У Т В Е Р Ж Д Е Н О на заседании кафедры транспортных технологий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям, курсовому и дипломному проектированию по дисциплине «Генеральный план и транспорт промышленных предприятий» , раздел «Проектирование генерального плана и транспорта предприятий машиностроительного профиля» для студентов, обучающихся по направлению 1004 «Транспортные технологии»
"К печати в свет разрешаю"
Проректор по
учебной работе ________________ М.Ф.Смирный
Протокол N___ от "___"_________ 2000 г.
Составители: А.В.Заверкин
Б.И.Лесной
Весь цифровой и фактический материал,
библиографические сведения проверены.
Написание единиц соответствует стандартам.
Луганск ВУГУ 2000
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям, курсовому и дипломному проектированию по дисциплине «Генеральный план и транспорт промышленных предприятий» , раздел «Проектирование генерального плана и транспорта предприятий машиностроительного профиля» для студентов, обучающихся по направлению 1004 «Транспортные технологии»
У Т В Е Р Ж Д Е Н О на заседании кафедры транспортных технологий.
Протокол №5 от 2.02.2000
Луганск ВУГУ 2000
УДК
Методические указания к практическим занятиям, курсовому и дипломному проектированию по дисциплине «Генеральный план и транспорт промышленных предприятий» , раздел «Проектирование генерального плана и транспорта предприятий машиностроительного профиля» для студентов, обучающихся по направлению 1004 «Транспортные технологии»/ Сост.: А.В.Заверкин, Б.И.Лесной. – Луганск: Изд-во Восточноукр. гос. ун-та, 2000. – 45 с.
Приведена методика расчета основных цехов и служб предприятий машиностроительного профиля даны примеры развития генпланов предприятий данного типа. Рассмотрены особенности планировки цехов машиностроительных заводов. Предложена методика расчета объема перевозок и выбора вида транспорта по грузопотокам завода.
Составители: | А. В. Заверкин, доц. Б. И. Лесной, доц. |
Отв. за выпуск | Б. Ф. Брагин, проф. |
Рецензент | О. И. Иваненко, доц. |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Генплан - это комплексное решение вопросов планировки и благоустройства территории, размещения цехов, сооружений, зданий, транспортных коммуникаций, инженерных сетей, систем хозяйственного и бытового обслуживания, увязанных с типографией местности, а также расположения предприятия в промышленном районе (узле) для его эффективного функционирования.
В другой интерпретации можно сформулировать: генплан есть комплексное технологическое и строительно-архитектурное решение промпредприятия, определяющее взаиморазмещение зданий, сооружений, транспортных коммуникаций в увязке со схемой производства и местными условиями.
Генплан должен отвечать рациональному технологическому процессу, быть свободным от излишеств, принимать в расчет перспективу развития предприятия. Необходимо учитывать, капитальные затраты по генплану и транспорту, включая затраты на подготовку территории строительства, планировку промплощадки, строительство внутриплощадочных межцеховых транспортных железнодорожных путей, автодорог, непрерывных видов промышленного транспорта и др.
Цель работы - помочь студенту самостоятельно, творчески решить широкий круг вопросов при курсовом и дипломном проектировании генплана и транспорта промышленных предприятий. В методических указаниях более широко рассмотрены те предприятия, которые являются базовыми при прохождении студентами специальности 1004 «Транспортные технологии» технологических и преддипломных практик.
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Состав проекта
Графическая часть работы включает три стандартных листа.
Лист 1-генплан и транспорт предприятия в масштабе 1:5000. Перенесение в проект имеющихся в литературе схем генпланов без их увязки с “Заданием” категорически запрещается.
Лист 2-картограмма земляных работ при подготовке промплощадки и схема грузопотоков действующего предприятия.
Лист 3-по материалам раздела НИРС.
Пояснительная записка (объем 50-60 стр.). В качестве приложения в пояснительную записку входят:
- план района с изображением вариантов размещения промплощадок и схем внешнего транспорта (на карте, масштаб 1:25000);
- два варианта промплощадок с разбивкой на квадраты (в удобных масштабах) и нанесением горизонтальных черных и красных отметок (на миллиметровке).
ВВЕДЕНИЕ
Дать определение генплана и транспорта предприятия. Промышленный транспорт - важнейшая часть технологического процесса. Сформулировать цель и задачи курсового проекта.
