Выбор аварийного источника электроэнергии
Аварийным называется источник электрической энергии, предназначенный для питания наиболее ответственных судовых потребителей при исчезновении напряжения на главном распределительном щите.
В качестве источников электроэнергии аварийной электростанции могут использоваться дизель-генераторы или аккумуляторные батареи. Мощность аварийного источника определяется суммарной мощностью, которую потребляют аварийные приемники электроэнергии.
На пассажирских и грузопассажирских судах всех классов, оборудованных аварийным дизель-генератором, должна быть предусмотрена аккумуляторная батарея в качестве аварийного кратковременного источника электрической энергии, т.е. источника электрической энергии, предназначенного для питания (в течение не менее 30 мин) самых необходимых судовых потребителей с момента исчезновения напряжения от основного источника до появления напряжения от аварийного дизель-генератора.
Аварийный дизель-генератор устанавливают для питания приёмников электроэнергии, которые обеспечивают безопасность судна и людей.
К таким приёмникам (по Правилам Российского Речного Регистра) относятся:
· Один из двух агрегатов рулевого устройства;
· Аварийный пожарный насос;
· Аварийное освещение;
· Сигнально-отличительные огни;
· Радиооборудование;
· Электронавигационное оборудование;
· Средства внутренней связи и авральной сигнализации;
· Системы сигнализации обнаружения пожаров;
· Спринклерная система тушения пожаров;
· Лампы дневной сигнализации, звуковых сигнальных средств (свистки, горны и т.п.);
· Иные системы, работа которых может быть признана Российским Речным Регистром как необходимые для обеспечения безопасности судна и экипажа.
Расчет мощности аварийного дизель-генератора или емкости аварийных аккумуляторных батарей производится путем составления таблицы, в которую включаются все аварийные потребители.
Нагрузка аварийного источника энергии (кВт) находится путём суммирования мощностей приёмников электроэнергии с учетом, что мощность аварийного освещения составляет 10 – 20 % мощности сети основного освещения (т.е. суммарной мощности ламп накаливания и люминесцентных ламп).
Таблица 5.6 – Аварийные потребители судна
Наименование аварийного потребителя | Количество потребителей | Единичная потр. мощность, кВт | Полная потр. мощность, кВт |
Суммарная мощность ΣР (с учетом потерь в сети 5 %) |
На основании расчетных данных для каждого конкретного судна выбирают генераторы (основной, резервный и аварийный), которые сводят в отдельную таблицу.
Таблица 5.7 – Выбор генераторов
Назначение | Тип генератора | Мощность, кВт | Кол-во, шт | Напряжение, В |
Основной | ||||
Резервный | ||||
Аварийный |
Определение емкости аварийных батарей
(5.8) |
где – нормированное время работы батареи, определяемое по таблице 5.4, час;
– номинальное напряжение аварийных батарей, В;
– коэффициент саморазряда батарей.
Таблица 5.8 – Время работы аварийных источников электроэнергии для различных типов судов
№ п/п | Тип судна | Класс судна | Время работы, ч, |
Пассажирские | М | ||
О, Р, Л | |||
Сухогрузные, нефтеналивные, буксиры, толкачи, суда технического флота | Всех классов | ||
Вспомогательные суда технического флота (мотозавозни, шаланды, шаландировщики, промерные и пр.), несамоходные суда | М | ||
Вспомогательные суда технического флота, указанные в п. 3, нефтеперекачивающие и нефтезачистные станции, брандвахты | О, Р, Л | ||
Стоечные суда, основным источником электрической энергии на которых является береговой источник | Всех классов |
