовательного уровня рабочей силы и единого образовательного пространства Европы. Единый экономический и валютный рынок нуждается в едином рынке образовательных услуг. Оснавная цель образовательного туризма — получение высшего образования, подтвержденного дипломом, конвертируемым на територии ЕС.
Вопросы и задания для самосоятельной работы.
1.Укажите наиболее популярные субрегионы Европейского туристского макрорегиона.
2.Определите благопричтные факторы для развития внутрирегионального туризма в Европе.
3.Объясните влияние западноевропейской интеграции на развитие внутрирегионального туризма.
4. Составьте рейтинг наиболее представленных видов туризма в Западной Европе.
Франция - лидер мирового туристского рынка
План:
1 Наиболее представленные виды туризма.
2 Основные дестинации Франции.
Рекомендуемая литература
1 Долматов, Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность, перспективы / Г.М. Долматов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 15–17.
2 Ушаков, Д.С. Технологии выездного туризма / Д.С. Ушаков. – Ростов н/Д: Март, 2004. – С. 52–53.
3 Романов, А.А. География туризма : учеб. пособие / А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. – М.: Советский спорт, 2002. – С. 45–46.
4 Сенин В.С., Организация международного туризма: учебник / В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 70–72.
1 Самая посещаемая туристская страна Европы и мира – Франция. Она принимает каждого пятого отдыхающего на старом континенте, в основном из стран ЕС. Наиболее интенсивный обмен существует с Германией, Великобританией и странами Бенилюкса.
Туризм с целью отдыха и развлечений. Изумительные ландшафты и исторические города, всемирно известная культура и модные товары, превосходные кухня и вина делают Францию очень привлекательной для туристов. Французы называют свою страну «шестиугольник». Ее очертания действительно напоминают на географической карте эту геометрическую фигуру.
Вместе с тем такое название передает необычайное разнообразие природных условий и богатство культуры. В мире найдется немного стран, которые могут сравниться с «шестиугольником» и предложить столь пеструю палитру ландшафтов: Альпы, среднегорье, обширные равнины, тенистые леса.
Морские берега Франции, протянувшиеся на 3 тыс. км, и также очень живописны: гранитные скалы в Британии, длинные гряды дюн на Атлантическом побережье, песчаные пляжи и лазурные бухты на Средиземном море.
Наряду с желанием провести отпуск, любуясь природными красотами, Многих туристов влечет во Францию интерес к искусству и культуре.
Париж – центр политической, экономической и культурной жизни страны. Постичь этот город до конца невозможно, так как он огромен, изыскан и не похож ни какой другой. Среди некоммерческих объектов культуры «пальма первенства» по посещаемости часто переходит от одного обладателя к другому. Последнее время ее удерживает Центр национального искусства и культуры Жоржа Помпиду, созданный по проекту Роджерса и Пьяно. Центр является современным по архитектуре зданием Парижа, которое построено в 1977 г. В стиле «Хай-Тек». Здесь же находится большая общедоступная библиотека.
Среди многочисленных памятников Парижа, открытых для туристов на платной основе, самым посещаемым является Эйфелева башня, сооруженная по проекту французского инженера Эйфеля для Всемирной Выставки в 1889 г. Башня стала символом нового времени. 15 тыс. сваренных металлических деталей образуют необыкновенно легкую и ажурную, динамичную конструкцию. Первоначально парижане называли башню «черной гигантской трубой», протестуя против ее возведения. Сегодня портрет Эйфеля украшает 200-франковую купюру.
Башне посвящают стихи и песни, картины, кинофильмы и балет. Она была концертной площадкой для Эдит Пиаф и Шарля Азнавура. Мирей Мотье в 1983 г. приветствовала 100-миллионного посетителя. Со временем популярность башни только возрастает. По результатам опроса, проведенного в канун XXI века, в ряде стран мира ее считают олицетворением объединенной Европы. Эйфелева башня – это памятник, ставший легендой. Она уникальна во многих отношениях. Вопреки кажущейся легкости, вес конструкции превышает 10 тыс. тонн, распределен же он так, что каждая из 4-х опор давит на поверхность земли не больше, чем человек, сидящий на стуле. Высота башни – 318 м. Только за 1996 г. на ней побывало 5,5 млн гостей, принесших городу доход в размере 25 млн французских франков. Эйфелева башня имеет и другое предназначение. Она служит в качестве ретранслятора для шести телеканалов и восьми радиостанций. Целая обсерватория создана для наблюдения за вершиной башни, которая отклоняется от вертикальной оси на 10–20 см под воздействием солнца, разогревающего металл.
