Туризм как системный объект изучения.

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Туризм как системный объект изучения. - student2.ru

Л. А. Лазарева

Самостоятельная работа студента при изучении организации туристской деятельности

Учебное пособие

Ростов-на-Дону

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Туризм как системный объект изучения. - student2.ru

Л. А. Лазарева

Самостоятельная работа студента при изучении организации туристской деятельности

Учебное пособие

Ростов-на-Дону

ББК 65.43: УДК 42 + 06

Лазарева, Л.А.

Самостоятельная работа студента при изучении организации туристской деятельности. учеб-метод. пособие. / Л.А.Лазарева; Рос. гос. ун-т путей сообщения, - Ростов н/Д, 2011. – 52 с.

В учебном пособии представлен материал для изучения дисциплины «Организация туристской деятельности»: подробно изучен комплекс проблем, составляющих основу профессиональных знаний и навыков различных категорий турагентов и туроператоров. Анализ современного состояния и перспектив мирового туристкого рынка нацелен на развитие профессиональной компетенции специалиста, работающего в сфере туристской индустрии.

Практическую направленность учебного пособия усиливает блок для самостоятельной работы студентов, состоящий из воппросов для обсуждения, упражнений по работе со статистическим материалом, тестов для самоконтроля. Система упражнений способствует более быстрому,непринужденному,но прочному усвоению новой информации.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 100.400.62 – «Туризм». Профиль подготовки: «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».

Рецензент канд. ист. наук, проф. А.Н. Рубаник

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

© ЛазареваЛ.А.,2011

ФГБОУ ВПО РГУПС, 2011

Содержание

1 Туризм как системный объект изучения…………………………................4   2. Особенности функционирования туристских организаций……………....8   3 Способы государственного регулирования туристской деятельностью……………………………………………………………………….. ……10   4 Транспортная инфраструктура туризма………………………………….. 13   5 Формы концентрации туристского производства…………… ………….17 ………………………………………………………………….   6 Причины и последствия создания гостиничных цепей. ………………………………………………………………………20   7.Влияние западноевропейской интеграции на развитие внутрирегионального туризма…………………. ………………………………………………………………………………..24   8 Франция – лидер мирового туристкого рынка……… ………………………………………………………………… ….. 28   9 Специфика развития туризма в Американском макрорегионе ……………………………………………………………………………………32   10 Анализ развития туризма в Российской Федерации…….. …………………………………………………………………………37   Вопросы к практическим занятиям по учебной дисциплине: «Организация туристской деятельности»…………………………………….43   Современная терминология и понятийный аппарат туристической индустрии…………………………………………….....................................................47   Задания для самостоятельной работы студентов……………………………………………………..........................................49   Контрольные задания для студентов заочной формы обучения……………..52   Вопросы к экзамену по дисциплине: «Организация туристской деятельности»…………………………………….……………………………………….. 56 Темы дипломных работ………………………………………………………… 58   Библиографический список………………………………………………… 65  

Специфика развития международного туризма в Американском

Макрорегионе.

ПЛАН:

1 Основная характеристика Американского макрорегиона.

2 Особенности развития туризма в США и Канаде.

Рекомендуемая литература

1 Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: инновационные стратегии развития: учеб. пособие / В.Ю. Воскресенский. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2007.

2 Щербакова, С.А. Международный туризм: экономика и география: учеб. пособие / С.А. Щербакова. – М.: «Финансы и статистика», 2007.

3 Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

1 Американский регион, занимающий второе место по прибытиям после Европы, привлекает туристов со всего мира. Въездной туристский поток распределяется между четырьмя субрегионами: Северная Америка, островные государства и территории Карибского бассейна, Южная Америка и Центральная Америка. 7 из каждых 10 туристских прибытий в Западное полушарие приходится на Северную Америку. Она остается лидером, несмотря на медленное снижение её доли. Одновременно увеличивается удельный вес стран Карибского бассейна, Центральной Америки и особенно Южной Америки.