Библиографический список
1. Малахов, И.И. Проектирование судовых энергетических установок: метод. указания по курсовому проекту по дисциплине «Судовые энергетические установки» для студентов, обучающихся по специальности 180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок» / И.И. Малахов. – Омск: Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2010. – 58 с.;
2. Вешкельский С.А. Моя профессия – моторист [Текст]/ С.А. Вешкельский. – М.: Транспорт, 1992. – 207 с;
3. Судовые энергетические установки. Судовые дизельные энергетические установки: учебник СПб ГМТУ / В.К. Румб [и др.] – СПб., 2007. – 622 с.;
4. Возницкий И.В. Судовые дизельные установки [Текст]: Учебник для мореходных училищ/ И.В. Возницкий, Е.Г. Михеев. – М.: Транспорт, 1985. – 308 с;
5. Гогин, А.Ф. Судовые дизели [Текст]: учебник для речных училищ и техникумов водного транспорта/ А.Ф. Гогин, Е.Ф. Кивалкин. – М.: Транспорт, 1978. – 480 с., ил., табл.;
6. Глотов Ю.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок [Текст]/ Ю.Г. Глотов, В.А. Семченко, И.Г. Беляев. – М.: Транспорт, 1995. – 342 с;
7. Дейнего Ю.Г. Судовой моторист: конспект лекций/ Ю.Г. Дейнего; Ю.Г. Дейнего. – 3-е изд., испр. и доп. – М: МОРКНИГА, 2009;
8. Правила классификации и постройки морских судов. - Том 2. 18-е издание, 2015 http://www.rs-class.org Правила;
9. Леонтьевский, Е.С. Справочник механика и моториста теплохода/ Е.С. Леонтьевский – М.: Транспорт, 1981. – 352 с;
10. Сизых В.А. Судовые энергетические установки [Текст]: Учебник/ В.А. Сизых. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Транслит, 2006. – 345 с;
11. Проектирование и расчет судового валопровода: метод. указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Энергетические комплексы морской техники» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» очной формы обучения / НГТУ им. Р.Е.Алексеева; сост.: С.Н. Зеленов, А.Г. Воеводин. – Нижний Новгород, 2016. - 36 с.;
12. Соболенко А.Н. Эксплуатация судовых дизелей: Курс лекций/ А.Н. Соболенко; Соболенко А.Н. – М.: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2011;
13. Расчет нагрузки судовой электростанции по режимам работы судна: метод. указания к курсовой работе по предмету «Судовые электроэнергетические системы» для специальности № 5.07010407 «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов» / МКТФ ОНМА; сост.: В.С. Янишкевич – Одесса, 2013. – 31 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица тригонометрических функций углов от 0° до 90°
0° | ∞ | |||
1° | 0.017452 | 0.999848 | 0.017455 | 57.289962 |
2° | 0.034899 | 0.999391 | 0.034921 | 28.636253 |
3° | 0.052336 | 0.99863 | 0.052408 | 19.081137 |
4° | 0.069756 | 0.997564 | 0.069927 | 14.300666 |
5° | 0.087156 | 0.996195 | 0.087489 | 11.430052 |
6° | 0.104528 | 0.994522 | 0.105104 | 9.514364 |
7° | 0.121869 | 0.992546 | 0.122785 | 8.144346 |
8° | 0.139173 | 0.990268 | 0.140541 | 7.11537 |
9° | 0.156434 | 0.987688 | 0.158384 | 6.313752 |
10° | 0.173648 | 0.984808 | 0.176327 | 5.671282 |
11° | 0.190809 | 0.981627 | 0.19438 | 5.144554 |
12° | 0.207912 | 0.978148 | 0.212557 | 4.70463 |
13° | 0.224951 | 0.97437 | 0.230868 | 4.331476 |
14° | 0.241922 | 0.970296 | 0.249328 | 4.010781 |
15° | 0.258819 | 0.965926 | 0.267949 | 3.732051 |
16° | 0.275637 | 0.961262 | 0.286745 | 3.487414 |
17° | 0.292372 | 0.956305 | 0.305731 | 3.270853 |
18° | 0.309017 | 0.951057 | 0.32492 | 3.077684 |
19° | 0.325568 | 0.945519 | 0.344328 | 2.904211 |