РАЗДЕЛ НИРС (ПО УКАЗАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА)
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ (ТБ), ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ПТЭ), ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
ВЫВОДЫ
Показать какие технические, организационные и экономические задачи решены в курсовом проекте.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
| |||||
Открытые горные разработки | Подземные горные разработки | Обогатительные фабрики | Предприятия торфяной промышленности | Заводы черной металлургии | Заводы цветной металлургии | Машиностроительные заводы |
Рисунок 2.1 - Структурная схема предприятий
Таблица 2.1-Содержание в изделии различных деталей
% содержания в изделии деталей | ||||
Наименование изделия | покупных комплек-тующих | изготовлен-ных из чугунного литья | изготов-ление горячих штамповок | изготов-ление холодных штампо-вок |
1 Грузовые автомобили 2 Легковые автомобили 3 Колесные тракторы 4 Гусеничные тракторы 5 Станки | ||||
Коэффициент исполь-зования металла | 0.75 | 0.7 | 0.7 |
Общая площадь цеха определяется исходя из выпуска отливок с 1 м2 площади цеха в год (qлц=1.4 - 1.7 т/м2) [2].
(2.10) |
в том числе формовочно-заливочно-выбивного отделения (qфзо=7-9 т/м2)
и термообрубочного отделения (qтоо=6-8 т/м2)
Таблица 2.3-Расход формовочных материалов
Р а с х о д | |||
Материалы | кг/т | годовой,т | 35-суточ-ный |
Формовочные | |||
Песок формовочный Глина формовочная Маршалит Уголь млолтый Графит разный | 950.0 58.0 9.5 23.0 0.7 | ||
Итого | |||
Связующие | |||
Сульфато-спиртовая барда Прочие красители | 14.0 29.3 | ||
Итого | |||
Всего |
Песок хранят за пределами склада в силосах [4]. принимаем силос с размерами Æ=6м, hc=15м.
Объем одного силоса
(2.16) |
Объем 35-суточного запаса песка с учетом его удельного веса (gпеска=1.4т/м3) составит
(2.17) |
Необходимое количество силосов
(2.18) |
Принимаем 4 силоса. Шифр силосного корпуса 4-6-36-108. Загрузка силоса с помощью элеватора.
Площадь склада для хранения других формовочных материалов [3]
(2.19) |
где qсформ - допустимая нагрузка на 1м2 пола склада, т/м2 (qcформ=5 т/м2);
a- коэффициент использования склада формовочных материалов (a=0.7);
Связующие хранятся в бочках емкостью 200 кг. Необходимое количество , шт., бочек составит:
(2.20) |
в нашем случае:
Согласно условиям [3], бочки можно хранить в 2-3 ряда по высоте. При этом число штабелей составит:
(2.21) |
Вес каждой бочки 30-35 кг. Поэтому на пол действует дополнительная нагрузка 0.03*525= 15 т. Учитывая, что для склада связующих qссвяз - допустимая нагрузка на 1м2 пола склада составляет 3 т/м2, а коэффициент использования склада связующих a=0.6, площадь склада связующих определяется по зависимости:
(2.22) |
Общая площадь склада формовочных материалов (без учета песка): 64+68=132м2
Компоновка цеха
Компоновка цеха- это схематический план здания (корпуса) с изображением на нем цехов, отделений, участков, вспомогательных и служебно-бытовых помещений. Ее назначение - взаимная увязка входящих в состав корпуса цехов, участков и отделов, выбор оптимального направления производственного процесса, внутрицехового транспорта, грузовых и людских потоков (рис.2.13,2.14).
Таблица 2.5 - Площади отдельных участков цеха горячей штамповки
Участки цеха горячей штамповки | Доля участка в общей площади цеха, % | Площадь участка, м2 |
1 Производственные отделения 2 Склады (металла, заготовок, штампов, гот.продукции) 3 Ремонтная служба 4 Установки вентиляции 5 Станции преобразования ТВЧ 6 Трансформаторная подстанция | ||
Итого |
При расчете цеха холодной штамповки к полученной площади цеха прибавляют площадь сборочно-сварочного отделения, которая составляет 8-10 % площади цеха.
При компоновке цеха холодной штамповки необходимо учитывать долевое отношение отдельных участков цеха к общей площади цеха.
