Основные неисправности усилителя руля.
К неисправностям рулевого управления относятся:
· износ передающей пары («шестерня-рейка»);
· нарушение герметичности рулевого механизма;
· износ или разрушение подшипника рулевого вала;
· износ шарнира наконечника рулевой тяги.
Самой распространенной неисправностью рулевого управления является износ шарового шарнира наконечника рулевой тяги.
Отдельно необходимо остановиться на неисправностях усилителя рулевого управления. Различают следующие неисправности гидроусилителя руля:
· износ подшипника вала насоса;
· пробуксовка ремня привода насоса;
· низкий уровень рабочей жидкости в бачке;
· засорение элементов привода (фильтрующего элемента, клапана насоса и др.);
· ослабление крепления или повреждение шлангов.
Основными причинами неисправностей рулевого управления являются:
· низкое качество дорог;
· нарушение правил эксплуатации (изменение периодичности обслуживания, применение некачественной рабочей жидкости и комплектующих);
· неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы;
· предельный срок службы системы.
Причиной неисправностей рулевого управления могут также стать различные отклонения от рабочих характеристик колес (давление в шинах, балансировка, степень износа шин, износ ступичного подшипника).
О наступающей неисправности рулевого управления свидетельствуют, как правило, различные внешние признаки, основными из которых являются:
· стуки в рулевом управлении;
· биение на рулевом колесе;
· увеличенный люфт рулевого колеса;
· тугое вращение рулевого колеса;
· шум в усилителе рулевого управления;
· подтекание рабочей жидкости.
К сведению, люфтом называется холостое движение рулевого колеса, т.е. движение, при котором поворот не производится.
Несколько слов о подтекании рабочей жидкости. Подтекание рабочей жидкости в элементах рулевого управления происходит не так явно, как при неисправностях системы охлаждения – лужу под автомобилем вы не увидите. Установить подтекание можно при детальном осмотре системы, при этом неисправный элемент выглядит влажным, специалисты еще говорят – запотевшим.
Внешние признаки и соответствующие им неисправности рулевого управления
Признаки | Неисправности |
стуки в рулевом управлении | · износ шарнира наконечника рулевой тяги; · ослабление крепления шаровой опоры |
биение на рулевом колесе | · износ шарнира наконечника рулевой тяги; · износ или разрушение подшипника рулевого вала; · отклонения от рабочих характеристик колеса |
увеличенный люфт рулевого колеса | · износ шарнира наконечника рулевой тяги; · износ передающей пары; · износ подшипника рулевого вала |
тугое вращение рулевого колеса | · нарушение угла установки колес; · пробуксовка ремня привода; · низкий уровень рабочей жидкости; · засорение элементов привода |
шум в усилителе рулевого управления | · износ подшипника вала насоса; · пробуксовка ремня привода; · низкий уровень рабочей жидкости |
подтекание рабочей жидкости | · нарушение герметичности рулевого механизма (износ пыльника рулевой тяги); · ослабление крепления или повреждение шлангов |
III.СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Моторное масло — важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей.
Производство товарных масел состоит из двух стадий - производства базовых масел и смешивания компонентов (базовое масло+пакет присадок)!
БАЗОВЫЕ МАСЛА.
3.1.1. МИНЕРАЛЬНЫЕ БАЗОВЫЕ МАСЛА производятся непосредственно из нефти посредством перегонки с последующей кислотной или селективной очисткой масляных фракций. При селективной очистке масло смешивается с одним из растворителей (нитробензолом, фурфуролом, пропаном, фенолом и др.), способных растворять в себе определенную часть нежелательных углеводородов и не растворяющих остальную часть масла. После такой обработки образуются 2 слоя верхний — очищенное масло с примесью некоторого количества растворителя и нижний — растворитель с удаленными из масла вредными примесями или наоборот. После разделения этих слоев и отгонки из них примененного растворителя получается очищенное масло и вычищенная из него часть. Применяется так же часто, как смазочное масло для механизмов, работающих в особых условиях. Однако на базе минерального масла трудно, а иногда даже и просто невозможно разработать смазочный материал, обладающий высокими эксплуатационными характеристиками как при весьма низких, так и при очень высоких температурах.
Гидрокрекинг является одним из самых перспективных методов улучшения свойств масла. При гидрокрекинге протекает ряд химических реакций, в результате которых удаляются соединения серы, азота и другие вещества, снижающие служебные характеристики масла. Эти процессы обеспечивают улучшение молекулярной структуры минерального масла, усиливают стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям, а также повышают стабильность свойств масла в течение всего межсервисного периода. Именно обработка базовых масел методом каталитического гидрокрекинга позволяет добиться очень высоких эксплуатационных характеристик моторных масел, сравнимых, а по ряду параметров и превосходящих свойства «100% синтетики».
ГРУППА I — базовые масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями (так называемые обычные минеральные)
• Сырьё - мазут • Ароматика удаляется растворителями (типичные растворители: фенол, фурфурол, N-метил-2- пирролидон) • Твёрдые у/в удаляются растворением, охлаждением и затем фильтрацией (типичные растворители:MИБK, MИБK-MЭK, MЭK-толуол) • Содержание серы и азота снижается гидроочисткой
ГРУППА II- высокорафинированные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с более повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидрообработку- улучшенные минеральные). Придают молекулам более линейный вид, расщепляя из молекулярных связей вредные, с точки зрения физико-химических качеств, веществ.