20° | 0.34202 | 0.939693 | 0.36397 | 2.747477 |
21° | 0.358368 | 0.93358 | 0.383864 | 2.605089 |
22° | 0.374607 | 0.927184 | 0.404026 | 2.475087 |
23° | 0.390731 | 0.920505 | 0.424475 | 2.355852 |
24° | 0.406737 | 0.913545 | 0.445229 | 2.246037 |
25° | 0.422618 | 0.906308 | 0.466308 | 2.144507 |
26° | 0.438371 | 0.898794 | 0.487733 | 2.050304 |
27° | 0.45399 | 0.891007 | 0.509525 | 1.962611 |
28° | 0.469472 | 0.882948 | 0.531709 | 1.880726 |
29° | 0.48481 | 0.87462 | 0.554309 | 1.804048 |
30° | 0.5 | 0.866025 | 0.57735 | 1.732051 |
31° | 0.515038 | 0.857167 | 0.600861 | 1.664279 |
32° | 0.529919 | 0.848048 | 0.624869 | 1.600335 |
33° | 0.544639 | 0.838671 | 0.649408 | 1.539865 |
34° | 0.559193 | 0.829038 | 0.674509 | 1.482561 |
35° | 0.573576 | 0.819152 | 0.700208 | 1.428148 |
36° | 0.587785 | 0.809017 | 0.726543 | 1.376382 |
37° | 0.601815 | 0.798636 | 0.753554 | 1.327045 |
38° | 0.615661 | 0.788011 | 0.781286 | 1.279942 |
39° | 0.62932 | 0.777146 | 0.809784 | 1.234897 |
40° | 0.642788 | 0.766044 | 0.8391 | 1.191754 |
41° | 0.656059 | 0.75471 | 0.869287 | 1.150368 |
42° | 0.669131 | 0.743145 | 0.900404 | 1.110613 |
43° | 0.681998 | 0.731354 | 0.932515 | 1.072369 |
44° | 0.694658 | 0.71934 | 0.965689 | 1.03553 |
45° | 0.707107 | 0.707107 | ||
46° | 0.71934 | 0.694658 | 1.03553 | 0.965689 |
47° | 0.731354 | 0.681998 | 1.072369 | 0.932515 |
48° | 0.743145 | 0.669131 | 1.110613 | 0.900404 |
49° | 0.75471 | 0.656059 | 1.150368 | 0.869287 |
50° | 0.766044 | 0.642788 | 1.191754 | 0.8391 |
51° | 0.777146 | 0.62932 | 1.234897 | 0.809784 |
52° | 0.788011 | 0.615661 | 1.279942 | 0.781286 |
53° | 0.798636 | 0.601815 | 1.327045 | 0.753554 |
54° | 0.809017 | 0.587785 | 1.376382 | 0.726543 |
55° | 0.819152 | 0.573576 | 1.428148 | 0.700208 |
56° | 0.829038 | 0.559193 | 1.482561 | 0.674509 |
57° | 0.838671 | 0.544639 | 1.539865 | 0.649408 |
58° | 0.848048 | 0.529919 | 1.600335 | 0.624869 |
59° | 0.857167 | 0.515038 | 1.664279 | 0.600861 |
60° | 0.866025 | 0.5 | 1.732051 | 0.57735 |
61° | 0.87462 | 0.48481 | 1.804048 | 0.554309 |
62° | 0.882948 | 0.469472 | 1.880726 | 0.531709 |
63° | 0.891007 | 0.45399 | 1.962611 | 0.509525 |
64° | 0.898794 | 0.438371 | 2.050304 | 0.487733 |
65° | 0.906308 | 0.422618 | 2.144507 | 0.466308 |
66° | 0.913545 | 0.406737 | 2.246037 | 0.445229 |
67° | 0.920505 | 0.390731 | 2.355852 | 0.424475 |
68° | 0.927184 | 0.374607 | 2.475087 | 0.404026 |
69° | 0.93358 | 0.358368 | 2.605089 | 0.383864 |
70° | 0.939693 | 0.34202 | 2.747477 | 0.36397 |
71° | 0.945519 | 0.325568 | 2.904211 | 0.344328 |
72° | 0.951057 | 0.309017 | 3.077684 | 0.32492 |
73° | 0.956305 | 0.292372 | 3.270853 | 0.305731 |
74° | 0.961262 | 0.275637 | 3.487414 | 0.286745 |
75° | 0.965926 | 0.258819 | 3.732051 | 0.267949 |
76° | 0.970296 | 0.241922 | 4.010781 | 0.249328 |
77° | 0.97437 | 0.224951 | 4.331476 | 0.230868 |
78° | 0.978148 | 0.207912 | 4.70463 | 0.212557 |
79° | 0.981627 | 0.190809 | 5.144554 | 0.19438 |
80° | 0.984808 | 0.173648 | 5.671282 | 0.176327 |
81° | 0.987688 | 0.156434 | 6.313752 | 0.158384 |
82° | 0.990268 | 0.139173 | 7.11537 | 0.140541 |
83° | 0.992546 | 0.121869 | 8.144346 | 0.122785 |
84° | 0.994522 | 0.104528 | 9.514364 | 0.105104 |
85° | 0.996195 | 0.087156 | 11.430052 | 0.087489 |
86° | 0.997564 | 0.069756 | 14.300666 | 0.069927 |
87° | 0.99863 | 0.052336 | 19.081137 | 0.052408 |
88° | 0.999391 | 0.034899 | 28.636253 | 0.034921 |
89° | 0.999848 | 0.017452 | 57.289962 | 0.017455 |
90° | ∞ |