Таблица 2.6 - Площади отдельных участков цеха холодной штамповки
Участки цеха холодной штамповки | Доля участка в общей площади цеха, % | Площадь участка, м2 |
1 Производственные отделения 2 Склад металла 3 Склад заготовок 4 Склад штампов 5 Рембаза 6 Сантехнические сооружения 7 Склад готовых деталей 8 Сборочно-сварочное | 55-60 5-9 10-12 3-5 10-12 расчет | |
Итого |
При проектировании цехов рекомендуется принимать отношение длины цеха к его ширине, равное 2:1. При этом длины цехов должны быть кратны 12, а их ширина кратна 24. Высоту цехов принять равной 10.8 м.
Компоновочные схемы цехов горячей и холодной штамповки приведены на рис.2.15, 2.16.
Таблица 2.8 - Площади отдельных участков механосборочного цеха
Участки механосборочного цеха | Доля участка в общей площади цеха, % | Площадь участка, м2 |
1 Склад комплектующих 2 Кладовые Участок узловой сборки | 4-10%Fзаг 6%Fмсб 8%Fмсб | |
Итого |
При проектировании цеха рекомендуется принимать отношение длины цеха к его ширине равное 2:1. При этом длина цеха должна быть кратна 12, а ширина кратна 24. Высоту цеха принять равной 10.8 м. Компоновочная схема цеха приведена на рис.2.17.
Расчет площадей складов
Таблица 2.9 - Расход горюче-смазочных материалов на единицу продукции
Наименование изделия | Горючее, л | Смазочные материалы кг | Лако-кра-сочные ма- териалы, кг | Лесома-териалы м3 /един. |
1 Грузовые автомобили 2 Легковые автомобили 3 Колесные тракторы 4 Гусеничные тракторы 5 Станки | - | 1.0 0.5 0.6 0.6 0.3 |
Горючее хранится либо в бочках, либо в цистернах. Смазочные и лакокрасочные материалы хранятся в бочках. Условно, для простоты расчетов, примем хранение горючих материалов в бочках. ГСМ хранится на складе исходя из расчета 35-суточного запаса. Складирование бочек разрешено в 2 ряда по высоте, тогда , кг, определим по формуле:
(2.35) |
Для простоты расчета вес 1л горючего принимаем равным 1 кг. Тогда количество бочек , шт., (200кг) равно:
(2.36) |
При весе каждой пустой бочки 30-35 кг, дополнительная нагрузка на пол , кг, составит:
(2.37) |
Тогда площадь склада ( при хранении бочек в 2 ряда) , м2, составит:
(2.38) |
где d - диаметр бочки (d=0.7 м)
2.10.4 Расчет склада лесоматериалов
Расчет склада лесоматериалов производится исходя из условия высоты штабеля 8м, ширины штабеля 7м, тогда 35-суточный запас леса на складе , м3, составит (по объему):
(2.39) |
где mл - коэффициент расхода лесоматериалов на единицу изделия.
Длина склада ,м, вычисляем:
(2.40) |
где B,H - ширина и высота штабеля соответственно;
a- коэффициент использования объема штабеля (a=0.7).
Площадь склада , м2, составит:
(2.41) |
Таблица 3.2 - Грузопотоки прибытия и отправления по ЦГШ
Прибытие | Отправление | ||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта |
ЦГШ РМЦ Инстр.Ц Дерев.Ц СМ | Заготовки Заготовки Штампы Лес Металл | 0.005Qобщлит 0.15QРМЦ 0.25Qинстр 0.1Qлеса QметЦГШ | МСЦ Инстр.Ц Отвал | Штамповка Штампы Лом | 0.95QЦГШ 0.05QЦГШ QбрЦГШ |
Таблица 3.3 - Грузопотоки прибытия и отправления по ЦХШ
Прибытие | Отправление | ||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта |
ЛЦ РМЦ Инстр.Ц Древ.Ц СМ | Заготовки Штампы Штампы Лес Металл | 0.005Qобщлит 0.15QРМЦ 0.25Qинстр 0.1Qлеса QметЦХШ | МСЦ Отвал | Детали Лом | QХШ QбрЦХШ |
Таблица 3.4 - Грузопотоки прибытия и отправления по МСЦ