Башня не принадлежит государству, она является собственностью Парижа. Управление ее возложено на компанию со смешенным капиталом. В штате компании состоит 200 человек, еще 200 работают в ресторанах и сувенирных магазинах. Эта организация обеспечивает охрану, проводит ремонт, организует прием туристов. Раз в семь лет башню полностью красят.
Другая достопримечательность Парижа – Лувр – занимает второе место по числу посетителей. В прошлом – крепость, тюрьма, резиденция королей, академия. Лувр сегодня – крупнейший музей мира, храм классического искусства. В 1996 г. Лувр принял 4,7 млн гостей города.Большой популярностью у туристов пользуются также Городок науки и техники «Ля Вильетт», Версаль – вершина французской дворцовой архитектуры, Музей д¢Орсе, известный собранием произведений импрессионистов.
2 Любители купально-пляжного отдыха направляются в приморские районы Франции. Наиболее известный из них – Французская Ривьера – расположена на юге Франции. Узкая полоса Средиземноморского побережья шириной 20 км и длиной и 230 км протянулась от г. Ментонау – границы с Италией на востоке – до г. Тулона на западе. Лазурным берегом ее стали называть с легкой руки поэта Льежара, давшего это название одному из своих произведений.
Лазурный берег тесно связан с прошлым и настоящим России. Вслед за императрицей Александрой Федоровной в 1856 г. сюда последовала русская аристократия. Она сочетала государственные интересы с азартными играми в казино и посещением грандиозных балов в роскошных вилах. К началу XX века здесь выросла целая русская колония, насчитывающая около 600 владельцев недвижимости.
Французская Ривьера и сегодня не потеряла своей привлекательности. Благодаря теплому и чистому морю, комфортному климату, живописной прибрежной полосе, большому количеству историко-культурных памятников и проводимым праздникам она является одним из самых посещаемых мест Франции. На Лазурном берегу не менее 300 погожих дней в году. Средняя температура воздуха на побережье +20С. В наше время туристы приезжают туда не только купаться и загорать, они занимаются водными видами спорта. Здесь созданы все необходимые условия для занятий верховой ездой, игры в теннис, пеших и велосипедных прогулок.
Отдых на море туристы все чаще совмещают с участием в культурных программах. Лазурный берег занимает второе место во Франции после района Иль-де-Франс, включающего Париж, по количеству музеев. Самыми престижными курортами Лазурного берега считаются Ницца – административный, экономический и культурный центр Ривьеры, и Канны, где проводятся международные кинофестивали. Самый южный Курорт – Йер, а также Сен-Тропе.
В последнее время на французском рынке въездного туризма обозначилась новая тенденция. После принятия Шенгенских соглашений и отмены визового режима между странами визового режима, между странами ЕС, во Франции растет доля непродолжительных поездок, а удельный вес долгосрочных –снижается. Все больше европейцев посещают ее в уик-энд, а свой основной отпуск проводят в других странах. Многие специалисты считают, что преодолеть отставание будет сложно.
География бизнес поездок. В структуре деловых поездок во Франции преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, интенсив-туры для служащих фирм. Типичный турист, путешествующий со служебными целями – это мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист, владеющий английским языком.
Во Франции каждое 10-е прибытие осуществляется с деловыми целями. Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности является Париж и Страсбург. Интенсив-туры как поездки в виде поощрения за успехи в работе получили распространение в Европе в 70–80-е гг. Практика показывает, что интенсив-туры являются хорошим стимулом к труду. Во Франции на них приходится почти половина общей суммы расходов фирм на вознаграждение своих сотрудников. Стоимость туров варьируется от 500 до 1 500 американских долларов, продолжительность от 3 до 7 дней.
Религиозный туризм. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли, но наиболее почитаемые из них находятся в Европе. Особенно почитаемыми у христиан реликвии связаны с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них – терновый венец –находится в Париже в соборе Нотр-Дам. Венец покоится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Ежегодно на этот форум католической молодежи съезжаются до 500 тысяч верующих студентов.
Многие центры христианского паломничества связаны с именем Девы Марии. 2/3 из 6 тысяч святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются в места явления Образа Марии. Одно из таких чудес произошло в XIX веке в небольшом селе Лурд на юге Франции. Паломники посещают Грот-де-Массабьель и комплекс наземных и подземных церквей вокруг него. Сегодня Лурд – второй после Рима культовый центр по числу пилигримов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1 Назовите наиболее популярные виды туризма, представленные во Франции.
2 Укажите, какое место занимает Франция по количеству международных прибытий среди ведущих туристских держав?
3 Какое государство опережает Францию по количеству доходов, получаемых от международного туризма?