Южная Америка быстро наращивает количество туристских прибытий. Она располагает уникальными природными объектами и памятниками истории и культуры, благодаря которым южно-американское направление становится всё более популярным среди американских и европейских туристов.

На этом континенте находятся самый высокий на Земле водопад Анхель (Венесуэла), величайшая в мире река Амазонка (Бразилия), обширные дождевые леса Амазонии, высочайшие горные пики Анд. Среди культурных достопримечательностей особый интерес представляют дошедшие до нас свидетельства древней цивилизации инков, культовые города Мачу-Пикчу и Куско, плато Наска, города эпохи колониализма. Огромный туристский потенциал этого материка используется пока крайне слабо.

В Америке подавляющая часть туристских потоков сосредоточена внутри региона. Особенно интенсивно туризм осуществляется между тремя странами Северной Америки: США, Канада, Мексика. Причем туристский поток из США в Мексику, по данным ВТО, является самым крупным в мире.

Крупнейшие мировые потоки. Америка, 1996 г.

США – Мексика – 20,3 млн прибытий;

Канада – США – 15,3 млн прибытий;

США – Канада – 13 млн прибытий.

Развитие субрегиона Северная Америка связано с рядом благоприятных факторов:

- выгодное географическое положение региона меж трех океанов;

- огромная территория с разнообразными ландшафтами, богатыми туристскими ресурсами, многообразие исторических, культурных и хозяйственных объектов;

- высокая степень хозяйственного развития стран, в том числе туристской инфраструктуры, включая все виды транспорта, что способствует передвижению и размещению туристов, организации сервиса.

Важную роль сыграл и тот факт, что США является ведущей капиталистической страной, наряду с Канадой, и имеют наиболее высокий уровень жизни в мире. Кроме того, этот англоязычный район способствует притоку туристов практически из всех стран мира, где говорят по-английски.

2 Наиболее ёмкий рынок въездного и выездного туризма в Северной Америке сложился в США. В последнее время количество туристских прибытий стабилизировалось на уровне 46–47 млн поездок в год. Две из каждых пяти поездок предпринимаются с целью отдыха и развлечений. Путешественников притягивают уникальные природные объекты, овеянные легендами и усиленные рекламой. Туристы приезжают в США, чтобы побывать в долине гейзеров в Йеллоустоунском национальном парке; посетить Карлсбадские пещеры; полюбоваться грандиозной панорамой Гранд-Каньона или отдохнуть на песчаных пляжах Калифорнии. Большой популярностью у иностранных туристов пользуются поездки в Вашингтон и Нью-Йорк с бетонными небоскребами Манхеттена, Колумбийским университетом, улицей банков Уолл-стрит, знаменитым Бруклинским мостом и Метрополитен-опера. Много открытий ждет туристов и в других городах США, например Лос-Анджелесе, где находится увеселительный парк «Диснейленд» и киностудия Голливуда. Эти достопримечательности влекут к себе как иностранных посетителей, так и самих американцев. Ежегодно американские граждане совершают свыше 1 млрд поездок (внутренних и международных). Маршруты большинства из них пролегают внутри страны, а за рубежом – по территории соседних Мексики и Канады. Межрегиональные туры пользуются меньшим спросом у американцев.

Приоритетным направлением межрегионального обмена на протяжении многих лет остается Европа. Туристские потоки из США направляются во Францию, Великобританию, Италию, Испанию. Каждая 4-я поездка за рубеж приходится на европейские страны, однако доля отбытия в их отбытиях неуклонно сокращается. В начале 90-х гг. Европейская туристская комиссия провела специальное исследование выездного туристского рынка США. Цель его состояла в выявлении причин, по которым американцы откладывают поездки в Европу.