Прибытие | Отправление | |||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | |
ЛЦ ЦГШ ЦХШ РМЦ Инстр.Ц Древ.Ц ЦС СГСМ | Литье Штамповка Детали Детали Инструмент Лес Поставки по кооперации ГСМ | 0.95Qобщлит 0.95QЦГШ QЦХШ 0.3QРМЦ 0.35QИЦ 0.1Qлеса 0.1QМСЦ QГСМ | СГП | Готовая продукция | Qгот.прод | |||
(3.2) |
Таблица 3.5 - Грузопотоки прибытия и отправления по РМЦ
Прибытие | Отправление | |||||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | |||
ЛЦ Инстр.Ц Древ.Ц СМ | Детали Инструмент Лес Металл | 0.015Qобщлит 0.03QИЦ 0.1Qлеса QРМЦ+ QотхРМЦ | ЛЦ ЦГШ ЦХШ МСЦ Инстр.Ц Мод.Ц Древ.Ц Компресс ЦЗЛ Отходы | Детали Штампы Штампы Детали Инструмент Детали Детали Детали Детали Металл | 0.15QРМЦ 0.15QРМЦ 0.15QРМЦ 0.3QРМЦ 0.1QРМЦ 0.05QРМЦ 0.05QРМЦ 0.02QРМЦ 0.03QРМЦ 0.2QРМЦ= QотхРМЦ | |||||
(3.3) | ||||||||||
Таблица 3.6 - Грузопотоки прибытия и отправления по Инструментальному цеху (ИЦ)
Прибытие | Отправление | ||||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | ||
ЛЦ ЦГШ РМЦ Древ.Ц СМ | Инструмент Штампы Инструмент Инструмент Металл | 0.02Qобщлит 0.05QЦГШ 0.1QРМЦ 0.1Qлеса QИЦ+Qотх ИЦ | ЛЦ ЦГШ ЦХШ МСЦ РМЦ Мод.Ц Древ.Ц | Инструмент Штампы Штампы Инструмент Инструмент Инструмент Инструмент | 0.1 QИЦ 0.25QИЦ 0.25QИЦ 0.35QИЦ 0.03QИЦ 0.01QИЦ 0.01QИЦ | ||||
(3.4) | |||||||||
Таблица 3.7 - Грузопотоки прибытия и отправления по Модельному цеху (МЦ)
Прибытие | Отправление | ||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта |
ЛЦ РМЦ Инстр.Ц Древ.Ц | Формы Детали Инструмент Лес | 0.005Qобщлит 0.05QРМЦ 0.1 QИЦ 0.2Qлеса | ЛЦ Отвал | Модели Мусор | 0.9QМЦ 0.1QМЦ |
(3.5) |
Таблица 3.8 - Грузопотоки прибытия и отправления по Древообрабатывающему цеху (ДЦ)
Прибытие | Отправление | |||||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | |||
РМЦ Инстр.Ц Скл.леса | Детали Инструмент Лес | 0.05QРМЦ 0.01 QИЦ QДЦ+ Qотх ДЦ | ЛЦ ЦГШ ЦХШ МСЦ РМЦ Инстр.Ц Мод.Ц Отвал | Лес Лес Лес Лес Лес Лес Лес Стружка | 0.1QДЦ 0.1QДЦ 0.1QДЦ 0.3QДЦ 0.1QДЦ 0.1QДЦ 0.2QДЦ 0.25QДЦ | |||||
(3.6) | ||||||||||
Таблица 3.9 - Грузопотоки прибытия и отправления по центральному складу (ЦС)
Прибытие | Отправление | |||||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | |||
ВС | Поставки по кооперации | QЦС | МСЦ | Поставки по кооперации | QЦС | |||||
(3.7) | ||||||||||
Таблица 3.10 - Грузопотоки прибытия и отправления по складу готовой продукции (СГП)
Прибытие | Отправление | ||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта |
МСЦ | Изделия | QСГП | ВС | Изделия | QСГП |
Таблица 3.11 - Грузопотоки прибытия и отправления по складу горюче-смазочных материалов (СГСМ)
Прибытие | Отправление | ||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта |
ВС | ГСМ | QГСМ | МСЦ | ГСМ | QГСМ |
Таблица 3.12 - Грузопотоки прибытия и отправления по складу леса (СЛ)
Прибытие | Отправление | ||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта |
ВС | Лес | QДЦ+ Qотх ДЦ | Древ.Ц | Лес | QДЦ+ Qотх ДЦ |
Таблица 3.13 - Грузопотоки прибытия и отправления по складу твердого топлива (СТТ)
Прибытие | Отправление | ||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта |
ВС | Кокс | Qкокса | ЛЦ | Кокс | Qкокса |
Таблица 3.14 - Грузопотоки прибытия и отправления по складу металла (СМ)
Прибытие | Отправление | ||||||
Откуда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта | Куда | Вид груза | Размер грузопо-тока | Вид транс-порта |