ГРУППА III- базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (нс-технология). В ходе специальной обработки еще более улучшают молекулярную структуру масла, придавая молекулярным связям еще более линейный вид, приближая по своим свойствам базовые масла группы iii к синтетическим базовым маслам iv группы. Некоторые производители относят данную группу к минеральным маслам, некоторые к полусинтетическим, а большинство производителей относят к синтетическим базовым маслам, хотя, по сути, это то же минеральное масло, работающая на тех же нефтяных парафинах, асфальтенах, нафтенах, ароматических и других смешанных соединениях.
Группы II и III. Сырьё – вакуумный газойль / гач депарафинизации. Нежелательные компоненты химическим путём превращаются в желательные В зависимости от жесткости условий процесса можно получать масла Группы II или III • Гидрокрекинг удаляет основную часть гетеросоедонений (серу и азот) и насыщает ароматику • Гидроизомеризация превращает молекулы н- парафинов в разветвлённые молекулы с меньшей температурой застывания • Гидроочистка завершает удаление примесей На всех стадиях используются катализаторы – растворители не применяются.
Преимущества.• Очень низкое содержание серы, азота и ароматики • Хорошая термическая стабильность • Хорошие низкотемпературные свойства • Летучесть ниже чем у Группы I • Высокий индекс вязкости (Группа III)
СИНТЕТИЧЕСКИЕ БАЗОВЫЕ МАСЛА
Это маслообразные синтетические жидкости - полимеры или олигомеры, полученные методом синтеза из разных мономеров. Ни одно синтетические масло не имеет всей совокупности свойств, характерной для минерального масла, но отдельные синтетические масла обладают некоторыми выдающимися эксплуатационными свойствами, превышающими свойства минеральных масел. Например, некоторые синтетические масла имеют особенно высокий индекс вязкости, пониженную температуру застывания, повышенную стойкость к высоким температурам и деформациям сдвига, отличаются пониженной летучестью и горючестью. Эти свойства обеспечивают универсальность применения и продолжительность срока службы. Каждое синтетическое масло необходимо применять в условиях, позволяющих наилучшим образом использовать его отличительные особенности. Основной существенный недостаток синтетических масел - они значительно дороже минеральных (в 2 - 3 и более раз).
ГРУППА IV– синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (пао). Полиальфаолефины, получаемые в результате химического процесса, имеют характеристики единообразной композиции, очень высокую окислительную стабильность, высокий индекс вязкости и не имеют молекул парафинов в своем составе. То есть фактически масло собирают как конструктор, получая молекулы нужной длины. Такая технология позволяет получать абсолютно однородную структуру масла лишенную примесей серы и металлов.
Группа IV.Сырьё - этилен Процесс – полимеризация. Молекулы базового масла «построены» из меньших по размеру молекул.
Преимущества • Отсутствие серы, азота и ароматики. • Отличная термическая стабильность • Отличные низкотемпературные свойства • Низкая летучесть • Высокий ИВ
ГРУППА V – другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы. В эту группу входят другие синтетические базовые масла и базовые масла на растительной основе, так сказать эстеры— эстеры это сложные эфиры, соединения органических кислот обладают максимальной маслянистостью из-за плотной и четкой линейной связи молекул, что благоприятно сказывается на коэффициенте трения в узлах двигателя. Молекулы эстеровполярны, благодаря чему, отрицательно заряженые молекулы масла притягиваются к положительно заряженой поверхности металла. Результатом будет постоянное присутствие слоя смазки в узлах двигателя. Также к положительным свойствам можно отнести высочайшуюстойкость и плотность масляной пленки, его отличные моющие способности, термостабильность от крайне низких температур -65с до крайне высоких температур 350с и не поддаются к деформациям сдвига. Так же эстеры обладают высокой противоокислительной стабильностью, характеристики имеющего эстеры моторного масла будут оставаться высокими на протяжении всего межсменного пробега
ГРУППА VI – gtl (gas-to-liquid, «газ в жидкость»). Вопреки названию технологии из газа первым делом получают не жидкость, а твердое вещество — белоснежный и почти непахнущий парафин. Сначала выделенный из природного газа исходный метан частично сжигается, превращаясь в синтез-газ, смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода. А дальше в реакторе в присутствии катализатора с содержанием драгметаллов (формула катализатора — и есть главный секрет процесса!) Из синтез-газа получается чистейший, без всяких примесей, расплавленный парафин (sincrude, «синтез-нефть»). Дальше — изомеризация, то есть обычный гидрокрекинг, как у нефтехимиков: длинные цепочки молекул парафинов «режутся» до нужного размера — и получаются нафта (прямогонный бензин), дизтопливо или масло. Смазывающие свойства gtl — почти на уровне полиэфиров и намного выше, чем у пао. Лучше, чем у пао, и способность растворять присадки. Нет и главного недостатка полиэфиров — гигроскопичности, то есть склонности поглощать воду, ухудшающую смазывающие и антикоррозионные свойства. И, само собой, синтетическая база хорошо сопротивляется окислению и плохо испаряется — то есть масло на gtl-базе должно будет отличаться относительно низким угаром. Недостатками gtl, как и у пао, — низкая полярность: масло плохо «держится» за металл и быстро стекает со стенок цилиндров в картер, что особенно неприятно при запусках в мороз. Но, как и у пао, это «лечится» добавкой полярных алкилированных нафталинов. Испаряемость и температура вспышки у gtl в 2 раза ниже, чем у полиэфиров (эстеров), но выше, чем у гидрокрекинговых нефтяных масел. Pio минеральные базовые масла.