46 % респондентов выделили в качестве главного сдерживающего фактора – экономический, расценив отдых в Европе как слишком дорогое удовольствие. Беспокойство вызывает рост цен на проживание в гостиницах, транспорт и питание. В числе других важных факторов, препятствующих более интенсивному обмену туристами между Америкой и Европой, называлось отсутствие свободного времени. Как правило, поездки американцев в Европу продолжительны и организуются с таким расчетом, чтобы посетить сразу несколько европейских стран. 6 % указали в качестве главной причины опасность террористических актов. Однако со времени предыдущего опроса доля этих лиц сократилась.

Среди других туристских потоков в США выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион. Он пользуется популярностью у американцев так же, как и у европейцев. Чаще всего американцы посещают Восточную Азию: Китай, включая Сянган (Гонконг), Японию, Корею и Сингапур.

Остальные туристские регионы мира – Африка, Ближний Восток и Южная Азия – освоены американцами очень слабо. По прогнозам ВТО до 2010 г., хорошие перспективы на американском рынке въездного туризма имеют Европа, АТР, Ближний Восток.

Развитию туризма в Канаде способствует её положение на важных международных авиалиниях, связывающих Европу и Азию с Американским континентом. Очень важно и то, что Канада граничит с главным поставщиком туристов – с США. В то же время на развитии туризма отрицательно сказывается отсутствие у Канады теплых морей. Сезонность прибытий довольно велика и характеризуется резким увеличением числа посетителей в летние месяцы. Однако большой поток туристов в декабре-марте свидетельствует, что Канада остается привлекательным регионом туризма и в зимнее время. Главной генерирующей страной для Канады является Великобритания, что объясняется общностью языка и двухвековыми политико-историческими связями Англии и ее крупнейшего в прошлом доминиона. Значительное место в туристских потоках в Канаду занимают Франция, Германия, Япония и Австралия. Канадцы предпочитают проводить свой отдых в США. Их привлекают теплые летние и зимние курорты юга США, Мексики и Карибского бассейна. Из европейских государств канадцы предпочитают Великобританию.

Основные аттракции страны – безбрежные степные равнины и высокие Кордильеры, Великие Канадские озера, полноводные, красивые реки и 100-метровые ступенчатые водопады Гранд-Фолс, а также множество других природных достопримечательностей первозданной природы и хорошо развитая туристская инфраструктура страны. Города сконцентрированы в 200-километро-вой полосе вдоль границы с США, остальная территория заселена крайне редко. Ценнейшим туристским ресурсом страны являются её национальные парки, которых около 40. Канада выигрывает по сравнению с США в том, что её природа сохранилась значительно лучше. Наиболее известные национальные парки: Банф расположен на лесистых хребтах Скалистых гор, имеет природные минеральные источники; Вуд-Баффало находится на границе тайги и лесотундры; Глейшер, располагающий уникальными горными пейзажами, озерами и возможностью заниматься альпинизмом.

Туристов в Канаде привлекает не только первозданная природа, но и крупные города, сосредоточившие в себе политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Оттава – столица страны расположена на берегах левого притока реки Святого Лаврентия. На юге через город проходит живописный канал Ридо. Торонто – крупнейший город Канады. Наиболее американизированный город, крупный деловой, финансовый и промышленный центр страны Монреаль – 2-й по величине город страны. Квебек – центр франкоязычной Канады. Ванкувер – 3-й по величине город и крупный порт, связывающий Канаду со странами Юго-Восточной Азии и всего Тихого океана.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1 Назовите основные факторы развития международного туризма в американском туристском макрорегионе.

2 Какое место в мире занимают США по количеству валютных поступлений, получаемых от туристской индустрии?

3 Укажите важнейшие аттракции, представленные в Канаде.

Анализ развития туризма в Российской Федерации

План:

1 Развитие туризма в СССР: исторический экскурс.

2 Становление российского туризма в переходный период.

3 Современное состояние туристского рынка в России.

Рекомендуемая литература

1 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002.

2 Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002.

3 Кулагина, Г.Д. Статистика туризма: учеб. пособие / В.А. Кулагина, С.В. Поспелова, В.С. Сенин. – М., 1996.