ВС | Металл | 0.9Qобщлит+ QметЦГШ+ QметЦХШ+ QИЦ+QРМЦ | ЛЦ ЦГШ ЦХШ ИЦ РМЦ | Металл Металл Металл Металл Металл | 0.9Qобщлит QметЦГШ QметЦХШ QИЦ QРМЦ |
Таблица 3.15 - Шахматная ведомость межцеховых
Куда | Внеш-няя | ЛЦ | ЦГШ | ЦХШ | МСЦ | РМЦ | ИЦ | МЦ | Древ | Ком- | ЦЗЛ |
Откуда | сеть | цех | пресс. | ||||||||
Внешняя сеть | |||||||||||
Литейный цех | |||||||||||
Цех горячей штамповки | |||||||||||
Цех холодн. штамповки | |||||||||||
Механосборочный цех | |||||||||||
Ремонтно-механич. цех | |||||||||||
Инструментальный цех | |||||||||||
Модельный цех | |||||||||||
Древообрабатыв. цех | |||||||||||
Компрессорная | |||||||||||
Центр.заводск.лабор. | |||||||||||
Котельная | |||||||||||
Эл подстанция | |||||||||||
Центральный склад | |||||||||||
Склад гот продукции | |||||||||||
Склад ГСМ | |||||||||||
Склад леса | |||||||||||
Склад твердого топлива | |||||||||||
Склад металла | |||||||||||
ИТОГО | |||||||||||
Автомобильн. | |||||||||||
Конвейерн. | |||||||||||
Железнодор. | |||||||||||
Специальн. |
Перевозок
Ко- | Эл. | ЦС | СГП | СГСМ | СЛ | СТТ | СМ | Отвал | ИТОГО | В том числе | |||
тельн | подст | авто | конв. | Ж/д | спец | ||||||||
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Промышленный транспорт: Справочник проектировщика/ Под ред. В.С. Гельмана. – М.:Стройиздат,1984. – 415 с.
2 Проектирование машзаводов и цехов: Справочник в 6 т. – М.: Стройиздат, 1974. – 600 с.
3 Генеральный план и транспорт промышленных предприятий/ Под ред. И.И. Костина, В.И.Тивировского. – М.: Стройиздат, 1981. – 192 с.
4 Мамаев В.С., Осипов Е.Г Основы проектирования машиностроительных заводов. – М.: Стройиздат, 1974. – 257 с.
5 Разумов К.А. Проектирование обогатительных фабрик. . – М.: Стройиздат, 1970. – 317 с.
6 Резников А.Л., Неверов В.А. Инженерные вопросы проектирования генеральных планов предприятий. - Ленинград.:Нева, 1975. – 182 с.
7 Научные основы проектирования карьеров. . – М.: Стройиздат, 1971. – 157 с.
8 . Кружков В.А. Металлургические подъемно-транспортные машины. . – М.: Стройиздат, 1966. – 264 с.
Учебное пособие
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям, курсовому и дипломному проектированию по дисциплине «Генеральный план и транспорт промышленных предприятий» , раздел «Проектирование генерального плана и транспорта предприятий машиностроительного профиля» для студентов, обучающихся по направлению
1004 «Транспортные технологии.»
Заверкин Андрей Викторович, Лесной Борис Иванович
Редактор Л.В.Бугокова
Техн. редактор Л.В.Хлевнюк
Сдано в набор ______ р. Подписано в печать _______ р.
Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times.
Печать офсетная. Усл.печ.л.__. Физ.печ.л. ___.
Издат. № ___. Заказ № ___ Тираж ___.
Цена договорная.
Издательство Восточноукраинского государственного университета 91034, г.Луганск, кв. Молодежный ,20а | Участок оперативной полиграфии Восточноукраинского государственного университета 91034, г.Луганск, кв. Молодежный ,20а |
Адрес редакции: 91034, г.Луганск, кв. Молодежный ,20а
Телефон: 8 (0642) 46-13-04. Факс: 8 (0642) 46-13-64
Е-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям, курсовому и дипломному проектированию по дисциплине «Генеральный план и транспорт промышленных предприятий» , раздел «Проектирование генерального плана и транспорта предприятий машино<