Формы концентрации туристского производства.
ПЛАН:
1 Создание глобальных объединений и стратегических альянсов в международном туризме.
2 Формы концентрации производства в туристском бизнесе: интеграция, диверсификацмя, конгломерация.
Рекомендуемая литература
1 Папирян, Г.А. Международные экономические отношения / Г.А. Папирян. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – С. 21–22.
2 Чудновский, А.Д. Информационные технологии управления в туризме / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М., – 2006. – С. 28–32.
1 Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и туристского в частности особого внимания заслуживают процессы глобализации. Концентрация производства и централизация капитала приводят к образованию транснациональных компаний (ТНК). Их производственные системы не совпадают с очертаниями государственных границ. Своими производственными сетями они охватили значительную часть мирового производства. ТНК играют активную роль в глобальных интеграционных процессах. ТНК от однонациональности капиталов и сепаратности действий перешли к политике сотрудничества, реализации совместных программ. Эта тенденция находит проявление в образовании глобальных союзов корпораций.
Быстрое увеличение их числа происходит под влиянием ряда факторов, среди которых решающее воздействие оказывает обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Оно имеет место не только между компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали фирмы из новых индустриальных стран. Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем – с помощью сотрудничества. Они совместно используют достижения каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.
Заключение глобальных союзов практикуется в разных секторах индустрии туризма и гостеприимства. Ярким примером действенности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Благодаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагенств, фирм по прокату автомобилей. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы от авиаперелетов и размещения в отелях до бронирования билетов в театр и страховых полисов. Одной из самых крупных компьютерных систем бронирования туристских продуктов, наряду с «СЕЙБР», «АМАДЕУС», «УОРДСПЕН», является «Галилео Интернешнл».
В настоящее время, кроме глобальных союзов, формируются СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ. Первым присущи изменения имущественных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не затрагивают отношения собственности, поэтому они получили более широкое распространение.
Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консорциумов, совместных предприятий стратегического характера). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний – участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.
В гостиничном хозяйстве стратегические альянсы заключаются между несколькими компаниями для совместной реализации услуг, создания единой сбытовой сети, согласованной маркетинговой деятельности, осуществления, крупных финансовых вложений. Основной мотив такового объединения состоит в продвижении торговых марок гостиничных компаний на рынке. В рамках альянса продукт одной фирмы открывает возможность другой выйти на рынок, и путем разделения финансового риска обе они уходят от банкротства при неблагоприятной экономической конъюнктуре. Доказав свою эффективность, альянсы станут главной стратегией роста гостиничных компаний в XX веке.
Наиболее четко процессы глобализации просматриваются на воздушном транспорте. Налаживаются прочные партнерские связи между ведущими авиакомпаниями мира. Они предпочитают создавать стратегические альянсы со своими конкурентами, нежели покупать акции менее крупных перевозчиков. Достигнув между собой согласия, авиакомпании могут быстро расширить маршрутную сеть, увеличить свою рыночную долю и ограничить доступ на рынок других перевозчиков. Такое сотрудничество дает общий для всех участников альянса результат – увеличение объема воздушных перевозок.
Соглашения между авиакомпаниями касаются разных сфер деятельности. Раньше они распространялись в основном на управление погрузо-разгрузочными работами в аэропортах, инвестирование и текущее финансирование. Например, авиакомпании «ДЖАПЕН ЭЙРЛАЙНЗ», «ЛЮФТГАНЗА и ЭР ФРАНС» заключали соглашение о совместном строительстве терминалов в Нью-Йоркском аэропорту им. Дж. Кеннеди.
Сегодня международные стратегические альянсы на воздушном транспорте переживают новый этап развития. Члены альянса перешли к взаимообмену своими идентификационными кодами и к сотрудничеству в рамках специальных поощрительных программ для часто летающих пассажиров. Тем не менее, налаживание партнерских отношений между перевозчиками наталкивается на препятствия. США предоставляют антитрестовый иммунитет альянсам при условии, что будут подписаны двухсторонние соглашения об «открытом небе». Эти соглашения делают возможным доступ американским перевозчикам к авиарынкам Европы и Азии. На старом континенте создание альянсов осложняется из-за позиций ЕК по вопросу о двухсторонних соглашениях. Несмотря на возникающие препятствия, авиакомпании продолжают объединяться. Нередко один и тот же перевозчик входит одновременно в несколько альянсов с разными целями.
2 Специалисты различают три формы объединения: интеграция, диверсификация и конгломерация. Интеграция – это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная). Самой ранней её формой в туризме, не потерявшей актуальности и сегодня, считается горизонтальная интеграция. Ей обязаны своим появлением первые гостиничные цепи. Туристские предприятия, находящиеся на одной ступени технологического процесса, т.е. выпускающие одинаковую продукцию или оказывающие аналогичные услуги, объединяются для того, чтобы получить экономию от масштаба производства, нарастить объем поставок или сбыта, ограничить или устранить конкуренцию. Каждое предприятие в отдельности либо ощущает недостаток капитала, производственных мощностей, маркетинговых услуг для дальнейшей самостоятельной деятельности, либо видит в альянсе с другими предприятиями выгоды для себя.
Экономические преимущества, которые получают крупные предприятия, стали очевидны с превращением туризма в массовое явление современности. На авиатранспорте горизонтальная интеграция продиктована скорее стремлением авиакомпаний удержать клиентов на остроконкурентных рынках воздушных перевозок. В отличие от авиаперевозок и гостиничного дела туроператорская и турагентская деятельность характеризуется низкой капиталоемкостью, поэтому среди посредников процессы горизонтальной интеграции часто протекают в виде слияния или путем приобретения контрольных акций.
Вертикальная интеграция наибольший эффект приносит в сфере распределения. В результате интеграции образуются вертикальные маркетинговые системы, бросающие вызов традиционным каналам сбыта. При переходе к вертикальной маркетинговой системе действующие субъекты – производитель, оптовые и розничные торговцы – не меняются, они выступают как единый организм.
Инициатива создания вертикально интегрированных маркетинговых каналов часто исходит от поставщиков туристских услуг или крупных туроператоров. Повышенную активность здесь проявляют авиакомпании. Они проникают в смежные области и сосредоточивают в своих руках управление всем технологическим процессом производства и реализации турпродукта. Внедрение авиаперевозчиков в сферу деятельности турфирм составляет характерную особенность современного этапа развития индустрии путешествий.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1 Назовите главные причины концентрации туристского рынка.
2 Охарактеризуйте основные формы концентрации производства в ту ристской индустрии.
3 Каковы тенденции изменения рыночной концентрации в туризме?