4 Соколова, М.И. История туризма / М.И. Соколова. – М., 2001.

1 В бывшем СССР развитие туризма берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отделили его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям. Кроме того, ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов, 80 % в составе организованных туристских групп.

Однако в СССР активно развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.

Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. По этой причине капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма как части всей социальной политики. Следствием этого было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. Тренд прибытий туристов показывает рост числа иностранцев, посетивших нашу страну.

В 1986 г. уровень прибытия сократился по сравнению с 1985 г. из-за чернобыльской аварии. Тем не менее, рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х гг., а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г. Затем он пошел на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период перестройки был зафиксирован в 1992 г. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г. Россию уже посетило 10 млн иностранных туристов. Больше всего иностранцев в Россию в 1995 г. прибыло из Финляндии, второе место занимала Польша. Гости из несоциалистических стран в конце 80-х гг. составляли 1/3 всех приезжающих. В этом немалую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением.

Политика ограничений международного туризма была присуща не только СССР, но и странам Восточной Европы, которые также уделяли мало внимания развитию международного туризма у себя, ограничиваясь развитием внутреннего туризма или обменом туристскими потоками между собой. Исключение составляла Югославия, которая в 60–70-е гг. начала развивать индустрию отдыха, привлекая туристов с Запада.

Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн человек против 2,8 млн человек в 1985г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, т. е. в 1989–1991 гг. Но даже эти показатели были меньше 1 % общего мирового туристского потока. После 1992 г. большая доля численности, выехавших из России обеспечивается благодаря выезжавшим в ближнее зарубежье. Так в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн человек. В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист за рубежом тратит 1,5 тысячи долларов, что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов.

Если в конце 80-х гг. лидирующими странами по приему советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х гг. лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тысячи человек. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай.

У российских туристов популярны такие страны, как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм. Особенно большие потоки россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так называемым шоптуризмом, который в будущем, естественно, претерпит изменения со стабилизацией рынка потребительских товаров в России.

Индустрию международного туризма в СССР представляли Госкомитет «Интурист» и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, которые монопольно занимались организацией приемов иностранных гостей и отправкой граждан СССР за рубеж. Крупные гостиницы страны, принимавшие иностранных гостей, также принадлежали им. В Советском Союзе в начале 90-х гг., по оценкам ВТО, предлагалось всего 32 тысячи номеров, из которых не все отвечали международным стандартам для приема иностранцев.

Гостиничный фонд состоял из трех основных видов:

- старые традиционные отели, построенные в прошлом и утерявшие свой некогда роскошный облик;

- современные сооружения из бетона и стекла, но с меньшими удобствами, которые были предназначены для приема гостей из социалистических стран или внутренних туристов;

- новые гостиницы, построенные по международным стандартам.

Некоторые иностранные компании в начале 90-х гг. входили в совместные предприятия с российскими учреждениями и участвовали в реконструкции и строительстве новых гостиниц в России, а также в управлении ими, например:

- французская гостиничная цепь «Аккор» – гостиницы «Софитель» и «Новотель»;

- британская группа «Интер-Континенталь Отелс», с 1991 г. представленная фешенебельной гостиницей «Метрополь» в центре Москвы;

- американская группа «Карлсон-Редиссон-Колони», участвовавшая в построении и управлении пятизвездного отеля в Москве «Редиссон-Славянская», а также в открытии в 1995 г. в Сочи «Редиссон-Лазурная»;

- группа «Пента» с 1991 г. представлена в Москве гостиницей «Олимпик Пента Ренессанс»;

- канадская группа ИМП Групп Лтд с 1991 г. представлена гостиницей «Аэростар».

Только в Москве начиная с 1990 г. планировалось строительство тринадцати гостиниц с участием крупнейших гостиничных цепей мира: «Шератон Корпорейшн», «Холидей Инн Уордвайд», «Оберой».

