Экскаваторы с сильно развитой опорной поверхностью
Разработка траншей на заболоченной местности часто производится при помощи одноковшовых экскаваторов, под гусеницы которых подкладывают бревенчатые щиты, последовательно перекладываемые в*процессе копания. Щиты являются, таким образом, дополнением к ходовой части землеройных машин, увеличивая их опорную поверхность и снижая тем самым удельное ТРН2601давление на грунт. Однако применение щитов сильно усложняет производство работ и снижает производительность экскаваторов. Для увеличения производительности и маневренности землеройных машин, работающих на грунтах с низкой несущей способностью, необходимо значительно увеличить опорную поверхность их собственной ходовой части, отказавшись от применения дополнительных громоздких приспособлений в виде щитов. Выполнение этой задачи осложнено тем, что экскаваторы должны перемещаться не только по ровной, но и пересеченной местности как с мягким, так и с твердым поверхностным слоем.
Первым опытом в этой области было создание экскаватора на понтонно-гусеничном ходу модели ЭПГ-1 (рис. 85, а). При этом поворотная часть и рабочее оборудование было целиком заимствовано у серийно выпускающегося экскаватора Э-302, а его пневмо-колвсрый ход заменен специально спроектированным понтонно-гусеничным, состоящим из ходовой рамы и двух гусеничных тележек. Каждая гусеничная тележка имела пять полых катков понтонов, придававших экскаватору плавучесть.
Катки-понтоны охватывались специальной широкой и легкой гусеницей (ширина 1,5 м), обеспечивающей экскаватору малое удельное давление на грунт (0,1 кгс/см2 при весе экскаватора 19 т). Гусеница выполнена из четырех рядов пластинчатых втулочно-роликовых цепей, на которые опирались бандажи катков. К цепям приклепаны башмаки — дюралюминиевые, скрепляюшие швеллеры.
Гусеница приводилась в действие четырьмя звездочками (до числу втулочно-роликовых цепей), сидящими на одном валу, получающем вращение от ходового механизма при помощи цепной передачи. G противоположной звездочкам стороны на раме каждой тележки был укреплен натяжной механизм гусеничной цепи. При движении по воде нижние ветви гусениц выполняли роль гребных лопаток, благодаря чему экскаватор перемещался вплавь со скоростью до 2,2 км/ч. Скорость передвижения машины по суше составляла 0,7—3,1 км/ч.
Вследствие сильно развитой опорной поверхности и при наличии полых катков-понтонов экскаватор ЭПГ-1 был способен передвигаться по любым болотам и даже открытым водоемам, обладал хорошей устойчивостью и мог работать в сильно заболоченной местности и даже на плаву (в расчаленном состоянии), т. е. в условиях, в которых любой другой экскаватор (даже с применением щитов) неработоспособен.
Однако недостаточная прочность гусениц и катков-понтонов в сочетании с жесткой подвеской, широкой и длинной ходовой частью не позволяла перегонять экскаватор своим ходом по твердому грунту и пересеченной местности, требовала разборку экскаватора при транспортировке его другими средствами, не обеспечивала отрытие широких траншей и разработку перемычек.
В силу этих обстоятельств экскаватор ЭПГ-1 не получил широкого распространения на строительстве магистральных трубопроводов. Нужен был другой, имеющий все преимущества экскаватора ЭПГ-1, но лишенный большинства его недостатков.
С этой целью СКВ «Газстроймашина» был разработан проект нового экскаватора ЭКБ-1 (рис. 85, б).
Экскаватор-кран болотный ЭКБ-1 является одноковшовым полноповоротным экскаватором, предназначенным, как и ЭПГ-1, для земляных и погрузочных работ на сильно заболоченных участках трассы.
Снабженный различными видами сменного оборудования ТРН2601экскаватор может выполнять следующие виды работ:
1) драглайном — отрытие траншей и котлованов на болотах, заболоченных поймах рек, а также реках и водоемах глубиной не более 0,9 м;
2) грейфером — разработка траншей и котлованов в болотах, реках и водоемах с высотой уровня воды более 0,9 м. Экскаватор при этом находится на плаву, удерживаясь от произвольного перемещения или сноса течением с помощью канатной расчалки;
3) обратной лопатой — отрытие траншей и котлованов в обычных грунтовых условиях;
4) краном — навеска утяжеляющих грузов на трубу, производство погрузочно-разгрузочных и монтажных работ на болотах, а также поймах рек и реках с высотой уровня воды не более 0,9 м.
Поворотная часть экскаватора ЭКБ-1, кроме пульта управления, заимствована от того же экскаватора Э-302. Основное его отличие от экскаватора ЭПГ-1 заключается в конструкции ходовой части, представляющей собой ходовую раму сварной конструкции, опирающуюся на правую и левую ходовые тележки. Шины имеют размер 1500 X 840 мм, имеющие централизованную подкачку.
Развитая опорная поверхность катков-понтонов и наличие плавучести обеспечивает проходимость и работу экскаватора на болотах всех типов.
Централизованная система подкачки шин с пультом управления в кабине машиниста обеспечивает необходимое увеличение давления в шинах при передвижении и работе на твердых грунтах и снижение его на болотистых и мягких грунтах.
При движении по болоту избыточное давление в шинах устанавливается в интервале 0,2—0,3 кгс/см2, а при движении по дорогам и твердым грунтам — 0,7—0,8 кгс/см2.
Машинист экскаватора устанавливает и контролирует давление в шинах по показаниям манометра, расположенного в кабине.
Пневматический ход экскаватора обеспечивает перегон его своим ходом на расстоянии до 200 км без заметного износа узлов ходовой части (в отличие от гусеничных экскаваторов).
Конструкция ходовой части в сочетании с применением специального дышла делают возможным транспортировку экскаватора на большие расстояния на седельном тягаче или за ним со скоростью 20—25 км/ч. При этом дышло устанавливается вместо передних катков экскаватора.