Кроме Москвы, Петербурга и Сочи, иностранные компании начинают проявлять интерес и к другим городам России, перспективным в деловом отношении.

В настоящее время все ещё наблюдается недостаток в предложении услуг в столицах и курортных зонах России, поэтому иностранные компании стремятся внедриться на этот рынок, чтобы извлечь выгоду. Однако, как и раньше, их сдерживают две причины: недостаточно четко определены права собственности, и несоответствие принципов и стандартов бухгалтерского учета западным.

2 С началом экономических преобразований сфера составления туристского продукта и его реализация в России кардинально изменилась, и сейчас её представляют иностранные компании. На рынке РФ по данным ГКФТ России, работает около 8 000 фирм, 6 000 из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность. Из них лишь 1,5 % используют иностранный капитал, а 0,3 % фирм основаны полностью на иностранном капитале. Значительное большинство российских туристских фирм специализируется на отправке туристов за рубеж. Они предлагают такие туристские продукты, как отдых у моря, шоптуры, познавательный туризм, поездки на обучение, бизнес-туризм, морские круизы.

Туристский бизнес в России находится в стадии институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности.

Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в РФ.

«Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристкой деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма».

Программа проводилась в два этапа. Первый этап рассчитан на полтора года, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагало развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа произошла стабилизация и постепенный рост внутреннего и въездного туризма на 4 % в год. К концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей было создано 60 тысяч рабочих мест.

Второй этап, более продолжительный чем первый, – с 1998 по 2005 г. – был нацелен на активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристкой инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа произошел дальнейший рост туристских потоков на 14 %–15 %.

В программе осуществлялись мероприятия по кадровому и научному обеспечению туристской индустрии. К 2000 г. была завершена работа по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма.

В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма были проведены следующие мероприятия:

- подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;

- участие организаций в проведении международных туристских выставок;

- проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;

- создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах;

- создание единой туристско-информационной сети на территории России, её интеграция с аналогичными международными сетями;

- реформирование сети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом.

Для проведения всех перечисленных мероприятий по рекламно-информационному развитию международного туризма, кроме последнего, по программе выделялось на 1995–1997 гг. около 5,4 млрд руб. Для проведения последнего мероприятия 4,2 млрд дол. было распределено поровну по годам.

Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседаниях исполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанный трехгодичный период обошлось по 100 тысяч дол. в год, а что касается участия России в организации и проведении международных туристских выставок, создании единого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казны пришлось выделить по 56 тысяч дол. в первые два года и 58 тысяч дол. в третий год.

Для столицы России московское правительство также разработало Концепцию развития международного туризма в Москве до 2005 г., согласно которой проведена реконструкция существующих гостиниц и построены новые на 38 тысяч гостиничных мест.

К 2005 г. число прибытий иностранных туристов в Москву достигло около 11 млн человек, валютные поступления при этом составили 2,4 млрд долл.

Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. «Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие».

Приоритетным направлением государственной политики является развитие внутреннего и въездного туризма, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ.

В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования.

В целом индустрия туризма в России может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница или гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию или восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.

От делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитых отелей в крупных городах. Согласно структурной теории спроса, в гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона страны Восточной Европы и бывшего СССР находятся в первой фазе, когда в экономике доминируют добывающие и производственные отрасли. Деловые путешественники в основном являются работниками служб маркетинга и сбыта разных учреждений. По мере роста сферы услуг, страны войдут во вторую фазу, и число бизнес туров увеличится. В третьей фазе, когда установлены корпоративные структуры в сфере услуг, количество деловых путешественников остается на высоком уровне, однако темпы роста ниже, чем во второй фазе. Для сравнения, континентальная Европа по этой теории входит во вторую фазу, а Великобритания – в третью. Это говорит об огромном потенциале делового туризма в России.

3 При всей неоспоримой привлекательности для туристов Россия использовала далеко не весь свой потенциал. Высокие цены – основной, но не единственный фактор, сдерживающий рост. С точки зрения туристов, основные жалобы в связи с пребыванием в России касаются продолжительности бюрократических процедур, цены визы и времени, необходимого для её приобретения, некачественного сервиса и страха перед криминалом и террористическими актами.

Ситуация с внутренним туризмом. Данных о перемещении туристов внутри страны крайне мало, по различным оценкам, за год совершается 75–100 млн поездок. Доля россиян, проводящих свой отпуск внутри страны, составляет лишь 20 % в год. Тем не менее, количество поездок внутри страны существенно ниже аналогичного показателя в Советскую эпоху. В те времена туризм как часть общественной жизни был широко распространен. Правительство принимало множество экономических мер для стимулирования туризма во время отпусков, а профсоюзы субсидировали работников, не имеющих собственных средств для путешествий. Сегодня такая поддержка со стороны государства практически отсутствует. Кроме того, за последние годы существенно выросла стоимость поездок внутри страны – по некоторым данным Российского Союза Туриндустрии, стоимость авиабилетов вновь возросла в 2004 г. почти на 20 %, а стоимость железнодорожных билетов выросла более чем на 30 %. В результате все большее число россиян направляется в отпуск за рубеж.

Поток туристов из страны превышает приток иностранных туристов в страну. Если количество въездов в страну в 2005 г. сократилось на 15 %., то количество поездок за рубеж возрастало в среднем на 9 %. При этом за последние два года рост данного показателя в процентах составлял даже двухзначные цифры. В 2004 г. количество въездов в страну составило 22 млн, количество выездов из страны 24,5 млн человек.

Поступления от международного туризма выросли в среднем на 9 % в год, а расходы россиян за рубежом увеличились в среднем на 15 % в год.

Из 22 млн визитов в Россию, совершаемых в год, 65 % составляет статья «другие частные» визиты. К этой категории относятся визиты к друзьям или родственникам VFR. Однодневные поездки с различными целями, такие как челночная торговля или шопинг, также входят в данную категорию. Источник остальных доходов, согласно данным ВТО – это визиты обслуживающего персонала, экипажей авиакомпаний, т.е. нетуристские визиты. Если исключить из анализа страны СНГ, то разбивка поездок по целям будет выглядеть несколько иначе. «Другие частные» визиты по-прежнему преобладают – 34,8 %, отдых – 30 %, деловые поездки – 24 %, остальные цели – 11 %. Доля деловых поездок не дооценивается, поскольку многие бизнесмены приезжают в Россию не по деловым, а по туристским визам, так как их быстрее и легче получить. Эта тенденция подтверждается и статистикой, предоставляемой гостиницами. В 2004 г. основными источниками приезжих, кроме стран СНГ, были Польша, Финляндия, Литва, Китай и Германия. Визиты из соседних стран были в основном однодневными, с целью шопинга или челночной торговли. В середине 2005 г. было подписано двухстороннее соглашение между Россией и Китаем о безвизовом режиме. Оно означает, что китайские туристские группы численностью не менее пяти человек теперь могут путешествовать по всем городам России, открытым для иностранцев.

Основные туристские направления

Национальная академия туризма отмечает, что туризм развивается на менее чем 20 % территории страны. До 90 % иностранных туристов посещают Москву и Санкт-Петербург, иногда включая в программу Золотое кольцо – 14 исторически значимых городов, расположенных вокруг столицы. Лишь некоторые иностранные гости едут в круиз по Волге, и только немногочисленные искатели приключений отправляются на Байкал.

Жители соседних с Россией стран чаще посещают лишь приграничные зоны. Поэтому поляки и литовцы традиционно направляются в Калининград, а туристы из Китая и других стран Северо-восточной Азии, как правило едут на российский Дальний Восток – в такие города, как Владивосток и Хабаровск.

Более 50 % гостиничных номеров страны, или около 36 тысяч номеров сконцентрированы в Москве. Однако большинство этих номеров едва ли соответствуют международным стандартам качества обслуживания и обстановки. Лишь 8 тысяч из них отвечают современным требованиям, а из этого числа 4300 принадлежат гостиницам с брендовыми названиями. Гостиницы международных брендов в Москве 2005 г.: Балчуг Кемпински, Редиссон-Славянская, Новотель Аэропорт, Шератон Палас, Холидей Инн Виноградово, Националь Меридьен.

Несмотря на то, что Санкт-Петербург является столицей туристского отдыха России и привлекает большое количество туристов, гостиницы этого города способны предложить ещё меньше по сравнению с Москвой, отчасти из-за сезонных колебаний числа посетителей. В результате инвестиционная привлекательность города с точки зрения туризма существенно страдает.

Однако, если число иностранных компаний, работающих сейчас в Санкт- Петербурге или планирующих открыть там представительства, будет расти, то город, возможно, будет рассматриваться как один из наиболее выгодных в этом плане объектов. Сейчас в Санкт-Петербурге функционтрует девять гостиниц международных брендов: Коринфия Невский Палас, Англетер, Астория, Редссон Роял, Гранд Отель Европа.

Санкт-Петербург надеется стать городом мирового класса, но стратегия роста пока неясна. Основная проблема Санкт-Петербурга – нехватка финансовых средств. При условии, что подобная ситуация изменится, Санкт-Петербург имеет все шансы стать через пять лет пятым по популярности городом Европы.

Почти 10 лет устойчивого роста выезда российских туристов за рубеж. Соседние страны, такие как Финляндия, Китай, Польша и страны Балтии привлекают значительную часть российских туристов, большая часть поездок совершается с целью шопинга или челночной торговли. Ситуация по отдельным странам отличается. Такая страна, как Польша, популярная у мелких торговцев, утратила существенную часть своей доли рынка. Эта тенденция будет продолжаться, поскольку теперь с мая 2004 г., россиянам требуются для въезда в Польшу, как страну ЕС. Если посмотреть на вопрос с другой стороны, с точки зрения тенденций роста, отражающих бум в страны «солнца и пляжа», то можно увидеть, что Турция и Египет захватили большую долю рынка. Основной рост российского туризма за последние годы произошел по направлениям «солнце и пляжи», что видно по Турции, Египту, Дубаи, Тунису и Таиланду. Это во многом связано с тем, что поездки россиян в эти страны не требуют виз. Некоторые бывшие восточноевропейские столицы, такие как Прага и Будапешт, стали чрезвычайно популярными направлениями отдыха россиян. А столицы и пляжи Западной Европы, главным образом – Франции, Италии, Испании и Великобритании, по-прежнему остаются в списке фаворитов, несмотря на необходимость получения въездной визы.

Итак, рейтинг посещаемых стран в настоящее время по количеству поездок: Финляндия, Китай, Турция, Эстония и Германия. Официальные данные Госкомстата по поездкам россиян в страны, не входящие в СНГ, показывают, что 44 % поездок совершается с целью отдыха, 32 % – по другим частным визитам, 13 % – с целью бизнеса.

Перспектива на сегодняшний день. Учитывая множество задач, стоящих перед индустрией туризма и путешествий в России, а также различные препятствия к её быстрому росту, очевидно, что увеличение числа поездок за рубеж будет по-прежнему превосходить приток иностранных граждан в страну и рост её внутреннего туризма, по крайней мере, до конца ближайшего десятилетия. Российские граждане, возможно, являются одними из самых активных приверженцев путешествий в мире, и потенциал роста российского туризма по рейтингам туристских направлений сравним с Китаем и Индией. Важно и то, что теперь за рубеж оправляется не только российская элита, но и представители среднего класса.

Оставшемуся без помощи государства, российскому внутреннему туризму предстоит трудная борьба с серьезными конкурентами – Восточной Европой и рядом других стран. Если российское правительство возьмет ситуацию в туристской отрасли под свой контроль, установит приоритет<

Наши рекомендации